Общество

Налоги, транспорт и карьеры

Вопросы деятельности налоговой службы, транспортной инспекции, перевозки большегрузами сыпучих материалов, работы карьеров, безопасности дорожного движения были обсуждены на заседании постоянной комиссии по вопросам аграрной сферы, землепользованию и развитию предпринимательства Атырауского областного маслихата под председательством Айбара Ерекешова.

Налоговые «тайны»

В нём приняли участие депутаты областного маслихата Бахыт Каметов, Жасулан Хайруллин, Казбек Кертаев, Арман Хайруллин, руководители областного департамента государственных доходов, инспекции транспортного контроля и местной полицейской службы департамента полиции по Атырауской области.

На заседании с небольшим докладом выступил заместитель руководителя департамента государственных доходов по Атырауской области Бекен Шанаев, доложивший о налоговых поступлениях за девять месяцев и ответивший на интересующие депутатов вопросы. Так, в частности, он сообщил, что 1 января 2024 г. завершается мораторий на проведение проверок субъектов бизнеса со стороны государственных органов. То есть с нового года в плановом порядке те или иные субъекты будут проверяться. Ранее мораторий на проведение проверок был введен в период пандемии, чтобы облегчить работу бизнеса, попавшего в локдаун. Вопрос с проверками возник из-за того, что во многих торговых точках покупателям элементарно не пробивают чеки. А проверка субъекта бизнеса может быть произведена только после непосредственного обращения в налоговые органы покупателей. И то после регистрации заявления в ЦПСИ (Центр правовой статистики и информации) при Генпрокуратуре РК. К тому же, владельцы торговых киосков, оптовых складов приноровились пользоваться электронными платежами «Каспий Голд» путем перевода по номеру сотового телефона.

С точки зрения продвижения и реализации товара это удобно и для продавца, и для покупателя, но с точки зрения налогообложения мимо государственной казны без учета проходит масса денежных средств в безналичной форме. Как отметил Б. Шанаев, платежи по QR-кодам фиксируются, и по ним можно просчитать объемы продаж и соответственно сумму налогов от объемов продаж в отличие от того же «Каспий Голд».

– С 1 января 2024 года частные предприниматели и руководители юридических лиц будут обязаны сдавать всеобщую декларацию доходов. Как сдавали такую декларацию доходов в 2022 году госслужащие, а в 2023 году работники госучреждений и квазигосударственного сектора, а с 2025 года начнут сдавать все взрослые граждане страны. И банки будут обязаны предоставлять информацию о движении денежных средств на счетах физических и юридических лиц налоговым органам. Было много горячих споров насчет этого, в частости, по сохранению банковской тайны, но изменения в Налоговый кодекс уже внесены. В частности, по «Каспий голду» тоже спорили и обсуждали. Но с 2025 года вводится правило: если в месяц осуществлено более 100 денежных переводов на номер сотового телефона, то есть на определенный номер перевели деньги разные абоненты, будет считаться, что такой гражданин или физлицо занимается предпринимательской деятельностью, – пояснил замруководителя ДГД по Атырауской области Бекен Шанаев.

Депутат Арман Хайруллин от имени депутатского корпуса запросил информацию касательно доходов различных компаний, в том числе по закупу товаров, услуг и работ местного содержания. На что Б. Шанаев ответил, что, согласно ст. 30 п. 1 Налогового кодекса РК есть понятие налоговой тайны.

«И хотя понятно желание депутатов знать, кто и сколько зарабатывает на атырауской земле, тем не менее, есть законодательные запреты и ограничения на предоставление такой информации. А как вы представляете такую ситуацию: если мы дадим информацию об одной компании, не воспользуется ли этой информацией какая-либо конкурирующая компания. Поэтому о доходах этих или других компаний мы не можем вам рассказать. Если какая-то информация о доходах компании появится где-нибудь в открытых источниках, нас могут привлечь к уголовной ответственности. А вот информация о размерах налоговых платежей и выплат компаний в местный и республиканский бюджеты после официального обращения может быть предоставлена.

Так, в местный бюджет поступают земельный, транспортный, подоходный налоги, налог на недвижимость с юрлица, акциз, а в республиканкский бюджет уходят корпоративный налог, налог на НДС», – ответил Шанаев.

Далее депутатам рассказали о так называемом розничном налоге для предпринимателей, осуществляющих финансовый порог или оборот до 2 млрд тенге без регистрации по выплате НДС. Ставка налога по розничному налогу составляла 4%, но на местном уровне есть возможность снижения до 2%. Что касается водителей, занимающихся частным извозом, то размер налога там 1% от размеров указанных доходов. К примеру, со 100 тысяч тенге уплачивается 1 000 тенге. Процедура регистрации по налогу на оказание услуг такси упрощена и может быть произведена через мобильное приложение e-Salyq Azamat. Так, на сегодня для водителей такси, оказывающих услуги через приложение Яндекс-такси, ставится обязательное условие: они обязательно должны быть зарегистрированы как законные налогоплательщики по оказанию услуг частного извоза.

Не спи, водитель, ты не спи!

Следующий вопрос, рассмотренный депутатами, касался аварийности на дорогах. Так, заместитель руководителя управления местной полицейской службы департамента полиции Атырауской области Абзал Алипкалиев отметил, что за девять месяцев на автодорогах республиканского значения зарегистрировано 53 дорожно-транспортных происшествия. К сожалению, в текущем году количество погибших граждан и получивших увечья на дорогах выросло. Он сообщил, что органами полиции для профилактики ДТП на дорогах с автомобилистами ведется активная и системная информационно-разъяснительная работа в рамках оперативно-профилактических мероприятий «Автобус», «Безопасная дорога», «Будьте осторожны, дети!» и другие. Организовывались приемы граждан на дорогах в целях соблюдения правил дорожного движения и по предупреждению о недопустимости превышения скорости движения. Основные причины ДТП – несоблюдение водителями правил дорожного движения, превышение скоростного режима, потеря бдительности на дорогах, когда водители от усталости элементарно засыпают за рулем, когда не справляются с рулевым управлением вследствие неопытности при вождении авто, неисправность автомобиля, некачественное дорожное покрытие, а также употребление спиртных напитков. Депутаты поинтересовались, изучаются ли причины возросших аварий, эффективностью принимаемых мер по снижению аварий на дорогах, в которых погибли 50 человек. На что Абзал Алипкалиев сказал, что в результате принимаемых мер аварийность на дорогах области снизилась в два раза.

Так, депутат областного маслихата Бахыт Каметов сказал, что хотя работа проводится, эффективность ее все еще не на должном уровне. И призвал руководство полиции инициировать меры по проверке автомашин, обратившись в вышестоящие инстанции. На сегодня полицейские явно и без видимой причины не имеют право останавливать автотранспртные средства, если водитель пристегнут, держит нормально руль, едет с включенными фарами. Б. Каметов сказал, что тем временем водитель может ехать подшофе, то есть подвыпивший, обкуренный, уставший. Останавливать же машины и проверять их полиции указали только в период проведения профилактических мероприятий. Депутаты порекомендовали Абзалу Алипкалиеву поработать точечно над причинами происходящих на дорогах аварий. Зачастую таксисты практически не отдыхают. К примеру, приехав с дальнего рейса и набрав новую партию пассажиров-клиентов, они вновь выезжают на дорогу, тем самым подвергая угрозе не только свою жизнь, но и рядом сидящих пассажиров. По статистике полицейских, большая часть произошедших опрокидываний автомашин, особенно на поворотах, как раз происходит тогда, когда водитель на миг может погрузиться в дремоту. Однако у полиции на сегодня нет инструмента и методики как выявлять таких водителей. Кроме как предупреждения о том, что вы выглядите уставшим, и, мол, вам не следовало бы выезжать в дальнюю дорогу, полицейские не могут предпринять ничего кардинального – ни забрать ключи и водительское удостоверение, ни принудить сдать авто на временную стоянку. Так что все отдается на откуп небесам, случаю, везению, называйте как угодно, что, конечно, неправильно. Заместитель руководителя местной полицейской службы сказал, что в настоящее время для того, чтобы засыпающих водителей привести в чувство, на поворотах во избежание опрокидываний устанавливают ограждения с катафотами. 

Так, депутат Бахыт Каметов, сам прежде работавший в органах полиции, в качестве положительного примера назвал опыт таксистов на рынке «Дина». Так вот, сообщество таксистов созрело до понимания того, что безопасность, жизнь и здоровье свое и пассажиров дороже чем сиюминутная прибыль, которая может оказаться последней. Обратившись к администрации рынка, они по собственной инициативе организовали что-то типа медпункта, где им измеряют давление, смотрят пульс, спрашивают о состоянии здоровья, способен ли водитель сегодня таксовать, или предлагают отдохнуть, излишне не рискуя. Полиции предложено изучить такой опыт, масштабировать во все районах Атырауской области, откуда таксисты доставляют пассажиров. А может в придачу изучить и международный опыт, выяснить как там борются с такими водителями.         

И вновь о «капитанах» песчаных карьеров и Шахманах

Далее заслушалируководителя инспекции транспортного контроля Атырауской области Сергея Карашиева.После его выступления народные избранники вновь подняли вопрос с самосвалами-грузовиками, перевозящими сыпучие стройматериалы с карьеров, расположенных в Индерском районе, которые нещадно эксплуатируют трассу областного значения Атырау-Индер общей протяженностью 170 километров и внутрипоселковые дороги. Председатель депутатской комиссии Айбар Ерекешов сказал о том, что грузовики китайского производства «Шахман» и КамАЗы, груженые сверхположенных порогов, почти регулярно перевозят стройматериалы, особенно в ночное время. Это значит, что груженые сверхнормы грузовые автомобили приводят к разрушению дорожного покрытия. Так, дорога Атырау-Индер рассчитана на весовую нагрузку до 8 тонн на одну ось. Бывало, что ездили машины, перевозившие с прицепами до 70 тонн груза. А когда едет грузовой автомобиль, имеющий вес 15-20 тонн, с грузом 30 тонн и плюс прицеп, естественно никакая дорога не выдержит. Кроме того, в период межсезонья или осенне-весенних осадков, в жаркие летние дни для грузовиков должы быть ограничения, уменьшаться нагрузки на ось, так как и в дождь, и в жару дорога без того подвергается воздействиям природного характера. Так, нагретый от высокой температуры асфальт становится размягшим, а по нему несутся один за другим груженые самосвалы. Но ограничения на проезд большегрузов в большинстве случаев просто не соблюдаются, из-за чего отремонтированные дороги за короткое время опять приходят в негодность. В результате средства налогоплательщиков, милллиарды тенге разлетаются по ветру, что приводит к возмущению местных жителей. Ведь, по правде говоря, в накладе остаются, как всегда, обычные жители, так как акиматы рапортуют о строительстве дорог, подрядчики, дорожники, грузовики и владельцы карьеров зарабатывают положенное. А народ не может пользоваться нормальными дорогами. Кроме того, поврежденные дороги представляют особую опасность для водителей и их пассажиров. Вот и делайте выводы.

В настоящее время индерская трасса, особенно между аулом Жарсуат и пос. Индер и семикилометровая подъездная дорога со стороны дороги Атырау-Уральск, опять в ямах, колдобинах и трещинах. Это приводит к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых люди получают травмы и увечья, порою не совместимые с жизнью. Плюс ко всему недовольство селян вызывает то, что грузовики вытаптывают пастбища и луга для выпаса скота, не соблюдая правила проезда по таким местам. Проезжая рядом и внутри сел, они поднимают пыль. Айбар Ерекешов, обращаясь к руководству местной полицейской службе, призвал сотрудников быть более смелыми и решительными в ловле таких водителей-нарушителей грузового транспорта, не бояться всяких «крыш», «братков», «крутых бородачей», предложив использовать во время проведения рейдов бойцов СОБР департамента полиции. В то же время он выразил слова благодарности в адрес сотрудников отдельной роты патрульной полиции, которая следит за порядком на дорогах республиканского значения. Что же касается работы песчаных карьеров, то было сказано, что в них не предусмотрены специальные весы для взвешивания грузовиков. И водители «Шахманов» перевозят пески, ПГС без каких-либо сопроводительных транспортных накладных. Как выяснилось, в этом году полиция задержала порядка 50 нарушителей водителей грузовиков. Руководство же инспекции транспортного контроля, депутаты облмаслихата призвали более ответственно отнестись к исполнению прямых должностных обязанностей, не считаясь с рабочим временем. Они сказали, что были случаи, когда инспекторы транспортного контроля не проявляли особого рвения к поимке таких нарушителей. На что шеф транспортной инспекции области Сергей Карашиев парировал, что у него слишком маленький штат работников и что нормы трудового кодекса никто не отменял. Раньше в штате областной инспекции транспортного контроля работало 120 сотрудников, а сейчас едва наберется тридцать человек.

Другая проблема в том, что часто грузовики во время проведения сов­местных спецрейдов транспортной инспекции и полиции «прячутся» в аулах или «залегают на дно», по всей видимости, их кто-то предупреждает. Депутаты решили вопрос по мониторингу карьеров, исполнению договорных обязательств, заключенных с частными недропользователями, оставить на потом. В час­ти того, оснащены ли они весами, имеют ли водовозы.

Депутаты задали массу вопросов по поводу складывающейся проблемной ситуации, и в свою очередь тоже высказали свои предложения по решению этого вопроса. Председатель депутатской комиссии Айбар Ерекешов отметил, что по рассмотренным на заседании вопросам приняты рекомендации и решения, исполнение которых будет контролироваться. В частности, инспекции транспортного контроля предложено строго следить за выходами из карьера и не допускать перегрузки транспортных средств, усилить контроль за соблюдением требований действующего законодательства.

Кайрат САТАЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button