ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ АТЫРАУ В ХИВУ
Занимаясь по воле судьбы в последние годы духовным наследием яркой исторической личности — Пира — Бекета Мырзагулулы, бесстрашного батыра, разнопланового ученого, непревзойденного архитектора, духовного оплота казахской нации, приходилось порой в беседах слышать о том, что якобы это вымышленный человек. Каждый раз подобное высказывание заставляло меня задуматься. Позже, анализируя ситуацию, я поняла, что одна из причин — в недостатке информации. Но за последние годы появилось больше публикаций в периодических изданиях, книг как на казахском, так и на русском языках, что способствовало получению расширенной информации заинтересованным людям.
Однако общеизвестно, что все грани Личности Бекет-Ата до сих пор не изучены, потому что непостижимы для понимания современного человека. А все непознанное, можно сказать, таинственное, всегда привлекает. Впереди, я надеюсь, нас ждет еще много открытий ученых.
А мне, журналисту, бесконечно любопытно узнавать новые факты из жизни святого предка. Вследствие чего при первой возможности я отправилась в Хиву, в Узбекистан, чтобы своими глазами увидеть медресе Ширгазихана, в котором обучался юный Бекет, пройтись по каменным улочкам древней Хивы, увидеть восточные строения незапамятных времен, которые привлекают, впрочем, туристов со всего мира.
МЕЧЕТЬ БЕКЕТ-АТА В БЕЙНЕУ МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ
Перед началом какого-либо важного дела или поездкой у казахов принято получать благословение. Эта традиция осталась и по сей день. Учитывая, что дух святого провидца суров, и чтобы не нарушать принятой традиции, я решила посетить мечеть, построенную Ата в Бейнеуском районе Мангистауской области, потому что она была, во-первых, по пути, во-вторых, никогда нельзя проезжать мимо мечетей Ата, тем более перед отправкой в долгий путь, в-третьих, данную мечеть мне еще не удавалось посетить, а ее фотографии еще более привлекали. Не скрою, я считала дни, когда же закончатся организационные моменты. И этот день наступил. В один из мартовских дней я уехала на такси в Бейнеуский район через Кульсары. Кстати, предваряя события, скажу, что основную часть пути пришлось проехать автотранспортом, что намного удобнее и быстрее, работа частного такси, как у нас в Казахстане, так и в Каракалпакстане и Узбекистане налажена просто замечательно. Однако никаких документов, подтверждающих ваш путь, вам не дадут, так что вопросы с бухгалтерией придется как-то решать.
Дорога до Кульсары, как многим известно, неплохая. Наняв такси до поселка Бейнеу, мы с попутчиками договорились, что придется еще заехать в мечеть Ата в старом Бейнеу, которая находится примерно в 20 км. Дорога заняла всего часа два, попался отчаянный водитель, и практически через пять часов я была уже в Мангистауской области. Проезжая мимо населенных пунктов, несложно определить, как живется сельчанам. Лично я определяю по инфраструктуре: по внешнему облику жилых домов, их добротности, количеству нового жилья, проведен ли в том числе природный газ в дома и так далее. За годы работы в журналистике уже знаю, что в селах днем практически сложно увидеть людей. Не ждите, это не город со своей вечной суетой, автомобильными пробками, сиренами, озабоченными прохожими и смогом. Жизнь в селе течет размеренно, и в ней свой уклад, который для горожанина на первый взгляд покажется, возможно, неприемлемым. Но это не значит, что в селе жизни нет, но это — тема другого материала.
Итак, мы въехали на территорию мечети Бекет-Ата в Бейнеуском районе через величественную арку и ограждения из известняка. Я подумала, что надо уже собираться. Но водитель проехал еще 2 км по дороге, вдоль которой были высажены в несколько рядов деревья. Представляю, как здесь красиво и прохладно знойными летними днями. В целом сам комплекс мало того, что величественен, здесь чувствуется, что он опекаем как самим местным населением, так и властью. В книге «Бекет-Ата» отмечалось, что с приобретением независимости народ потянулся к местам захоронений святых предков не только для получения благословения, но и для того, чтобы их восстановить, облагородить. Ведь недаром говорят, что без прошлого нет настоящего. Так вот мечеть Ата в Бейнеуском районе олицетворяет в полном смысле народную любовь к личности Бекет-Ата, как, впрочем, и другие. Но здесь я это увидела своими глазами и прочувствовала.
Скажу сразу, эта мечеть по форме напоминает мечеть в Огланды, только поменьше в размерах. Спускаешься в низину по красиво выложенным лестницам, вдоль которых, как мне показалось, растут те же кустарники, как и в Огланды, расположена также в горных скалах, вырублены комнаты в горных складках, входить надо с правой ноги, полусогнувшись, сняв предварительно обувь у входа. Для паломников открыты двери в два помещения. Основное состоит из двух комнат, в одной захоронен потомок Ата — Самалык, который вместе с даром предвидения и высокими моральными качествами занимался животноводством при жизни и знал многие секреты, в том числе и лечения болезней скота. В другой читаются молитвы, при жизни Ата именно в ней обучали детей грамоте и основам многих наук. Все больше изу-чая наследие Ата, я начинаю понимать, откуда у казахов неистребимая тяга к знаниям, к языкам! В этой же комнате находится шест, как и в иных мечетях, для лечения болей в пояснице и спине.
Проходим в следующую комнату, также выдолбленную в скале, небольшую по размерам, в которую напрямую не проникал солнечный свет, и освещалась она, скорее всего, через отверстие в потолке, как обычно в других мечетях. Мне сказали, что здесь Ата в основном отдыхал, что проявлялось в чтении пятикратного намаза, уединении, что способствовало размышлениям, лицезрении ночью небесного свода для предсказаний и научных открытий. Как известно, бесценное научное наследие Ата, как, впрочем, и многое другое, было утеряно за прошедшие семь десятков лет в связи с запретом властей того периода. Так что бесценные научные труды, стихи, философские размышления и многое другое безвозвратно утеряно.
