НИКОГДА НЕ ИЗГЛАДИТСЯ ИЗ ПАМЯТИ НАРОДА

Члены чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» отмечали годовщину со дня выселения в феврале 1944 года всех чеченцев из Дагестана.

Сохранились архивные документы, свидетельствующие о том, что 31 января 1944 года Государственный Комитет Обороны под руководством Иосифа Сталина утвердил Постановление о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую ССР и Киргизскую ССР. А 21 февраля последовал приказ НКВД, и уже через два дня прошла и сама депортация, дав кому-то 24, а то и меньше часов на сборы. Их вырывали с корнями из родных мест, бросали в товарные вагоны и везли неизвестно куда. Это была трагедия для людей, проживавших на этой территории сотни лет. С 23 по 29 февраля было погружено 108 эшелонов. В общей сложности изгнанию с Кавказа подверглось около полумиллиона чеченцев и ингушей. И этим дело не ограничилось. Были арестованы и высланы в Среднюю Азию все ингуши и чеченцы, жившие на территории Советского Союза. Не пощадили даже горцев, сражавшихся с фашистами на передовой. Солдат и офицеров отзывали с фронта, срывали с них погоны, ордена и грузили в такие же, как и их матерей и отцов, и их детей, «скотские» вагоны.

Депортация была объяснена Сталиным тем, что чеченцы «…присоединились добровольно к организованным немцами формированиям и выступили с оружием в руках против Красной Армии…». Между тем, как написал в этой связи известный чеченский политолог Абдурахман Авторанов, «прежде чем подводить задним числом обоснование под сталинские решения, в результате которых погибли сотни тысяч безвинных людей, не худо было бы заглянуть в карты военных действий на Кавказе в 1942–1944 годах и увидеть, что территория Чечено-Ингушетии вообще не была оккупирована — уже по одному этому не могло быть массового сотрудничества с немцами».

И в истории Казахстана есть такие черные даты, массовые репрессии 30-х годов, насильственная коллективизация, голод. И есть особая дата — 31 мая. В этот день мы вспоминаем всех, кого постигла горькая участь унижения и преследования. Еще в 1937-м году были репрессированы корейцы, а затем калмыки, курды, карачаевцы, крымские татары, балкарцы, греки, месхетинские турки, немцы. Народы, подвергнутые репрессиям, до 1957 года находились на спецрежиме, назывались спецпереселенцами, были ограничены во многих правах.

Конечно, чеченцы-ингуши не забывают того, что сделали с их народом. И не только 31 мая отмечают, но и свою скорбную дату — 23 февраля. Уже 71 год прошел после депортации. Многие помнят по рассказам родителей, а некоторые сами ехали в тех теплушках. Приведу цитату из отчетного документа по итогам депортации чеченцев и ингушей. «По пути в Среднюю Азию в теплушках от холода, голода и болезней погибли десятки тысяч человек». На вымирание пассажиров поневоле и был коварный расчет. И еще на то, что их не примут местные жители, ведь им внушали, что приедут чужие, враги Советской власти, выставляли их чуть ли не людоедами. Но эти замечательные люди, сочувствуя несчастным изгнанникам, принимали их, как самых родных, делились тем немногим, что у самих имелось после репрессий и голода.

Поминальный обед — мероприятие, посвященное дню памяти депортации чеченцев и ингушей, — начался с чтения молитвы главным имамом областной мечети Батыржаном Берденулы. Заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана по Атырауской области Еркин Кадыргалиев поприветствовал всех присутствующих, выразил свое сочувствие и соболезнование по поводу такого факта в истории чеченцев и ингушей, пожелал мирных дней и благополучия единому и дружному казахстанскому народу. Затем председатель чечено-ингушского ЭКО «Вайнах» Зелимхан Зубариев предоставляет слово аксакалам-ветеранам ЭКО Сейтамину Акаеву и Борису Цамалиеву. Они рассказали об этом черном дне. Говорили о том, что все чеченцы, как и представители других народов, занесенных сюда молохом Системы, хранят в сердце переданную им их отцами и дедами благодарность к казахам, которые старались сделать многое, чтобы облегчить им вживание в местные условия и реалии.

Эту же мысль продолжила заместитель председателя корейского ЭКО «Тхоньил» Людмила Ли, рассказавшая, что и новые поколения корейцев, родившиеся уже в Казахстане, и старшие представители диаспоры считают Казахстан своей Родиной и гордятся этим. И тоже признательны своим соседям-казахам, людям с огромным сердцем.

Мира, согласия и процветания нашей Родине пожелали выступавшие затем председатели этнокультурных объединений: азербайджанского ЭКО «Навруз» Эльдар Ахмедов, еврейского ЭКО «Алия» Павел Ткач, грузинского ЭКО «Иверия» Зураб Бобохидзе, татаро-башкирского ЭКО «Татулык» Гульсина Байкенова, Каракалпакского ЭКО «Еділ Жайық» Казахбай Бекмуратов, представитель ЭКО «Былина» Раиса Биткова.

В согласии и дружбе сегодня мы все живем на этой благословенной земле, в свободной стране, где все равны, где всем хватает места под общим шаныраком. И мы все гордимся правом произнести громко: «Мы — народ Казахстана».

 Любовь МОНАСТЫРСКАЯ

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна