Общество

Дорожная полиция объявляет о новых приоритетах в усилении безопасности на дорогах страны

Вчера в ДВД Атырауской области состоялась встреча личного состава строевого подразделения управления дорожной полиции с председателем Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан, полковником Кайратом Тыныбековым. Главный дорожный полицейский страны (назначенный на эту должность в конце апреля нынешнего года) прибыл в нефтяной регион с ознакомительной целью. Главным акцентом в совещании стала проблема нарушений водителями и пешеходами правил безопасности на дорогах и, как следствие, большое количество погибших и травмированных в авариях. Это тем более злободневно, учитывая, что, к сожалению, нашей области “похвалиться” низким уровнем дорожно-транспортных происшествий пока еще не приходится, “идём” с ростом аварий. Поэтому для изменения сложившейся обстановки необходимо применять дополнительные меры, усилить профилактические мероприятия, а для этого искать новые формы, призвал председатель Комитета. Рассматривались и итоги дисциплины личного состава атырауских сотрудников управления дорожной полиции.
Обращаясь к собравшимся сотрудникам строевых подразделений, Председатель Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан Кайрат Тыныбеков подчеркнул, что главное направление деятельности дорожной полиции в установлении доверия людей к дорожной полиции — состояние дорожной безопасности. Проблема предупреждения и снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, сохранения жизни и здоровья людей на автомобильных дорогах сегодня занимает одно из важных мест в ряде глобальных социально-экономических и демографических проблем страны, акцентировал выступающий. Среди причин высокой аварийности доминирующее положение занимает человеческий фактор: низкая культура поведения водителей и пешеходов на улицах и дорогах, сознательное нарушение правил дорожного движения. Несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу движения, несоблюдение правил проезда пешеходных переходов, неуважительное отношение к другим участникам движения приобрели характер обычного явления. В Казахстане с 2001 по 2007 годы на фоне роста автомобильного парка страны (с 1,45 млн до 2,67 млн единиц!) количество ежегодно совершаемых ДТП возросло с 12 до 16 тысяч, а погибших — с 2 до 4 тысяч человек, и раненных — с 14 до 19 тысяч…
Это, конечно, вызывает тревогу. Только в прошлом году проблема обеспечения дорожной безопасности была трижды рассмотрена Премьер-министром на заседаниях Правительства, а также на селекторных совещаниях, а еще двумя годами ранее эти вопросы были рассмотрены на заседании Совета Безопасности при Главе государства. Для исправления ситуации с 1 августа 2008 года была ужесточена ответственность за нарушения правил дорожного движения. Кроме того, приняты меры по улучшению качества подготовки водителей. С 2007 года эта деятельность включена в перечень лицензируемых. А еще по инициативе Комитета дорожной полиции с прошлого года в 1-8 классах школ введена новая программа занятий по правилам дорожного движения и оказанию первой медицинской помощи.
Эти и ряд других принятых МВД мер помогли существенно сократить показатели аварийности, сообщил Кайрат Сагатханович. Он сделал акцент на состоянии безопасности дорожного движения в рамках республики, остановился и на Атырауской области. В прошлом году в Казахстане количество ДТП сократилось на 14 процентов (до 13739), число погибших — на 23 процента (до 3351), и травмированных – на 14 процентов, то есть до 16400. За 6 месяцев нынешнего года сократилось количество аварий, число погибших и получивших в ДТП телесных повреждений. С начала года на дорогах пресечено свыше одного миллиона (!) правонарушений, задержано… 37 тысяч пьяных водителей. Судами лишено права управления свыше 26 тысяч человек, административного ареста “удостоилось” более 5 тысяч водителей. Что касается непосредственно столицы Прикаспия, то на наших дорогах за вышеупомянутый срок зарегистрировано 64 ДТП, в которых погиб 31 человек и 54 получили травмы, то есть отмечен рост ДТП на 7 процентов, хотя уменьшилось число погибших и раненных. Именно в атырауском регионе остаётся высокой тяжесть последствий аварий, которая составила 37 погибших на сто пострадавших в ДТП (при среднем республиканском показателе 15 погибших)… За полугодие на территории области выявлено 23802 нарушения ПДД, задержаны 1604 водителя, севших за руль в нетрезвом состоянии.
