ПРИЗВАНИЕ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ
Вот и прозвенел очередной школьный звонок, возвещая о начале нового учебного года, второго года моей работы в школе. Работа… Как будто просто и буднично… Но это не так. Ведь профессия учителя, без сомнения, одна из самых важных в нашем мире.
Вопрос «Кем быть?» передо мной никогда не стоял. Я твердо знала, что буду учителем, как мама, но только учителем математики, потому что обожаю математику и люблю детей. Когда-то, очень давно, прочитала слова Пифагора: «Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем вместе». Я думаю, они сказаны о великих педагогах, ставших для своих учеников лучшими друзьями и помощниками. Таким учителем стараюсь быть и я. Как молодой учитель стремлюсь к тому, чтобы вести детей в огромный мир, полный противоречий, развить способности ребенка в соответствии с его природой, воспитывать чувства, волю и любовь к жизни. И главным ориентиром, компасом для нас, молодых учителей, является Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, основная цель которой — «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны». Учителю, как никому другому, важно постоянно развиваться, двигаться даже не в ногу со временем, а заглядывая вперед, предугадывая события. Учить и все время учиться — таким должен быть девиз каждого учителя. Каждый урок — творчество учителя. А качество урока зависит от многих факторов, но, прежде всего, от учителя, от его способностей обеспечивать максимальную возможность для развития у ученика его творческих задатков и способностей. Поэтому самая актуальная задача состоит в том, чтобы поднять воспитательные возможности урока за счет улучшения его методики, его организации и структуры. Лишь только тогда наряду с образовательной задачей будут решаться воспитательные. Одна из важных проблем сегодняшнего дня — поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к математике, приучить их к самостоятельному мышлению. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формулируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрия, математика вносит значительный вклад в эстетическое восприятие учащихся. Ее изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Математика существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Культурная роль математики состоит, в частности, в том, что повышение общематематической культуры естественным образом, в соответствии с функциями математики, содействует повышению и профессиональной, и общей культуры (мышления, поведения, выбора).
Поэтому я строю уроки так, чтобы они были не только уроками обучения предмету, но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни. Вот почему важны активизация мыслительной деятельности учащихся, творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственного участия в тех событиях, о которых идет речь на уроке.
Основная цель моей педагогической деятельности — воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этих целей вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.
При подготовке и проведении уроков стараюсь использовать все возможности личностно ориентированного и компетентностно ориентированного подходов, которые образуются на принципах самоактуализации, индивидуализации, субъективности, выборе, творчества и успеха, доверия и поддержки. При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся. Использую в своей работе различные нетрадиционные типы уроков: уроки — путешествия, уроки — презентации, уроки — соревнования, семинары, «Поле чудес» и т.д.
Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, технологию проблемного, дифференцированного обучения, различные виды работ, направленные на развитие творческой и других компетентностей.
В современной школе невозможно обойтись без интернет-технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и интерактивной доски.
Одним из приоритетных направлений в своей деятельности считаю работу по развитию у детей творческих способностей, познавательного интереса, и большую роль в этом играет внеклассная работа по предмету, которая, сочетаясь с учебной, ведет к общей цели — создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний. Большой интерес для меня представляет проектная технология, потому что она направлена на творческую самореализацию личности, развитие ее возможностей, мышления.
Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к труднейшему предмету — математике.
Моя задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику достигнуть поставленной цели на уроке. Конечно, не все так гладко было в первый год работы, но мне повезло. Меня, как молодого педагога, приняли тепло и радушно директор областного лицея для одаренных детей имени Ж. Досмухамбетова Ф.Г. Шангереева, завуч А.Я. Мустафина и учителя, теперь мои коллеги — мастера своего дела, великие труженики. Непросто быть педагогом, но очень интересно. Верю, что спустя какое-то время с гордостью скажу: «Я — Учитель!».
Юлия БОБРОВА,
учитель математики
областного лицея им. Ж. Досмухамбетова