НовостиОбществоПолитика

Недра, таящие Историю

Археология – наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники – это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства – все, что является результатом трудовой деятельности человека.

Степь. Бескрайняя, выжженная солнцем, унылая, тоскливая, серая. И только один раз в году, весной, в конце апреля – начале мая она преображается. Одетая в зелень, с крапинками красных маков и разноцветных тюльпанов, степь недели на две становится одним из самых красивых мест на земле. Но это только на короткое время. А в остальное время года – унылая, тоскливая, серая… Сейчас здесь то и дело мелькают порождения современной цивилизации. А где-то в XIX веке путешественник, проходя по этим местам, не мог даже представить, что когда-то здесь могла быть древняя цивилизация, стояли города, развивались ремесла, процветала бойкая торговля. И вдруг подул ветер, обнажился край оврага и на поверхность выглядывают пустые глазницы человеческого черепа, осколки керамики, обточенные камни…

До недавнего времени в прикаспийских степях был известен один город средневековья – Сарайшык (в меньшей степени и только специалистам – городище Актобе-Лаэти). Но эти города располагались на берегу Жаика, а вот наличие оседлых поселений в глубине степи – предполагать такое было трудно. И все же…

Минувшим летом археологическая экспедиция Атыраус­кого государственного университета имени Халела Досмухамедова проводила раскопки в Кызылкогинском районе. О результатах ее работы нам рассказал непосредственный ее участник, директор научно-исследовательского Центра истории Атырауского края, археологии и этнографии, доктор исторических наук Аккали Ахмет.

– Археологические работы проводились в 15 километрах от села Карабау Кызылкогинского района, – начал ученый. – Окрестности этого села можно с уверенностью назвать целым комплексом исторических мест, расположенных рядом друг с другом, поэтому выбор был не случаен.

Экспедицию возглавил кандидат исторических наук, археолог Марат Касенов. Также в ее работе участвовали, кроме нашего собеседника, старший преподаватель кафедры казахской и мировой истории, кандидат исторических наук Нагима Сармурзина, докторант Евразийского национального университета Амангельди Зай­нов и 16 студентов учебного заведения, причем не только будущие историки. Радует тот факт, что прошлым историчес­кой родины заинтересовались ребята из Китая и Узбекистана, обучающиеся в АГУ. Так, студент 2-го курса исторического факультета Долкын Екпин приехал из Китая, а обучающийся на первом курсе факультета информатики Турар Умирзаков – гражданин Узбекистана. Есть ребята, не первый год участвующие в археологических работах, например, Галамат Базарбаев, Асан Тогаев и Баубек Жумабай, можно сказать, уже готовые археологи. Они принимали участие в исследовании Сарайшыка, Актобе-Лаэти и 11 курганов в окрестностях областного центра, Махамбетского и Кызылкогинского районов.

Короткую характеристику местности, где проводились раскопки, дал руководитель экспедиции Марат Касенов: «Первые исследовательские работы ­                                       с целью определить перспективы проведения раскопок здесь начались в 2005 году. В результате тех исследований наметили стойбища и городища для раскопок. В частности, Карабау №9 – расположен в 1,8 километра к востоку от одноименного села. В оголенном ветром овраге обнаружены предметы каменного века. Это пять скребков, десять ножей, одно зубило и многое другое. Эпоха неолита. И это только одно место, а их здесь порядка десятка, а может, и больше».

Да, здесь история таится под ногами, надо только уметь извлечь и прочитать находки. Например, в стойбище Каракол, что в трех километрах к востоку от аула Каракол, найдены бронзовые наконечники стрел, керамическая посуда, остатки костей, находки датируются бронзовым веком. Еще в 12 километрах к северо-востоку обнаружено городище, которое условно назвали Корганша. Неподалеку протекает один из притоков Уила – Курайлы, который в настоящее время появляется лишь в период весеннего разлива, а потом высыхает. Площадь городища – 420Х400 метров, высота крепостного вала три метра, ширина – 25. По наружному диаметру вала ров, глубиной в один, шириной в двадцать метров. Несомненно, что когда-то ров был намного глубже. Внутри стен можно увидеть остатки строения 180 на 150 метров, юго-восточнее строения углубленная площадь 120Х150 метров, глубиной 0,5 метра. По всей видимости, здесь был бассейн – резервуар для хранения воды. Есть и другие строения. По совокупности увиденного и найденного (черепки посуды и другое) мы делаем вывод, что здесь был довольно крупный, по меркам средневековья, город. Кроме названных, частично исследованы и ждут продолжения раскопок и другие объекты, такие как Огибан, Жолай-1 и Жолай-2, Карабау-10…

– Мы начали работы с кургана Карабау-1, – продолжает Аккали Ахмет, – на второй день раскопок наткнулись на захоронение. Человек похоронен головой на запад, труп лежит в положении прямо. Первый предмет, который удалось обнаружить – это заколка для длинных волос, чуть позже нашли стрелу, осколки керамической посуды. По характеру захоронения и типу найденных предметов захоронение датируется сарматским периодом степи, а это уже VI-IV века до рождества Христова.

