ПОВЕЛИТЕЛЬ ДОМБРЫ

Уже сто дней, как нет с нами выдающегося композитора современности, народного артиста Казахстана Каршыги Ахмедьярова. Сто дней мы слышим музыку в его исполнении только в записях, сто дней молчит его домбра.

В казахской культуре Каршыга Ахмедьяров занимал особое место. Он один из немногих, кто попытался разгадать тайну домбры. Конечно, домбру — вечную спутницу казахов — до конца разгадать, пожалуй, не удастся никому. Такова сущность инструмента. Но вот заставить ее звучать по-новому, необычно, постичь новые её мелодии суждено только тем, кто посвятил свою жизнь казахской музыке. Таким был Каршыга — блистательный музыкант, прекрасный педагог, уникальный композитор. Можно добавить к этим словам ещё много других эпитетов, и все они будут заслуженны.

Имя Каршыга переводится как ястреб. И в искусстве он был именно таким – сильным, могучим, особенным. Играл так, что все без комментариев понимали, о чем «говорит» домбра, что хочет сказать. К счастью, ему еще при жизни удалось взлететь к вершинам: он состоялся как артист и как преподаватель. И если искусство является тем инструментом, который пропагандирует нашу независимость, особенность казахской нации, он в этом сыграл одну из ключевых партий.
Родился и вырос Каршыга Ахмедьяров на священной атырауской земле, родине кюев, как справедливо называют наш край все знаменитые казахские музыканты и композиторы. Его родина — село Тандай Махамбетского района. В 1972 году окончил Казахскую Государственную консерваторию, получив блестящие знания у таких педагогов, как Кали Жантлеуов, Кубаш Мухитов, Уали Бекенов. Еще будучи студентом, Каршыга был приглашён домбристом и концертмейстером в один из престижных музыкальных коллективов нашей страны – Казахский академический оркестр имени Курмангазы. Вместе с произведениями известных казахских композиторов Каршыга включил в свой репертуар и произведения популярных европейских классиков.

В 1974 году К.Ахмедьярова приглашают на должность заведующего кафедрой домбры, привлекают для научной работы. Заведовать кафедрой в главном вузе искусства – это признание мастерства домбриста. Не каждый хороший мастер может стать педагогом. Музыканты — нередко отшельники, они уходят в мир музыки всецело и глубоко. Научить кого-либо, передать навыки, знания дано не всем. Ему же удалось не только сполна отточить звучание особенно трудных кюев, но и научить этому своих учеников — студентов консерватории, а также заняться научной работой. А ещё сочинять замечательную музыку. К.Ахмедьярову принадлежат такие кюи, как «Атырау», «Нарын», «Сагыныш», «Нургиса», «Сарыарка», «Шынар», «Табыну» и еще многие другие. Всего мы знаем более 500 различных кюев в исполнении великого музыканта.

Еще в советские годы, в 1982 году, ему удалось подготовить сборник редких, практически неизвестных на тот момент кюев Махамбета «Шашакты найза — шалкар кюй». Потом Каршыга сумел выполнить наисложнейшую задачу. Многие годы он потратил на то, чтобы собрать, отредактировать, заново переписать редкие произведения Курмангазы, которые ранее нигде не звучали. Во многом благодаря Ахмедьярову вышел в свет сборник кюев Курмангазы «Сарыарка». Потом появились сборники кюев Даулеткерея «Жигер», Д.Нурпеисовой «Эсем коныр». И еще много других музыкальных сборников.

В 1983 году талантливого исполнителя пригласили в Москву дирижером академического оркестра имени Н.Осипова. Еще одной важной вехой в его жизни можно назвать презентацию компакт-диска «Табыну» в США.

За выдающийся вклад в развитие казахского искусства профессор Каршыга Ахмедьяров был награжден Государственной премией Республики Казахстан. Ему присуждена высокая государственная награда — орден «Парасат».

Все эти годы, с момента студенчества до конца своих дней, Каршыга Ахмедьяров широко пропагандировал казахскую музыку. Его произведения, а также произведения других классиков в его исполнении долгие годы звучали в эфире Казахского радио. Например, только в 2005 году К.Ахмедьяров записал на радио 85 своих собственных кюев. В 2010 году из тысячи известных кюев Каршыга Ахмедьяров выбрал 30 наиболее сложных и обновил записи Казахского радио.
Сегодня его дело продолжают ученики. Это признанные мастера, заслуженные артисты, наставники, истинные ценители домбры.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна