ОКНО В МИР БИЗНЕСА
Теперь сельские предприниматели и новички в бизнесе могут получать в одном месте всю необходимую информацию о мерах поддержки бизнеса. Во всех семи районах Атырауской области отныне работают Центры поддержки предпринимательства по принципу «одного окна». О преимуществах данных центров, о первых их шагах и перспективах рассказал директор Палаты предпринимателей Атырауской области Асылбек Джакиев.
— Асылбек Мухитович, расскажите, какова основная цель создания Центров поддержки предпринимательства?
— Для начала отмечу, что 2015 год Национальной палатой предпринимателей РК объявлен годом регионов. В этой связи с текущего года была начата работа по созданию Центров поддержки предпринимательства на уровне районов и сел. Согласно плану, всего до конца первого квартала текущего года планируется открыть ЦПП в 188 районах Казахстана. На сегодня нами завершена работа по открытию центров поддержки предпринимательства во всех семи районах области. Основная цель создания ЦПП или Дома предпринимателей, как мы его называем, — это создание инфраструктуры на районном и областном уровнях с полным комплексом услуг как для начинающих предпринимателей, так и для действующих бизнесменов.
— По какому принципу будут работать Центры поддержки предпринимательства? В чем их отличие, например, от центров обслуживания предпринимателей, которые были созданы ранее?
— Основное преимущество Центров поддержки предпринимательства заключается в том, что они работают по принципу «одного окна». То есть это центр, где предприниматели в одном месте смогут получить помощь по всем услугам. Во-первых, это помощь по разрешительным документам. Мы не раз говорили о том, что предприниматели чаще всего сталкиваются с административными барьерами при работе с госорганами, в частности, это отделы земельных отношений и архитектуры. Поэтому при открытии центров в наших районах мы достигли договоренности с местными властями, что сотрудники данных госорганов будут размещены в Центрах поддержки предпринимательства.
Кроме того, в ЦПП помощь предпринимателям будут оказывать представители различных институтов поддержки предпринимательства, центров обслуживания населения и сотрудники Палаты предпринимателей, в частности, юристы, которые будут консультировать субъектов бизнеса по правовым и юридическим вопросам. Всего же в Центрах поддержки предпринимательства будет предложено свыше 20 видов услуг.
— Как мы знаем, при ЦПП созданы школы предпринимательства. Кто может пройти там обучение и платное ли оно?
— Школа предпринимательства — это еще одно преимущество ЦПП. То есть опять в одном и том же месте любой желающий начать свой бизнес сможет совершенно бесплатно ознакомиться с основами предпринимательства. Специалисты научат его разрабатывать бизнес-план, помогут определиться с наиболее востребованной сферой бизнеса и многое другое. К тому же, хочу отметить, что тренерами в бизнес-школах выступают не преподаватели-теоретики, а сами предприниматели, уже имеющие за плечами многолетний опыт ведения бизнеса. К примеру, в Центре поддержки предпринимательства, открытом в Жылыойском районе, тренером является местный предприниматель Аскар Секербаев, владелец компании «Экопротек-Кульсары». Его стаж в предпринимательской деятельности превышает 20 лет. В городе успешный бизнес-тренер Ержан Нуршанов открыл Школу молодого предпринимателя на базе Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. Руководство вуза поддержало нашу инициативу. На сегодня среди учеников данной школы уже есть те, кто открыл свое собственное дело.
— Асылбек Мухитович, несомненно, работа по созданию Центров поддержки предпринимательства в районах требует тесного взаимодействия с местными исполнительными органами. Какую активность проявили местные акиматы в данном вопросе?
— Пользуясь случаем, хотелось бы выразить благодарность руководству всех семи районов области. Каждый из акимов, понимая значимость вопроса поддержки бизнеса, активно откликнулся на нашу инициативу о создании Центров поддержки предпринимательства в районных центрах, оказал посильную помощь. В частности, хотелось бы выразить отдельную признательность руководству Жылыойского района в лице акима района Максима Избасова. Это не первый проект, реализованный Палатой предпринимателей Атырауской области совместно с акиматом Жылыойского района, и всегда они идут нам навстречу. Для Центра поддержки предпринимательства руководством района нам было предоставлено большое здание Дома культуры в городе Кульсары. На сегодня здесь созданы все условия для обслуживания предпринимателей и тех, кто только хочет открыть свой бизнес. Совместно с руководством района утвержден график, согласно которому в Центре поддержки предпринимательства оказывают услуги сотрудники госорганов. Так, например, каждый вторник с 9.00 до 12.30 часов в ЦПП работают специалисты районного управления государственных доходов и центра обслуживания населения, а каждую среду с 9.00 до 12.30 часов — сотрудники районных отделов земельных отношений, архитектуры и градостроительства, сельского хозяйства и районного филиала РГП «Государственный научно-производственный центр земельных ресурсов и землеустройства». Это значит, что предприниматели могут получить все их услуги в Центре поддержки предпринимательства, избавляясь от необходимости обходить каждый госорган отдельно. Это существенная помощь для сельчан. В целом хотелось бы сказать, что за небольшой период работы Палаты мы смогли установить хорошие партнерские отношения с местными исполнительными органами власти.
— Уже есть первые результаты деятельности Центров?
— Да, конечно. Самым первым у нас в области Центр поддержки предпринимательства открылся в Индерском районе. На сегодняшний день к ним обратилось свыше 120 предпринимателей. Из них более 60 — по вопросу отмены предоплаты за электроэнергию. На сегодня все они решены положительно. По остальным обращениям проводится соответствующая работа. Каждую неделю районные филиалы сдают нам информацию о том, сколько предпринимателей получили помощь и какую именно. На основе этих данных мы будем оптимизировать работу в том направлении, где от предпринимателей поступает больше всего вопросов.
Динара КАНБЕТОВА