РАЗВИВАТЬ ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Казахстан имеет значительные возможности для развития собственного транспортно-логистического потенциала. На брифинге в СЦК старший научный сотрудник отдела экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Евгений Хон рассказал о результатах реализации инфраструктурных проектов в рамках программы «Нұрлы жол».
По его словам, эффективные транспортно-логистические сети способны не только форсировать индустриализацию за счет сближения промышленных центров внутри страны, но также создать базу для углубления регионального центральноазиатского и евразийского экономического сотрудничества и дальнейшей интеграции Казахстана в мировую экономику. Более того, стратегически выгодное географическое положение нашей страны позволяет получать значительный источник дохода за счет активной реализации транзитных возможностей.
На сегодняшний день одним из важных направлений повышения эффективности использования транзитного потенциала является качественное развитие железнодорожного и автомобильного транспорта РК. Развитие данных видов транспорта имеет особую актуальность, учитывая, что по территории Казахстана проходят пять международных транспортных коридоров: Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ), Южный коридор ТАЖМ, Центральный (среднеазиатский) коридор, Север — Юг и ТРАСЕКА, которые, в свою очередь, внутри Казахстана делятся на шесть железнодорожных и шесть автомобильных транспортных коридоров. Железнодорожный и автомобильный виды транспорта занимают наибольший удельный вес по количеству перевозимых грузов.
В настоящее время Правительством РК уже реализован ряд важных проектов. В частности, были построены и введены в эксплуатацию железнодорожные линии Жетыген — Коргас, Узень — государственная граница Туркменистана. В 2015 году будут введены в постоянную эксплуатацию линии Жезказган — Бейнеу и Аркалык — Шубарколь. Линия Жезказган — Бейнеу позволит сократить железнодорожный маршрут от станции Достык до Западного Казахстана, в том числе до порта Актау, на 1138 км. Таким образом, путь с востока на запад сокращается в среднем на четверо суток. Транспортные расходы при перевозке грузов по указанному направлению должны уменьшиться в среднем на 24-30%.
Все большую актуальность в транспортной политике РК приобретает вопрос диверсификации направлений транспортных коридоров за счет создания сети собственных транспортно-логистических комплексов (ТЛК) на стратегически важных направлениях за рубежом. Создание сети ТЛК позволит активизировать грузопоток через территорию Казахстана, что будет способствовать становлению Казахстана в качестве главного транзитного хаба между Европой и Азией.
Казахстан способен стать главным перевалочным пунктом для товаров, следующих в направлении «север-юг», особенно в рамках ЕАЭС. По словам Евгения Хона, необходимо развивать южное направление. В частности, для Казахстана был бы интересен выход в южный город Ирана — Чабахар, потому что в настоящее время правительство Ирана занимается активным развитием этой специальной экономической зоны, подводятся железнодорожные линии.
Светлана НОВАК