Второй курган оказался кенотафом. Кенотаф (др.-греч. kenotafos, от kenos – пустой и tafos – могила) – надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символичес­кая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам: если тело погибшего было утрачено или уничтожено (например, при землетрясении, в войне или в пожаре), если место гибели неизвестно. Кенотаф может быть установлен на родине умершего, если он похоронен в другой стране.

Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, и т.д.).

А вот в кургане Жолай раскопали останки женщины и младенца. Здесь вместе с умершими в могилу положили мелкие бусинки, ножницы, ручное зеркало (обнаружили обломки), черепки посуды. Местные жители утверждают, что в ветреную погоду часто находили останки человеческого скелета, осколки посуды и даже мелкие золотые изделия.

Используя таблицу знаменитого советского археолога  К.Ф. Смирнова, установили, что бусинки идентичны находкам археологов в Южном Урале. Они изготовлены из горного хрусталя и желтого стекла. Южноуральские предметы датируются V-III веками до нашей эры.

Мы знаем, что в прикаспийской низменности в древности обитали сарматские племена (у Геродота – савроматы). Но, к сожалению, до сих пор не проводились комплексные исследования той эпохи. Поэтому сведения о культуре, быте и хозяйстве сарматов Прикаспия очень скудны и не дают полной картины об их жизни. При их описании наши ученые опираются на наследство вышеупомянутого сарматолога Константина Смирнова, который долгие годы изучал племена сарматов Южного Урала и оставил ценные научные труды. Но, возможно, прикаспийские сарматы вели несколько иной образ жизни, имели другие ритуалы, другую форму хозяйствования, другой институт власти. «Отсутствие фундаментальных исследований образа жизни, социального состава, традиций похорон, хозяйства, быта, вооружения, технологии изготовления керамических изделий и украшений, созданных в знаменитом зверином стиле, всегда было слабым местом казахстанской науки, – говорит Аккали Ахмет. – Теперь радует тот факт, что этой работой вплотную занимается докторант ЕНУ имени Гумилева, выпускник нашего университета Амангельды Зайнов».

Еще один один крупный объект для раскопок – городище Карабау. По словам Марата Касенова, в ходе исследовательских работ 2005 года этот объект был определен как останки бывшего города. Но результаты более тщательного обследования позволяют сделать вывод, что здесь был, скорее всего, храм для жертвоприношений. Более того, опытный археолог склоняется к мнению, что на постсоветском пространстве такие храмы могут быть обнаружены на Южном Урале и других местах обитания сарматских племен. Условно названный Карабауским, храм имеет внутренний диаметр 45 метров, ширина стенового вала – 26 метров, высота – 2,5, ширина ворот – 6 метров. Между ямами, находящимися снаружи, и стеной – расстояние 10 метров. Количество ям свыше двухсот, диаметр – 20 метров. Общая площадь объекта – 112 метров. «Это самый большой подобный храм, обнаруженный в прикас­пийской зоне обитания сарматов», – утверждает археолог. В результате раскопок обнаружилось, что почва здесь очень твердая. Кроме того, среди находок – обожженная керамика, осколки глиняного кувшина, кости животных, альчик козы. Все эти находки еще раз подтверждают догадку о приносимых здесь жертвах. «Мы считаем, – говорит Аккали Ахмет, – для того чтобы сохранить карабауские историко-культурные ценности, необходимо открыть здесь историко-культурный музейный комплекс. Эта работа не терпит отлагательства и имеет государственное значение, это веление времени».

Такое предложение продиктовано следующими соображениями. Снова дадим слово специалисту:

– Это позволит: во-первых, возродить историю, до сих пор остающуюся закопанной в недрах земли, во-вторых, в рамках государственной программы «Культурное наследие» ознакомить общественность с историческими городами, в-третьих, показать не только области, но и республике, всему миру, что в нашем регионе в древнюю эпоху была высокая цивилизация. Это означает, что наши исторические ценности станут известны мировой общественности. Казахская степь – не голая безлюдная степь, а хранилище тысячелетней истории, бывшая некогда очагом своеобразной культуры и высокой цивилизации, – заключил мой собеседник, доктор исторических наук Аккали Ахмет.

Кайрат САТАЕВ

 

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button