К.Тыныбеков рекомендовал руководству управления дорожной полиции разобраться в причинах снижения выявляемости нарушений правил дорожного движения, а также числа задержанных пьяных шоферов.
А когда детально разбиралась на совещании и административная деятельность дорожной полиции, то были обнародованы серьезные упущения. Дело в том, что на местах не обеспечивается выполнение принципа неотвратимости наказания за нарушения правил дорожного движения. На сегодняшний день по республике из свыше 830 тысяч оштрафованных водителей реальное наказание понесли только 74 процента. Из 59 тысяч направленных в суд административных материалов, по которым в виде санкции предусмотрено лишение водительских прав, такое решение принято лишь в отношении 32 тысяч водителей. В Комитете дорожной полиции склонны считать, что подобное произошло из-за нарушений сотрудниками дорожной полиции требований административного законодательства, как то: волокита, нарушение сроков направления административных материалов в суды, некачественное составление протоколов, сокрытие возбужденных административных дел. А когда наказание для водителей-нарушителей было ужесточено, то эти проблемы начали носить системный характер, что приводит к различным злоупотреблениям со стороны должностных лиц дорожной полиции, заметил представитель МВД. В Атырауской области при комплексном инспектировании УДП ДВД были выявлены факты, когда сотрудники дорожной полиции по непонятным причинам не составляли административные дела в отношении водителей, имевших заключение медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо отказавшихся от такой проверки. Был вскрыт факт служебного подлога –инспектор составил фиктивный административный протокол.
Вместе с тем говорилось о необходимости исключения излишнего администрирования при надзоре за дорожным движением, ибо составление огромного количества материалов за мелкие нарушения неоправданно, зачастую связано с придирками к водителям, что, понятное дело, вызывает недовольство у людей, в целом работой органов внутренних дел.
…Ситуация с дорожной безопасностью кардинально улучшается там, где внедряются системы фотовидеофиксации правонарушений. Они уже работают в различных городах страны, из 136 таких “умных” приборов в Атырау — семь. Они устанавливаются на аварийно опасных участках дорог, имеющих высокий уровень концентрации ДТП — это прямые скоростные участки, искусственные сооружения с ограниченной видимостью, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, регулируемые перекрестки на основных магистралях городов.
В работе инспекторов ГАИ есть положительные сдвиги, но деятельность дорожной полиции еще далека от идеала, заметил Кайрат Сагатханович. Он остановился на ряде проблемных моментов организации работы строевых подразделений дорожной полиции. Инструктажи личного состава проводятся формально, перед инспекторами не ставятся конкретные цели, без учета особенностей складывающейся оперативной обстановки, специальные вводные задачи не решаются. Нет организации взаимодействия с другими службами органов внутренних дел в системе комплексных сил полиции по обеспечению общественной безопасности. При этом выступающий вспомнил, как еще лет десять назад организовывались на территории стадионов единые разводы…
-Не проводится надлежащая работа с личным составом по соблюдению и выполнению мер личной безопасности, тогда как профессиональная неподготовленность сотрудников приводит в лучшем случае к неудовлетворительным результатам работы, а в худшем – к чрезвычайным последствиям, — акцентировал Кайрат Тыныбеков. И привел пример, когда в прошлом году в Актюбинской области погибли сотрудники дорожной полиции.
Серьезной проблемой, негативно отражающейся на профессионализме полицейских, является недооценка важности организации работы по огневой подготовке. Об этом свидетельствуют соответствующие проверки в ряде областей, а комплексная проверка МВД республики в Атырауской области выявила, что стрельбы полиция проводит нерегулярно. В результате наши сотрудники дорожной полиции показали слабый уровень практических навыков при стрельбе из боевого оружия, из 40 сотрудников 33 человека получили оценку “два”.
