ПАМЯТНИК КУРМАНГАЗЫ В АЛМАТЫ
В среду в центре города Алматы, рядом с национальной консерваторией, носящей имя Курмангазы, состоялась торжественная церемония открытия памятника великому композитору.
Курмангазы Сагырбаев родился в начале XIX столетия, но перешагнул через века, оставив после себя поистине бессмертные произведения. Его имя носят консерватория, музыкальные коллективы и дворцы культуры, населенные пункты, площади и улицы. В Атырау памятник Курмангазы был открыт 4 июля 2000 года, другой появился в селе Алтынжар Астраханской области в 2008 году. И на днях в культурной столице республики — городе Алматы — открылся еще один памятник выдающемуся композитору.
Курмангазы был талантливым музыкантом и крайне разносторонней личностью. Специалисты могут спорить о точной дате рождения кюйши (называются 1806, 1818, 1823 годы), но все едины во мнении, что он заложил основы казахской национальной музыки, был человеком твердой гражданской позиции, а современники именовали его Чародеем степи.
Кюи Курмангазы всегда стояли особняком в ряду произведений других авторов. Эта эмоциональность, экспрессия, присущая в основном жителям Западного Казахстана, прекрасным образом выражена в творениях великого казахского композитора. Но вместе с тем, в этих волнительных звуках мы слышим не только стук его горячего сердца, полного боли за соотечественников, но и чувствуем любовь к Родине, гордость за свой народ.
По словам автора памятника в Алматы, скульптора Тлеуберди Бинашева, изначально идея его создания принадлежала Каршыге Ахмедьярову.
— Этот человек оказал мне колоссальную моральную поддержку, — сказал он в нашей беседе. — Но, к великому сожалению, музыкант так и не успел увидеть памятник.
Вдохновение Тлеуберди Бинашев искал в музыке, которую сочинил Курмангазы и которую исполнял оркестр его имени. Изучал изображения, другие имевшиеся мемориальные комплексы и постарался скрупулезно подойти к своей работе, чтобы запечатлеть образ настоящего сына степей, застывшего под яркими лучами солнца и внимающего музыке ветра.
Более всего скульптору не нравится в других памятниках то, что домбра в руке неправильно расположена: «Она должна прижиматься к животу чуть ниже пупка, именно так казахи держали свой национальный инструмент, — говорит он, — а не выше груди, как чаще изображается».
— Как вы знаете, известный казахский композитор Ахмет Жубанов называл Курмангазы основоположником национальной музыки, поэтому мы посчитали нужным установить ему памятник в Алматы, — добавил Тлеуберди Мелдешович.
На церемонии открытия присутствовали многие поклонники творчества Чародея степи, в том числе и известная всему миру пианистка Жания Аубакирова.
Стоит отметить, что дело Тлеуберди Бинашева продолжает его дочь Гульфия Мелдеш, являющаяся, кстати, автором памятника Хиуаз Доспановой, который стоит в одном из атырауских скверов.
Шынар ТЕКЕЕВА,
фото предоставлено
Т. БИНАШЕВЫМ