ПЕРВЫЙ ШАГ К ОБРЕТЕНИЮ СЕМЬИ
«В мирное время мы имеем тысячи сирот — наши детские дома и приюты переполнены. Это, к сожалению, — общемировая тенденция и вызов глобализации. Но мы должны противодействовать этой тенденции. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа».
Из Послания Президента Нурсултана Назарбаева
народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»
«В сиротстве жить — слезы лить», — гласит народная мудрость. Чтобы изжить само понятие социального сиротства, создаются различные формы устройства ребенка в семью. И одной из них является патронатное воспитание. На сегодня в области 15 ребят разного возраста воспитываются в девяти патронатных семьях.
Какие бы варианты устройства ни предлагало государство обездоленным детям, общеизвестен и доказан тот факт, что обычно дети, выросшие без семьи, не столь социализированы и успешны по сравнению с теми, кто рос в семьях. Дети, брошенные матерями, изъятые из неблагополучных семей, где воспитанием детей не занимались, — разве смогут они вспомнить детство как самую лучшую пору? Конечно же, нет, если рядом с ними не окажется людей, безраздельно их любящих, заботящихся о них. Ведь известно же, что лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми. И это настоящее человеческое счастье ребенку способна подарить крепкая, дружная семья.
Понятно, что не каждый человек способен сразу усыновить ребенка. Должен быть сделан первый шаг и им как раз может стать патронат. Ребенок в патронатной семье живет как в самой обычной, а воспитатель, которого ребенок сможет называть мамой, получает от государства зарплату и средства на одежду и питание ребенка. С управлением образования он заключает договор, и раз в квартал представляет полный отчет расхода выделенных средств. Но обычно к этим формальностям в семье, пожелавшей стать настоящим родным причалом, относятся совершенно спокойно.
— При передаче детей на патронатное воспитание в обязательном порядке обследуются жилищные и бытовые условия людей, решивших взять ребенка в семью, — рассказывает главный специалист по защите прав несовершеннолетних управления образования Айгерим Исламгалиева. — Смотрим на моральные качества родителей. В школе-интернате №1 действует школа приемных родителей, где потенциальные воспитатели проходят определенную подготовку, прежде чем взять ребенка в семью.
С этого года взять ребенка на патронатное воспитание может только человек, имеющий педагогическое образование. За все время действия этой формы воспитания в нашей области не было случая, чтобы патронатные воспитатели расторгли договор. Сейчас, к примеру, двое хотят усыновить взятых на патронат детей. Был один лишь случай в 2006 году, когда ребенка вернули по причине того, что не удалось достичь взаимопонимания. Но и это предусмотрено положением о патронатном воспитании, а позже он был усыновлен другими родителями.
От специалиста мы узнали, что сейчас сложилась такая ситуация, когда желающих взять на патронатное воспитание достаточно, а вот детей, которых можно было бы отдать в семью, нет. Вернее, нет именно того возраста и соответствующего статуса.
Дело в том, что по закону на патронатное воспитание могут быть переданы круглые сироты или же дети, родители которых лишены родительских прав. А среди воспитывающихся в интернате в основном дети, родители которых ограничены в правах, находятся на длительном лечении или же отбывают срок наказания. И потом те, кто хочет взять на патронат, желают взять самых маленьких. Люди охотно оформляют опекунство, усыновление.
Возможность жить ребенку в патронатной семье — это, можно сказать, единственный шанс почувствовать, что значит по-настоящему быть членом семьи, узнать о таком понятии, как уклад семьи, традиции, обязанности. И, что немаловажно, научиться самостоятельности в быту. А для приемных родителей — радость от осознания того, что ты сумел кардинальным образом в лучшую сторону изменить жизнь ребенка. Патронатное же воспитание, особенно для женщин, которые любят заниматься воспитанием детей, это возможность работать официально, не выходя из дома. Исполняя две роли сразу: родительскую и профессиональную. Ребенок живет в ней и расценивает ее как свою. Причем за детьми сохраняются все имевшиеся до этого льготы и права, в том числе выплата полагающихся пособий, если таковые имелись.