Не покрывайте светлые лица!
В городе все чаще встречаются молодые девушки, покрытые в черное с головы до ног. Почему они так ограничивают себя, закрываются от людей? Об этом мы беседуем с дипломированным теологом центра по оказанию помощи жертвам, пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат» Айгерим Бакытовой. Она окончила Международный казахско-турецкий университет имени Кожа Ахмета Яссауи по специальности религиовед в Туркестане. В данный момент учится в магистратуре Стамбульского университета религиоведения.
— Сегодня появилась некая тенденция ношения темной одежды, имеющей лишь вырез для глаз. Также мне кажется, что эту ситуацию жители и даже уполномоченные органы власти предпочитают не замечать, наша пресловутая толерантность зашкаливает. Или это не так?
— Да, мы подтверждаем этот факт, сегодня в Атырау, и не только в Атырау, а по всей стране, идет ежедневный рост числа женщин, одевающихся в темную, закрытую одежду, можно сказать, эта ситуация у нас имеет массовый характер. Причем, носить начинают очень молодые девушки.
— Давайте, поясним для начала, это мусульманская или арабская одежда?
— Темная одежда, покрывающая женщину с головы до ног, называется хиджабом, эта одежда относится к арабской культуре. Она предназначена для защиты женщины от солнца и пыли из-за определенных климатических условий местности. Как мы знаем, в Арабии пыльные бури обычное явление. Что касается мусульманской одежды, то там нет ограничений по цвету и форме, главное, должны быть закрыты определенные части тела.
— Так почему казахские девушки носят одежду арабской культуры, в чем причина такого заблуждения?
— Дело в том, что в момент прихода в религию большинство наших граждан не воспринимают себя в качестве казахов, они игнорируют свою национальную принадлежность. Но ведь человечество не случайно состоит из наций. Человек не может просто назвать себя казахом или арабом, это прерогатива Бога, он решает, кем тебе родиться на свет. Поэтому перво-наперво мы должны идентифицировать себя, как нацию – кто ты?, а потом уже задаться вопросом, какой ты веры? Отсюда вытекает следующая причина, люди путают культуру с верой. Они забывают, что, оставаясь в своей культуре, можно быть добропорядочным мусульманином. Сегодня последователи деструктивных течений религии полностью впитали в себя арабскую культуру, считая, что нужно все делать и жить, как арабы. Хотя среди тех же арабов немало таких, которые проповедуют другие религии, но этот момент замалчивается. Я думаю, это результат недостатка знаний. К сожалению, сегодня вступающая на путь религии атырауская молодежь уверена, что быть мусульманкой, это, прежде всего, носить черное одеяние.
А ведь у нашего народа не зря сказано: «Бірінші байлық — денсаулық, екінші байлық — ақжаулық», то есть «Первое богатство — здоровье, второе — белый платок», то есть, наши матери и бабушки носили белые платки. Казахи предпочитали белый цвет, считая его цветом счастья и благополучия. А черный цвет у нашего народа ассоциировался с несчастьем — қара жамылу. Как правило, молодые люди, получившие воспитание в национальных традициях, не перенимают чужую культуру. Сегодняшняя ситуация — это результат отсутствия духовных и национальных ценностей у определенной части молодежи.
Бывая в Стамбуле, заметила, что, к примеру, у турков очень развит национальный иммунитет, за счет чего турчанки в вопросах религии придерживаются, прежде всего, своей культуры. Хотя сегодня – там засилие радикалов, очень много беженцев из арабских стран. Как говорил первый Президент страны Нурсултан Назарбаев: «Наши корни — тюрки, наша религия — ислам, но сами мы — казахи». К сожалению, сегодняшняя молодежь проповедует ислам, и потихоньку молодые люди сами становятся арабами. Они отказываются от наших национальных традиций — не проводят тои и не участвуют на семейных праздниках родственников. А ведь Ахмет Байтурсынов говорил, без языка и культуры нация будет потеряна.
— Ваш центр проводит разъяснительную работу. В чем она заключается?
— В основном мы проводим общие встречи с учащимися колледжей. Пример: студентка колледжа на одном из таких мероприятий рассказала, как надела хиджаб. На одном из городских рынков к ней подошел незнакомый мужчина и спросил, нет ли у нее намерения надеть хиджаб. Она смутилась от его слов и быстро ушла. Но эта мысль засела у нее в голове и, несмотря на то, что у нее не было других причин, она все же надела хиджаб. Честно говоря, я так и не смогла понять ее сиюминутного решения. Ей — 16 лет, то есть она переживает «переходный возраст», возможно, ей не хватает внимания в семье, поэтому она ищет его вне ее. Возможно, она решила, что в хиджабе она будет предпочтительной для противоположного пола и т.д.
В результате своей работы я поняла, что большинство девушек просто копируют поведение своих сверстниц. В психологии есть термин «инстинкт толпы», когда девушка думает, вот подруга надела, может, мне тоже надо. О самой религии понимания нет, или оно очень поверхностно.
— Как уберечь девушек от противоестественного опрометчивого шага?
— Мы проводим профилактические беседы — общие и личные. Сейчас эффективнее разговаривать с девушками, которые имеют намерение встать на путь религии или только делают первые шаги, как та студентка. Их мы сразу определяем, с ними работать легче. А вот уже с радикально настроенными женщинами в хиджабах говорить трудно. Они не доверяют нам, считают, что мы говорим неправду, хотим их обмануть. Они находятся под влиянием радикальных течений. Но мы не теряем надежды, продолжаем проводить работу. К примеру, те же женщины, которые вернулись из Сирии. Часть из них отошла от радикальных взглядов. Это результат долгих часов работы теологов и психологов.
Алма ТУРГАНОВА