РЕЛИГИЯ И ГОСУДАРСТВО
Из истории нам известно, что взгляды общества, касающиеся религии, постоянно менялись. Некоторые государства, объявляя одну религию государственной, обязывали придерживаться ее всех.
В других государствах был наложен запрет на религию и в веру в Бога. Чтобы прийти к понятию «свободы вероисповедания», человечество прошло очень большой и тернистый путь.
Свобода вероисповедания в жизни казахстанского общества начала свое распространение после распада СССР. За годы независимости в Казахстане сформировалась законодательная и правовая база, регулирующая религиозные вопросы. Согласно Конституции РК запрещается оказывать какое-либо давление по отношению к представителю той или иной национальности, конфессии или подвергать их дискриминации. Между тем государство дает равные возможности для деятельности религиозных организаций.
В последние годы можно заметить рост роли религии в жизни общества, особенно среди молодежи. Так, 70,2% жителей считают себя мусульманами, 26% — христианами, 0,03% — иудеями, 0,1% — буддистами, 0,2% — представителями других религий.
Хотелось бы рассказать об истории двух религий, имеющих наибольшее число приверженцев в Казахстане — об исламе и православии. На территорию Казахстана ислам пришел, как считается, в VIII-ІХ веках. Можно сказать, что эта религия внесла неоценимый вклад в развитие духовности и культуры казахского народа.
Ислам на территории казахов изначально развивался как религия, несущая мир. Различные представители населения приняли ислам как свободную религию. В литературе, исторических документах не встречается негативных сведений, касающихся религии мусульман. С момента формирования казахской государственности идеология опиралась на мусульманские правовые нормы. Наиболее ярким примером этого может служить «Жеті Жар?ы» Тауке хана.
Ислам на территории Казахстана развивался благодаря взаимодействию с доисламскими традициями казахского народа. Прежде всего потому, что ислам не является религией противопоставляющей себя ни одному национальному языку, каким-либо национальным традициям и обычаям. Наоборот, принимая положительные качества каждого народа, ислам продолжает их развивать. Столетиями наша страна, считаясь частью исламского мира, придерживалась суннитского направления, ханафитского мазхаба. Учитывая это, в октябре 2011 года был принят Закон «О религиозной деятельности и о религиозных объединениях», в преамбуле которого указана историческая роль ханафитского мазхаба.
Вторым по численности приверженцев считается православие, которое распространилось на территории Казахстана еще во времена, когда Российская империя строила на казахских землях военные крепости, позже в результате присоединения Казахстана к России. В 1871 году сформировалась Туркестанская епархия. В XIX веке в 80-х годах в южной части Казахстана начали строиться церкви. Надо отметить, что после прошедшей в 2012 году регистрации религиозных объединений в стране работают 280 православных религиозных объединений.
Одной из основ социально-экономического развития государства и политической стабильности является мирное сосуществование представителей различных этносов и вероисповеданий. Как вы знаете, вот уже в течение многих лет в Казахстане успешно работает Ассамблея народа Казахстана. А в мае 2011 года Указом Президента Республики Казахстан сформировано Агентство РК по делам религий. В том же году в областях были созданы антитеррористические комиссии, в задачу которых входит проведение работы по укреплению межконфессиональных отношений, пропагандистская борьба для недопущения проявлений религиозного экстремизма. На плановой основе проводятся научно-практические конференции и семинары как в международном, так и республиканском масштабах, проводится мониторинг деятельности религиозных объединений.
На международной арене Казахстан известен как страна, в которой царит мир и согласие между религиями и народами. Не случайно, что опыт нашей страны в межконфессиональной сфере изучают такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ.
Сегодня мы должны направить все свои усилия на то, чтобы бороться с идеями религиозного экстремизма и радикализма. К этой работе должны подключиться политические и общественные лидеры, руководители духовенства и молодежных организаций, а также представители интеллигенции. Лишь тогда мы сможем сохранить независимость нашей страны, мирную и безмятежную жизнь.
Еркинбек ШОХАЕВ,
руководитель управления
по делам религий
Атырауской области