Данная мечеть, как и в Огланды, впечатляет. Ведь она сохранилась в первозданном виде. Ее стены хранят прикосновение рук самого провидца. В день нашего посещения иных паломников не было, у нас была уникальная возможность для уединения. Дороги повсеместно еще не просохли, нашему приезду очень обрадовались. Прочитав суры из Корана, принеся пожертвования и обратившись к Всевышнему за поддержкой в пути, мы поднялись по другой лестнице в обход мечети. С другой стороны на возвышении находилось несколько захоронений. В одном из них захоронен старший брат Бекет-Ата и его наставник, батыр и хафиз (просвещенный) Мендыгул Мырзагулулы. Также прочитав поминальные суры, мы стали оглядывать местность. От самой мечети в два ряда проложено несколько дорожек через низину в скальные возвышения, где также немало захоронений как святых людей, так и иных жителей тех лет. По ним несложно определить, что два столетия назад вокруг данной мечети располагался казахский аул.
Приближался вечер, мартов- ский холодный ветер усиливался. Еще не полностью растаявший снег, через который уже были видны ветки кустарников и кое-где земля, придавал особое очарование пейзажу. Когда мы только приехали, немного поеживались, но увиденное настолько впечатлило, что стало как-то тепло… Попутчики ушли в гостиницу, где был накрыт дастархан. А мне чая вовсе не хотелось, ведь мы пили святую воду из колодца, которая, как я заметила, не только утоляет жажду, но и дает ощущение сытости. Вода в ней, кстати, зимой не замерзает. А рядом с колодцем из-под земли раздается шум, как нам сказали, другого источника. Какая благодать! Тишина, покой. Я стала медленно возвращаться в гостиницу для паломников. Обычно оглядываться назад не принято. Как жаль, что времени очень мало. Впереди — долгий путь в Хиву.
«БЕЙНЕУ-КУНГРАД»
Я знала о существовании данного железнодорожного маршрута, в частности, что на нем прибывают к нам гастарбайтеры из Каракалпакии и Узбекистана. Знать одно, другое — проехать на нем в качестве пассажира. Скажу сразу, если вам нужен экстрим, то этот поезд для вас. Время в пути 12 часов. На первый взгляд не так уж и много, правда? Но все вагоны в составе были общие, что вовсе не укладывалось в моем сознании (примечание: в данное время в составе имеется несколько плацкартных вагонов). Все-таки мы, казахстанцы, привыкли уже к определенному уровню комфорта: летаем на «Боинге», ездим на фирменных поездах с кондиционером и другими удобствами. А тут, сев в поезд, словно попала в машину времени, которая понесла меня назад. Скажу сразу, что это ощущение не покидало меня вплоть до возвращения, где бы я ни была. Судите сами, несмотря на то, что в билете указаны места, на ваше требование его освободить, поскольку у вас билет, никто и никак не отреагирует. Поэтому, чтобы не остаться без места, необходимо сесть в вагон как можно быстрее. Благо, в ту сторону отъезжавших было не так много. И нам удалось сесть в последнее купе, как вы понимаете, у туалета. Вагон уже не отапливался, было очень холодно. Постель в общих вагонах также не предполагается, и если ваша спина или поясница вдруг начинает беспокоить после многочасового сидения, то можно лечь на матрац и подушку без постели. Их вид меня, естественно, не вдохновил, и я решила, что как-то посижу 12 часов, что оказалось практически выше моих сил. Впервые я уступила своим принципам. «Это издержки моей профессии, в принципе, я к ним готова», — утешила себя. Чтобы не тратить времени попусту, мы углубились в чтение как новых книг, так и печатных публикаций, приводили в порядок материалы, которые намеревались передать в дар музею, чем, кстати, вызвали интерес как у пограничников, так в основном и иных проверяющих при приближении к Каракалпакстану, который входит в состав Узбекистана. Представившись, двое в гражданской одежде стали расспрашивать меня о целях поездки. Опережая события, скажу, что это внимание меня все-таки застало немного врасплох. Но позже попутчики мне объяснили, что ничего страшного: в Узбекистане тщательно проверяют всех пассажиров, въезжающих к ним. Сказав о цели поездки по изучению духовного наследия Бекет-Ата, о котором они, кстати, знали не понаслышке, и что поэтому еду в Хиву в медресе, а также совершу в ходе поездки паломничество и к месту захоронения в селе Газабад, его наставника Пакиржана кажи, сразу же почувствовала к себе иное отношение. Извинившись за неудобства в общем вагоне, вызвали проводника, чтобы тот нашел постель. Через некоторое время действительно принесли, причем чистую, постель. Потом предложили зеленый чай, а затем появился у меня и плед. Весь остаток пути проводник справлялся о самочувствии. Я отвечала, что все нормально (насколько возможно, конечно). Не скажу, что меня не раздражали продавцы пищи и воды, в основном молодые, не только женщины, но и парни, которые, усевшись на боковые сиденья, громко разговаривали. Хотя, впрочем, что-то подобное есть и у нас на железных дорогах. Всем надо как-то выживать, не от сладкой жизни приходится им мотаться по поездам. Я безмолвно смотрела по сторонам, поскольку подобное не видела уже лет двадцать. Когда мы приехали где-то часов в 8 вечера на станцию Кунград, уже стемнело, мы сели в частное такси и поехали в Нукус, чтобы переночевать.
(Продолжение следует)
Гульжан ЕЛЕШЕВА,
Атырау-Бейнеу-
Кунград-Нукус-Ургенч-Газабад-Хива-Атырау