Сотрудники городского отдела культуры и развития языков провели рейд на предмет соблюдения Закона РК «О языках» в Атырау. Вместе с ними вывески и баннеры, расположенные в областном центре, изучали корреспонденты «ПК».
В этот раз внимание участников рейда было направлено на гостиничные комп-лексы нефтяной столицы. Несмотря на то, что в списке объектов, которые планировалось посетить, гостиничный комплекс «Виктория Палас» был последним, нам хотелось бы начать именно с него. Почему? Потому, что на данный момент среди «конақ үйлер» в Атырау он является образцом по соблюдению языковых норм РК и дабы показать хозяевам других гостиничных объектов «как должно быть».
Приятное началось, как говорится, с входных дверей. Не говоря уже о наружной вывеске и надписей при входе, здесь все указатели соответствовали нормам Закона «О языках», т.е. были написаны на казахском, русском и английском языках. Тут замечаний у участников рейда не было.
Теперь о первых посещениях ресторанов и других гостиниц, в которых побывала выездная группа. Набор нарушений налицо. Например, хозяева гостиничных комплексов «Диар», «Раш» и «Райхан» явно не дружат с государственным языком. Надписи внутри зданий, объявления, указатели, прейскурант на ресепшене в основном были сделаны только на русском и частично на английском языках. Кстати, надо отметить, что руководителей и администраторов в этих гостиницах найти было сложно, несмотря на то, что о предстоящем рейде сотрудники были предупреждены. Но руководителю городского отдела культуры и развития языков Акылбеку Рыскалиеву все же удалось встретиться с заместителем директора гостиницы «Диар» Ханифой Хасановой и администратором гостиничного комплекса «Раш» Мариной Тариховой и объяснить, что во вверенных им заведениях есть явное нарушение требований законодательства.
– Согласно Закону РК, все тексты визуальной информации должны располагаться в следующем порядке: слева или сверху – на государственном, справа или снизу – на русском языке. По мере необходимости тексты визуальной информации могут быть дополнительно приведены и на других языках, – объясняет А. Рыскалиев. – Что касается комплекса «Райхан», то ни с одним руководителем нам встретиться не удалось, т.к. в бухгалтерии нам пояснили, что здание сдается в аренду, и у каждого субъекта свой хозяин. Тем не менее, все сотрудники гостиниц получили соответствующие рекомендации и срок один месяц на исправление всех замечаний.
По словам Акылбека Рыскалиева, с января текущего года они посетили около 30 объектов, среди которых торговые дома, супермаркеты, магазины и госучреждения Атырау.
– Цель нашего рейда – больше не инспектирование хозяйствующих субъектов, а оказание консультативно-методической помощи, – говорит А. Рыскалиев. – И, надо сказать, что руководители госучреждений, частные лица стали чаще обращаться за консультацией в управление по развитию языков. Они прислушиваются к мнению экспертов, охотно идут на контакт и сотрудничество. Это не может не радовать.
Анжелика КИМ