ОбществоНовости

На мусорных полигонах Атырауской области собралось 2,6 млн тонн отходов

По информации областного управления природных ресурсов и природопользования, в настоящее время на территории Атырауской области на мусорных полигонах собралось 2,6 млн тонн отходов. Если в Атырау наметились сдвиги в деле управления твердыми бытовыми отходами, то в районах впереди работы непочатый край.

Атырау, конечно же, ­опережает

Всего по области имеется 54 полигона ТБО, из них только 14 соответствуют экологическим и санитарным требованиям и получили разрешение на эмиссии в окружающую среду. В 2019-2020 годах введены в эксплуатацию две сортировочные линии по переработке ТБО: ТОО «Спецавтобаза» в г. Атырау и ТОО «Эко Кала XXI» в Жылыойском районе. Согласно Концепции «зеленой экономики» переработка отходов в Казахстане должна достичь к 2030 году 40%, а к 2050-му – 50%. В 2020 году доля сортировки ТБО по области составила 19,6%, а на 2021 год запланирована на уровне 21%, что является целевым показателем отрасли по программе регионального развития области на 2021-2025 годы.

 Так, в 2021-2023 годах планируется осуществить строительство двух полигонов ТБО с сортировочными линиями в г. Атырау: в левобережной части такую линию построит ТОО «ПромЭкология» и на правобережье – ТОО «ГринСитиКлининг». Однако в районах области, по словам руководителя областного управления природных ресурсов и природопользования Кадыржана Арыстана, процесс организации проектов по управлению ТБО идет довольно сложновато.

– Дело в том, что инвесторы не хотят идти работать в сельские районы. Они попросту не желают туда вкладываться. Почему? Во-первых, там низкая рентабельность проектов, во-вторых, собираемый объем ТБО совсем небольшой, так как в наших селах проживает немного народу. Плюс ко всему существующие полигоны далеки от идеала и не соответствуют утвержденным нормативам. В свое время была разработана проектно-сметная документация (ПСД) на строительство 10 полигонов ТБО, но, увы, не было выработано единого подхода. К примеру, строительство одного мусорного полигона было оценено в 200 миллионов тенге, а другого — в 1 млрд тенге. Почему так вышло – непонятно. Эти проекты так и не были реализованы. Со временем изменились экологические требования и разработанные ПСД полигонов остались в стороне, — поясняет К. Арыстан.

В каждом ауле полигон не нужен

 У нас по области имеется более 160 сельских населенных пунктов. Теперь строительство мусорного полигона в каждом сельском населенном пункте, ауле или селе считается нецелесо­образным. Вместо этого предлагается построить от 3 до 5 полигонов ТБО и разработать механизм сбора мусора и его транспортировки до полигонов. А это значит, прежде чем отправить мусор на полигон, его нужно собрать из аулов и профессионально отсортировать на специальной площадке с сортировочными линиями, то есть, отдельно отсортировать пластик, стекло, бумагу, картон, пищевые отходы, дерево, металлы. А то, что считается неликвидом, отправить на свалку и захоронить. Такой алгоритм действий позволил бы оптимизировать расходы на содержание полигонов, отпадает надобность в открытии большего числа полигонов, поднимет уровень управления ТБО, а значит, улучшить экологию. «Этого мы не можем добиться от районных властей как уже два года. Хотя мы предлагали им это в свое время. К сожалению, они не хотят этим заниматься или не могут организовать подобную работу. Говорю открыто, экология районных властей особо не волнует. Да простят меня мои коллеги за откровенность. А ведь надо всего лишь разработать программу, алгоритм действий и заложить расходы в бюджет, утвердить решением маслихата и начать изыскивать средства. Не нужно делать это на словах, покажите расчеты, раскладку, покажите схему», — эмоционально подчеркнул глава управления.

 Как лебедь, щука и рак

Но в сложившемся положении дел вина не только районных акиматов, но и Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК. В свое время областные власти предлагали включить в экологическое законодательство пункт о сооружении сортировочных площадок для первичной сортировки бытовых отходов. Существующий алгоритм оформления экологических разрешительных документов на полигоны ТБО является довольно сложным (разработка ТЭО, проекты предОВОС и ОВОС и др.) и предназначен для больших городских полигонов. При этом, разработка упрощенного типового проекта полигона для сельской местности решила бы проблемы строительства их в селах. Однако решение вопроса задерживается из-за несогласованных действий министерств экологии, геологии и природных ресурсов, Мининдустрии и инфраструктурного развития, а также Минфина. В то же время по новому Экологическому Кодексу РК без процесса сортировки вывоз и захоронение отходов на полигон ТБО запрещается. Получается, что главный нормативный документ, регулирующий правоотношения в сфере экологии, опережает реальную ситуацию с управлением отходов на местах.

В районах малая плотность населения, объем сбора ТБО тоже небольшой и, соответственно, нет заинтересованности со стороны предпринимательских структур из-за низкой рентабельности сбора, сортировки и переработки отходов. Малые партии отсортированного мусора не вызывают особого энтузиазма у крупных переработчиков отходов. И к тому же эти партии мусора надо доставить до этих заводов, что тоже влетает в солидную копеечку. А рыночный закон неумолим, раз нет прибыли, то нет и бизнеса. Вопрос же повышения тарифа для сбора ТБО является социально увязимым вопросом, поэтому надо его решать на центральном уровне в форме субсидирования тарифа предприятий, занимающихся сбором и вывозом мусора от населения. И поэтому вопрос с сооружением современных полигонов и сортировочных линий все еще остается открытым.

Тимур Казиев

Специальный корреспондент

Статьи по теме

Back to top button