Общество

ПРОЗРАЧНОСТЬ ПО ГОСЗАКУПКАМ

Внедрение «Открытого правительства». Разработка ЗАКОНА О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ, который позволит сделать любую информацию, находящуюся в цраспоряжении государственных органов, за исключением отнесенной к государственной тайне и иной информации, охраняемой законодательством.

За прошедший год областным управлением государственных закупок проведено 465 электронных конкурсов на общую сумму 39,8 млрд. тенге, при этом экономия бюджетных средств по конкурсам составила 2,1 млрд. тенге. Об этом сообщил руководитель управления Жумабай Карагаев.

Напомним, областное управление государственных закупок было создано в конце декабря 2014 года, и уже с января 2015 года все электронные государственные закупки работ, товаров и услуг, сумма которых превышает 4000 МРП, а также сумма конкурса, не превышающая вышеназванный показатель, но требующая подготовки проектно-сметной документации, капитальных ремонтов и других работ и услуг, проводятся данным управлением.

По словам руководителя, за первый год работы в суд было направлено 30 исков о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. В итоге 13 из них были включены в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

НЕТ — АФФИЛИРОВАННЫМ КОМПАНИЯМ!

К примеру, при проведении конкурса по госзакупкам «Строительство памятника воинам-интернационалистам в г. Атырау» была представлена заявка от ТОО «Aser Construction». В ходе рассмотрения членами комиссии конкурсной документации было установлено, что данное предприятие состоит в реестре должников по исполнительным производствам Минюста РК. Управление направило иск в экономический суд о признании данного предприятия недобросовестным участником госзакупок, в результате которого суд удовлетворил иск.

Также по лоту «Проведение энергетического аудита водоочистных сооружений и объектов КГП «Атырау Су Арнасы» были поданы две заявки ТОО «Казэнергоэкспертиза» и ТОО «Казахстанский научно-исследовательский институт энергосбережения и энергоэффективности».

В ходе рассмотрения документации было установлено, что заявки поданы от потенциального поставщика и аффилированным лицом потенциального поставщика. По данным Минюста стало известно, что учредителем двух ТОО является одно и то же лицо М.С. Согласно Закону «О государственных закупках», потенциальный поставщик и аффилированное лицо потенциального поставщика не имеют права участвовать в одном конкурсе. Сегодня в суде рассматривается иск о включении данного поставщика в реестр недобросовестных участников госзакупок.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ — ЭТО ЗДОРОВО!

Своим опытом участия в конкурсе по государственным закупкам поделился руководитель ТОО «ЭкоСтройСтандарт» Берикбай Умиров. Предприятие специализируется на озеленительных работах, имело контракты с такими крупными компаниями, как ТШО, NCOCI.

— Мы участвовалаи в конкурсе по выбору подрядчика на обслуживание зеленых насаждений города. Тогда мы не стали победителями, выиграли крупные компании «Зеленстрой» и «Спецавтобаза». По условиям конкурса, учитывался опыт работы в данной сфере, у нас оказался меньший срок работы, чем у претендентов. Никаких претензий в этом вопросе у нас не было. Вообще, хочу отметить, что электронные торги — это очень удобно, имеет массу плюсов, к примеру, не надо ходить с кучей бумаг, нет прямого контакта с организаторами торгов и т.д. В этом году мы также попробуем взять объем работ, шансы увеличились в связи с организацией нескольких лотов, то есть город поделен на несколько участков обслуживания. Это эффективно, и можно воочию увидеть и оценить работу всех подрядчиков. К слову, в вопросе озеленения нашего города, конечно, надо начинать с организации поливной системы, — отметил Б. Умиров.

В НОВОЙ РЕДАКЦИИ

Как известно, 4 декабря 2015 года Президентом подписан Закон «О государственных закупках» (в новой редакции), который вошел в действие 1 января 2016 года. Закон принят в соответствии с поручением Главы государства, а также в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». 11 декабря 2015 года приказом министра финансов утверждены новые Правила осуществления государственных закупок с вводом в действие с 1 января 2016 года. В соответствии с новым Законом и новыми Правилами вводится в эксплуатацию новая платформа веб-портала государственных закупок.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Дулат Тургамбаев, директор ТОО «Самур Атырау»

Важные изменения

-Честно говоря, лично сам еще не видел измененный закон о госзакупках, но уже наслышан о хороших новостях от коллег. У нас строительная компания, стабильно участвуем в госзакупках. Поэтому нам важны изменения законодательства, которые облегчают работу. К примеру, одно из них  касается упрощения процедур при сдаче объекта заказчику. Если раньше при госприемке необходимо было наличие более 10 подписей представителей  различных служб, то теперь достаточно трех подписей: технадзора, заказчика и подрядчика. Также по ценовым предложениям. Их отменяют. Раньше многие добросовестные страдали из-за несовершенства закона. Допустим, товар или услуга стоит 1 млн. тенге, а выигрывал подрядчик предлагающий 500 тыс тенге, т.е. половину суммы! Он просто демпинговал. Потом, получив подряд, он начинал диктовать условия всем — технадзору, заказчику, требуя дополнительные средства.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВЫРАБОТАНЫ С УЧЕТОМ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА

  1. На этапе планирования бюджета по завышенным ценам существует проблема. Для ее решения Законом предусмотрен исключительно электронный формат заключения договоров. Это позволит формировать на веб-портале полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены.
  2. Новости в вопросах закупа способом запроса ценовых предложений. По Закону «О разрешениях и уведомлениях» не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, поставка которых требует получения разрешения или уведомления.

Если закупка работ, услуг, требующих предварительного получения разрешения первой категории — лицензии, то эту закупку невозможно приобрести способом запроса ценовых предложений.

  1. При подаче одного ценового предложения потенциального поставщика закупка веб-порталом автоматически признается несостоявшейся. Организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способом из одного источника у этого потенциального поставщика. При этом цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать ценовое предложение потенциального поставщика.
  2. На этапе подготовки технической спецификации конкурсной документации имеется проблема, когда заказчики «подгоняют» ее под конкретного поставщика. Для решения указанной проблемы Законом вводится институт предварительного обсуждения технической спецификации.
  3. По упрощению процедур внедряется новый способ государственных закупок — это конкурс с предварительным квалификационным отбором.
  4. При рассмотрении заявок возникает проблема необоснованного отклонения заявок, что приводит к признанию закупок несостоявшимися. В свою очередь, несостоявшиеся закупки являются основанием для проведения закупок из одного источника.
  5. На этапе подведения итогов и заключения договоров есть возможность обжалования действий (бездействия), решений заказчика. В случае обжалования решений заказчика срок заключения договора о государственных закупках приостанавливается до окончания срока рассмотрения жалобы.
  6. Изменился порядок внесения недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков государственных закупок. Потенциальные поставщики, определенные победителями и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр не по решению суда, а по решению уполномоченного органа.
  7. При исполнении договоров установлен срок полной оплаты поставщику.
  8. В рамках обеспечения прозрачности процедур 100% госзакупок переводятся в электронный формат, за исключением некоторых видов закупок, составляющих госсекреты, и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения. А также на государственные закупки, осуществляемые на основании подпунктов 4), 9), 17), 18), 20), 21), 23), 26), 31), 32), 35), 40) и 41) пункта 3 статьи 39 настоящего Закона.
  9. Возврат обеспечения заявки осуществляется организатором признанному участнику конкурса, не предоставившему в установленный срок либо отозвавшему свое конкурсное ценовое предложение.
  10. Представление ежегодного отчета о государственных закупках, направляемого уполномоченным органом в Администрацию Президента РК и Правительство РК.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button