Но и это еще не все “болевые” точки дорожной полиции. Оказывается, особого внимания требует организация мер реагирования подразделений дорожной полиции и ряда служб при введении в действие специальных планов “Перехват”. Министр внутренних дел республики на селекторном совещании 1 июня нынешнего года жестко критиковал работу полицейских по этой части. В нынешнем году в Казахстане оперативный план “Перехват” вводился 484 раза, задержано только 307 преступников и 338 транспортных средств.
Участникам совещания напомнили трагическое событие, имевшее место 29 мая в Алматинской области. 2 вооруженных подростка угнали автомобиль, ранили участкового, а на следующий день убили помощника оперативного дежурного РОВД. Как показало служебное расследование, оперативный план “Перехват” был введён с большим запозданием, только через полчаса (!) после получения информации об угоне. Так что можно делать печальные выводы.
Выступающий призвал устранить недостатки, изменить подходы к организации работы строевых подразделений дорожной полиции, а в сегодняшних условиях контрольно-надзорная деятельность должна стать более эффективной. За рубежом, например, уже давно сотрудники полиции не стоят на перекрестках и дорогах, вместе с тем, участники движения ощущают постоянный контроль. Как прозвучало на совещании, Комитетом дорожной полиции внесено предложение Министру по осуществлению надзора за дорожным движением только методом автопатрулирования, которое было озвучено на расширенной коллегии МВД 17 июля этого года. Что это даст? Находясь в транспортном потоке, полицейские смогут своевременно реагировать и эффективно пресекать нарушения Правил дорожного движения, другие противоправные действия. Более того, шире применять современные оперативно-технические средства, в том числе мобильные комплексы идентификации транспортных средств по госномерным знакам, измерителю скорости, позволяющие вести надзор за дорожным движением с движущегося патрульного автомобиля, и т.д. Эксперимент предполагается начать с 1 августа нынешнего года. Им будут охвачены города Алматы, Актобе, Караганда и Усть-Каменогорск. Как потом пояснил Кайрат Тыныбеков журналистам на пресс-конференции, эксперимент продлится в течение квартала, а вышеуказанные города выбраны с учетом имеющихся условий для подобного эксперимента. По итогам будет принято решение.
На совещании не обошли и тему коррупции в дорожной полиции, рассматривая состояние работы по укреплению законности, дисциплины. Для организации системной антикоррупционной работы в подразделениях дорожной полиции еще в 2006 году в структуре Комитета дорожной полиции было создано контрольно-профилактическое подразделение, а аналогичные подразделения внедрили при дорожных полициях ДВД. В этом направлении уже есть определенные наработки. К примеру, в нынешнем году в Казахстане был выявлен факт незаконной постановки на учет транспортных средств в регистрационных подразделениях дорожной полиции. Полиция однозначно борется с коррупцией, но представитель МВД не скрывал, что говорить об успешной борьбе с преступностью и коррупцией в дорожной полиции пока не приходится. Кстати, хотя Атырау не попал в число регионов, в которых больше всего выявлено коррупционных преступлений. Следует повысить роль контрольно-профилактических подразделений в предупреждении коррупционных правонарушений. Активизировать проведение оперативно-розыскных мероприятий на дорогах, внезапных целевых проверок деятельности подразделений административной практики и регистрационно- экзаменационных подразделений дорожной полиции, направленных на пресечение фактов вымогательства и взяточничества. Дорожная полиция должна быть очищена от нечистоплотных, недобросовестных и неквалифицированных сотрудников. Еще надо подумать над организацией соответствующей аналитической работы, создать банк данных на лиц, склонных к нарушениям законности и дисциплины. Поощрять тех, кто добросовестно исполняет служебный долг. Представитель МВД республики высказался также, что предстоит сделать многое, дабы вернуть былое доверие к дорожной полиции и переломить ситуацию на дорогах. Да и сами участники дорожного движения должны уважать друг друга, так как взаимное уважение является залогом безопасности.
После совещания Кайрат Тыныбеков провел пресс-конференцию и детально ответил на вопросы журналистов, имевших непосредственное отношение к указанным проблемам дорожной полиции.
Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button