Самобытность и современность в творчестве
В областном музее изобразительного и декоративно-прикладного искусства им. Ш. Сариева открылась выставка известной художницы Камилы Жапаловой, приуроченная к 45-летию мастера.
Член Союза художников РК, член-корреспондент Академии художников РК, деятель культуры РК, академический доцент Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова Камила Жапалова окончила Чимкентское художественное училище имени А. Кастеева, Санкт-Петербургское профессиональное училище №91 по специальности «художник росписи по ткани», Атырауский университет им. Х. Досмухамедова по специальности «дизайн». Творчество художницы по достоинству оценено во многих странах мира. В ее биографии значатся ряд персональных выставок в Атырау, участие в различных республиканских и международных выставках и фестивалях, в частности, стала лауреатом международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт» в Астане, во Всемирной выставке художников во Франции, Арабских Эмиратах, на Кипре участвовала в выставке, посвященной прикладному искусству народов Казахстана и Турции и была награждена почетным дипломом, провела персональную выставку «Дала әуендерi» в музее Первого Президента РК, участвовала в выставке казахстанских художников в Китае, персональные выставки художницы проходили в Санкт-Петербурге.
Выставка была представлена в открывшемся в торжественной обстановке зале музея, специально предназначенном для выставления работ атырауских художников. Часть картин выставки художницы находится в фонде музея, есть и новые работы, написанные маслом на холсте и батиком. В частности, триптих с изображением девушек в саукеле, написанные ею накануне Наурыза, картины, посвященные святым местам Востока, цикл картин «Дала дауысы» («Голос степи»).
Гость вернисажа, известная поэтесса, член Союза журналистов РК, журналист Гульзада Ниеткалиева давно дружит с Камилой. Она рассказала интересную историю из творческой жизни художницы. Камила никогда не писала портреты, но однажды, прочитав и воодушевившись поэмой «А? жылан Пір» Гульзады Ниеткалиевой о святом Карлыгаш баба, решила написать портрет святого, которого она никогда не видела при жизни. Каково же было изумление автора поэмы, когда художница показала написанный портрет, который был один в один похож на правнука Карлыгаш баба. Так получилось совместное произведение двух творческих личностей.
В ходе выставки художница показала мастер-класс для школьников, пришедших на выставку. Мастер поделилась с детьми тонкостям сложного и трудоемкого процесса росписи ткани.
Камила Жапалова создает свои картины, придумывая новую технологию писания картин и совмещая разные виды техники батика. В ее картинах женщины — нежные и сильные одновременно, он и она, птицы с экзотической расцветкой, пейзажи родного края… Это мир, который видит и созидает именно женщина, хранительница очага, традиций, тем самым соединяющая воедино прошлое, настоящее и будущее. В картинах художницы сохранена свежесть собственного взгляда и оригинальность подхода к реализации творческих замыслов, отчетливо видна ее непохожесть и нестандартность в каждом полотне.
— Почему вы пишете в стиле батика, чем он вас привлекает?
— Батик — можно сказать, моя мечта с детства, вообще, страсть к живописи у меня с детства. Мой дедушка были замечательным прикладником-ремесленником, мама прекрасно шила. Я как-то увидела картину, написанную батиком, с тех пор я им заболела. В Чимкентском художественном училище нам рассказывали, что из себя представляет этот вид росписи, но специалистов по батику там не было. И я стала искать, где преподают этот вид искусства, и узнала, что батик преподают в Санкт-Петербургском профессиональном училище №91, куда я и поступила.
— Какое ваше самое большое достижение, на ваш взгляд?
— Думаю, я его еще не совершила и у меня все впереди. И если с каждой моей выставкой люди вокруг будут с уважением и интересом воспринимать мое творчество, как сегодня, это, я думаю, главное.
— Что вам дает ваша работа?
— Огромное удовольствие, радость, для меня это главное дело жизни. Когда я рисую, у меня поднимается настроение, и когда у меня плохое настроение, как только я начну рисовать, забываю обо всем плохом.
