ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ ДАРИТ БУДУЩЕЕ

лого семья2 Общество

Общеизвестно, что каким бы ни был распрекрасным детский дом или интернат он не сможет заменить ребенку полноценную семью. И как альтернатива детским домам выступает патронатное воспитание. Впервые отмеченный в стране День семьи, в ходе которого на различных мероприятиях самые обычные люди говорили о ценности семьи для каждого человека, еще раз подтвердил эту истину. Через всю жизнь человек проносит те самые первые уроки нравственности, культуры и этики, которые преподают в семье их первые учителя — родители. И если это здоровые ценности, вложенные в ребенка с пеленок, то из него обязательно вырастет, прежде всего, замечательный гражданин, человек. Поэтому распространяемые формы воспитания сирот или брошенных детей, такие как усыновление, опека, патронат, уже на деле подтвердили, что вполне реально достичь того, чтобы каждый ребенок воспитывался в семье, где есть и мама, и папа.

Моя собеседница, педагог по образованию, работает в школе. Очень скромный человек по характеру, она очень удивилась, узнав, что про нее мы узнали от директора детской деревни семейного типа «Шанырак» Гульсары Ботатаевой. И свое искреннее недоумение она объяснила очень просто: «Я ведь ничего особого не сделала, чтобы обо мне писать. Ведь это ребенок, которого мы взяли в семью, сделал нас с мужем по-настоящему счастливыми. Это мы ребенку благодарны и тем специалистам, которые готовили нас к этому шагу».
Самой природой женщине уготована самая важная и великая роль — роль матери. Одна пословица гласит «Не та мать, которая родила, а та, что воспитала». Алия не раз ее слышала, но и представить не могла, что когда-нибудь и ей придется принимать важное решение взять на воспитание чужого ребенка. Всякий раз после прочитанной статьи в газете или телепередачи о детях-сиротах, Алия долго не могла успокоиться. Мысли, вопросы: «Как можно бросить собственного ребенка? Что может толкнуть на этот страшный шаг женщину? Почему одна женщина очень хочет родить ребенка, но не может, а та, что родила, может с легкостью бросить свое дитя?» — так и кружили в ее голове. Но ответ на них у Алии всегда был один — прощения таким женщинам, которых и матерями то сложно назвать, не может быть. Сама педагог, работая с детьми, она научилась с первого взгляда на ребенка, даже по тому, опрятно ли он одет, безошибочно догадываться о том, что что-то неладно в его семье. И обязательно находила время, чтобы побеседовать с родителями конкретного ученика с глазу на глаз, чтобы только потом знать, что ребенок растет в спокойной атмосфере. У них с мужем просторный дом, оба работают, но вот только детей не было. И однажды Алия решилась рассказать мужу о своем намерении взять ребенка на патронатное воспитание. Муж ее поддержал. И особенно важна ей была поддержка мамы, которая так и сказала: «Ничего не надо бояться, обязательно берите ребенка. А ты, дочь, сама учитель и понимаешь, каково ребенку расти в казенном доме. И на мою помощь в воспитании можете рассчитывать».
— В управлении образования, куда обратилась с заявлением об оформлении ребенка на патронатное воспитание, я представила все необходимые документы, мне дали разрешение посетить детский дом «Ак бота», «Шанырак» и школу-интернат №1, чтобы узнать о воспитании детей в этих учреждениях, пообщаться с психологами и педагогами, работающими там, — рассказывает Алия. — Когда увидела 6-летнюю Райхан в «Шаныраке», я поняла, что это и есть наша дочка. Сердцем потянулась к ней. Сначала она к нам как бы в гости приходила, я — к ней, постепенно узнавали друг друга, общались. Я очень волновалась, когда ее спросили, а хочет ли она жить у нас, и была безумно счастлива, когда услышала ее «да».
Ребенок все-таки достаточно большой, выросший в большом коллективе, и она, естественно, скучала по своим друзьям, названным братикам и сестренкам, оставшимся в «Шаныраке». Поэтому сразу отдали в нулевой класс. Она с отличием окончила первый класс, перешла во второй. Главная цель Алии — воспитать ребенка и постараться, чтобы она получила хорошее образование. Поэтому и дополнительные кружки, и занятия английским обязательно будут.
А через год Алия снова пришла в управление образования с просьбой дать ей еще одного ребенка на патронатное воспитание. Так в их семье появилась 4-летняя Ниночка, которую, как и старшую, Алия с Асылбеком просто обожают. Асылбек соорудил для девочек во дворе качели, стараются почаще с ними гулять, выбираться на городские праздники. По словам Алии, как это часто бывает, со стороны старшей Райхан, когда Нина только появилась в этой семье, была ревность. Но потихоньку, постепенно она привыкла, что в доме есть еще один ребенок, что и ему необходимы внимание и ласка. И теперь они очень дружны.
— Я знаю, есть очень много людей, которые хотели бы усыновить или взять на патронат детей из детского дома. И многие почему-то уверены, что им предстоит пройти какие-то затяжные бюрократические проволочки, что якобы в детский дом очень сложно попасть, чтобы познакомиться с детьми, — рассуждает Алия. — Но все это заблуждение. А пройти медосмотр, принести справки с работы, с места жительства, много времени не займет. Надо просто быть чистым душой, искренним и правдивым человеком, так как дети ложь в отношениях очень болезненно переживают.
Когда патронатное воспитание только-только внедрялось, немало было скептиков, и поначалу оно действительно очень медленно развивалось. Но перемены к лучшему говорят сами за себя. Теперь патронатные воспитатели проходят и школу приемных родителей, их всегда готовы выслушать в органах опеки и попечительства, они сами охотно участвуют в различных семинарах, где черпают новые знания и опыт. А это значит, что в числе патронатных воспитателей все больше педагогов от Бога, для которых воспитать человека — наивысшая цель и задача жизни.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна