Общество

Подозрительный клиент

Почему в Казахстане не наблюдается снижение объема обналичиваемых средств? Какова ответственность финансовых структур в вопросах по сокращению теневой экономики и выявлению подозрительных клиентов? Об этом шел разговор на круглом столе, организованном департаментом экономических расследований по Атырауской области совместно с филиалами Палаты предпринимателей и Национального банка.

В мероприятии под председательством руководителя департамента Кайрата Бижанова приняли участие представители общественных объединений, руководители и представители филиалов банков второго уровня.

– В Казахстане созданы все условия для безналичной экономики – имеется законодательная база, в стране одна из передовых в постсоветском пространстве банковских систем. Однако, несмотря на принимаемые меры, снижение объема обналичиваемых средств не наблюдается, ежегодно по стране обналичивается порядка 1,5 – 2,0 трлн тенге, – поставил в известность руководитель оперативного управления департамента Марат Жунусов. – Как показывает анализ данных в этой сфере по республике, основная часть «обнала» производится ежегодно в сентябре-декабре, что предположительно связано с активным выводом денежных средств к концу года. При выявлении фактов причастности сотрудников банка, способствующих незаконной деятельности  обнальных компаний, в рамках статьи 200 УПК РК будет информироваться руководство головных банков с одновременным уведомлением акционеров. 

Стоит пояснить, что государственное регулирование сферы обналичивания денежных средств осуществляется согласно Закону РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Установлен перечень субъектов финансового мониторинга и их обязанности в сфере предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Особое место среди субъектов финансового мониторинга занимают банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, так как основной оборот финансовых средств осуществляется через них.

В нынешнем году сотрудники департамента выявили шесть фактов выписки фиктивных счетов-фактур, где имелись факты обналичивания денежных средств в банках второго уровня. Между тем закон дает банкам право сообщать в компетентные органы о совершаемых через них подозрительных операциях и подозрительных клиентах. Для организации такой работы каждый субъект финансового мониторинга разработал правила внутреннего контроля и программы его осуществления и несет ответственность за ее реализацию.

– Правила внутреннего контроля банка должны включать в себя и программу идентификации подозрительных клиентов, программу мониторинга операций, изучения операций клиентов, программу подготовки и обучения сотрудников банков по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, – пояснил М. Жунусов.

Таким образом, у всех банков есть законодательно установленные обязанности и практическая возможность идентифицировать подозрительные операции и клиентов.

Участники круглого стола приняли активное участие в обсуждении имеющихся вопросов и путях их решения.

– Для дальнейших совместных действий по снижению объема незаконного обналичивания денежных средств руководителям областных филиалов банков второго уровня предложено проводить на постоянной основе профилактическую разъяснительную работу среди предпринимателей по вопросам сокращения наличного денежного оборота, что поможет прозрачно вести бизнес и обеспечить полноту налоговых поступлений в бюджет, – проинформировал руководитель управления департамента Кахарман Жардемов.

В завершение круглого стола руководитель департамента поблагодарил участников за активное участие и пожелал плодотворного эффективного взаимного сотрудничества. Всем были розданы буклеты о деятельности органов службы экономических расследований, а также буклеты на тему «Stop-обнал».

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button