— Какова основная тематика ваших произведений?
— Я не пишу в стиле реализма, для моих произведений характерен восточный стиль, казахское традиционное народное творчество, обычаи и традиции казахского народа, лирический абстракционизм, даю волю полету фантазии, и все это в сочетании с современностью. Во многих моих картинах — древний Туркестан, мавзолей Ахмеда Яссауи, символ единения и гостеприимства для тюрков — священный казан Тайказан. Образы данных произведений часто приходят ко мне во время священного праздника Ораза-айт во сне или наяву, я словно вижу эти картины. К весне и осени моя излюбленная тема — джайлау.
— Насколько батик популярен в стране, за рубежом?
— В республике батик очень популярен, в частности, в Алматы и Астане, высоко ценится и используется этот вид искусства в Европе. Изначально из Индонезии он пришел в Европу, затем в Россию и в Казахстан. Что интересно, когда я участвовала в выставке казахстанских художников в Китае и там увидели мои работы из батика, пронизанные национальным колоритом, даже посчитали, что ручная роспись по ткани пришла из Казахстана. Мои работы уже хорошо знают в Китае. Картины из батика вызвали у китайских коллег большой интерес, и меня пригласили провести мастер-классы для студентов художественной академии. Благодаря искусству, тому, что преподаю в университете, у меня есть возможность ездить по миру, демонстрируя исконные национальные традиции казахского народа.
— Вы также занимаетесь дизайном одежды?
— Я увлекаюсь дизайном одежды и шью наряды на заказ. В прошлом году приняла участие в международном фестивале сценического костюма «С?н мен сахна» в Актау, заняв третье место. В состав жюри конкурса входили именитые кутюрье, артисты. Мои работы при этом были выполнены в сочетании с технологией батика. Процесс создания такого наряда требует большого терпения. Будучи художником, я внедряю новые и национальные элементы в своих работах, стараюсь отобразить самобытность нашего народа в сочетании с современными трендами. И платья у меня получаются эксклюзивными, не похожими, и даже при всем желании я не могу повторить созданный наряд, к каждому платью придумываю свой дизайн, узоры.
— Расскажите о своей преподавательской деятельности, много талантливой молодежи в Атырау?
— Сейчас много талантливой креативной продвинутой молодежи, которая пишет необычные неординарные работы, у некоторых я сама порой чему-нибудь учусь. Правда, зачастую у них возникают проблемы с материалами, которые очень дорогие. И потом, наша работа требует огромной выдержки и терпения, и остаются в этом деле, как правило, те, у кого есть стержень, кто действительно хочет заниматься этой деятельностью. Я обучаю детей индивидуально живописи, преподаю в частной школе, и когда детская творческая энергия соединяется с моей, получаются интересные художественные решения. Детская неуемная фантазия, то, как они умеют выражать свои мысли на холсте, это, конечно, очень интересно.
— Ваши ближайшие планы?
— Это, конечно, подготовка к международной выставке ЭКСПО-2017.
Как известно, на выставке будут гости со всего мира, поэтому нам, людям искусства, нужно представить Казахстан, его культуру, искусство, историю. Мы в своих произведениях, используя весь свой творческий опыт и потенциал, стремимся показать развитие нашей страны, красоту ее природы, казахские традиции и обычаи, подчеркнуть красоту казахских орнаментов, казахской национальной одежды. Все это в наших картинах, изделиях прикладного искусства. Специально для выставки я готовлю шарфы с изображением эмблемы ЭКСПО-2017. Мною написано семь больших картин, посвященных 550-летию Казахского ханства, в каждой из которых заключен глубокий философский смысл.
— Откуда берете творческое вдохновение?
— Вдохновение всегда присутствует в моей жизни. Я позитивный человек, не думаю о плохом, словно ношу розовые очки, стараюсь воспринимать мир с красивой, положительной стороны. Думаю, что это характерная черта творческой личности, это все благодаря силе искусства.
Жанат ШАЯХМЕТОВА