Про детдом и обо всем, что в нем
Почему некоторые дети-сироты возвращаются в детдом? Кто ответственен за факты насилия в детдомах? Зачем отцу обязательно ходить на собрания в школе и как сделать так, чтобы все дети были добрыми?
Обо всем этом рассказала «ПК» директор Атырауской областной детской деревни семейного типа «Шанырак» Гульсара БОТАТАЕВА, которая приняла участие в прошедшем в Алматы заседании республиканского совета руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Гульсара Амангалиевна, не могу не начать с обсуждаемого за последнее время факта избиения воспитателями детей в интернате нашего региона. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Однозначно: никто не имеет права посягать на ребенка, применять физическую силу, это бесчеловечный поступок. Тем более, по отношению к таким детям, которые не могут себя защитить, ведь они находятся в интернатах для того, чтобы у них было наилучшее обеспечение их интересов. И почему они должны быть ущемлены или уязвлены? Факту, о котором вы спрашиваете, нет объяснения.
Считаю, что людям, у которых нет любви и терпения к детям, нельзя работать в подобных учреждениях. Категорически. И такие поступки никак и ничем не могут быть оправданы.
Как изменить мальчиша-плохиша?
– И все же работа в детдомах, на мой взгляд, не из легких, особенно если дети уже достаточно взрослые.
– Да, вы правы, например, если ребенок в 14-15 лет попадает в детдом, естественно, у него негативный уличный осадок остается, и над искоренением этого работают психологи, соцпедагоги, воспитатели.
Все работники детдома денно и нощно стараются оказать психологическую помощь и поддержку ребенку. Но это процесс не одного дня – требуется время. Чтобы исправить поведение мальчиша-плохиша, нужна большая коррекционная работа, проводимая психологом. И нужно защитить права детей, которые младше его, чтобы он не применил на них тот самый уличный негативный опыт.
И не только уличный: в основном дети «примеряют» на себя роль своих родителей. Когда они живут с матерью-одиночкой, пьяницей, когда в его семье плохо выражаются, когда никто дома не работает. Дети все это схватывают.
Бывало так, что пришел ребенок в детдом, мы его скорректировали, затем он уходит в приемную семью, но не уживается, так как «воспроизводит» то, что когда-то увидел в родной семье.
К сожалению, когда родные не дали любви, воспитания, не научили ребенка смотреть вокруг добрыми глазами, другим людям это очень трудно сделать. Хорошей сказкой это кончается в редких случаях.
– Председатель Сената Парламента Дарига Назарбаева обратила пристальное внимание на факты избиения детей в детдомах, потребовала установить везде видеокамеры…
– В детской деревне, в тех местах, где это возможно и допускается, кроме спальных комнат – везде есть видеокамеры с памятью записи, все они в рабочем состоянии.
Выпускник детдома: не потеряться в жизни
– Давайте поговорим о заседании совета в Алматы. Я видела программу, там много интересных тем – это и роль мужчины в формировании семейных ценностей, и презентация онлайн-модуля Школы приемных родителей, и проблемы социализации выпускников детдомов, и постинтернатное сопровождение выпускников. Какая из этих тем, на ваш взгляд, наиболее актуальная для Атырау, и какая, в целом, для страны?
– В первую очередь рассматривался вопрос постинтернатного устройства детей, над чем мы в «Шаныраке» уже долгое время работаем. Это главная направляющая детей в дальнейшей жизни, и поэтому здесь большое внимание уделяется тому, как мы детей подготовим к самостоятельной жизни. А она начинается с выбора профессии, обустройства быта – это важнейшие стержни в дальнейшей новой, без детдома, жизни выпускников. Если у детдомовца нет нормальной профессии, и он не сможет себя прокормить, это чревато последствиями. Если получил хорошую профессию, неплохо зарабатывает, но не может обустроить свой быт – получил квартиру и не может ее содержать – беда. Поэтому мы не пропускаем ничего в постинтернатном сопровождении.
Из Дома юношества ребята выходят в социум – знакомятся с оформлением документов, посещают ЦОНы, учатся, как себя вести в обществе, как только им исполнится восемнадцать. Например, они сами следят за очередностью квартирного вопроса.
До 18 лет мы учим ребят, как экономить деньги, вплоть до проезда, причем иногда так удачно, что у некоторых даже остаются лишние тенге со стипендии!
Постинтернатное воспитание – это и обеспечение жильем. В некоторых регионах это трудно решаемый вопрос, но в Атырауской области создалась очень хорошая база, где сироты стоят в очереди на жилье и по мере ее продвижения получают квартиры. Например, в микрорайоне Береке многим выпускникам дали жилье, это очень хороший показатель. Некоторым – кто себя, так сказать, хорошо вел в детдоме, мы даже с помощью волонтеров помогли обставить квартиру.
Возвращаясь к заседанию, всегда рассматривается вопрос работы Школы приемных родителей. Это, в первую очередь, для того, чтобы каждый ребенок мог жить в полноценной семье, брать уроки жизни, находясь дома. Отмечу огромную роль мужчины, отца в формировании семейных ценностей.
Сегодня требуется распространять хороший опыт мужчины-семьянина. Ведь, посмотрите, на родительских собраниях в школах – почти одни женщины. Считаю, если в семье мальчик, то в школу на собрания должен ходить отец.
В «Шаныраке» сегодня воспитывается 57 детей. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В прошлом году прибыло 30 детей, ушло 17, из них один был усыновлен, семеро взяты под опеку и попечительство, четверо устроены в приемную семью. В прошлом году четверо детей посещали гостевые семьи, и два воспитанника возвращены в биологические семьи. Еще трое по достижении 18 лет переехали из детской деревни в Дом юношества.
Вместе с тем есть возвраты детей, отмена опекунства, были даже случаи возврата с долгосрочной опеки. В прошлом году было возвращено трое детей, и в каждом случае – своя история. Например, взяли под опеку двух братьев, и они не прижились в семье, были вынуждены возвратиться оба.
А вообще, знаете, я считаю, что ребенок – мерило нашей совести, доброты и миролюбия. И от того, насколько правильно мы выстроим отношения с ним, зависит наше будущее.
СПРАВКА «ПК»
Если три года назад в детдомах страны проживали восемь тысяч детей, то сейчас порядка пяти тысяч.
Надежда ШИЛЬМАН
фото из архива «ПК»