На вокзал только за билетом
Люди с инвалидностью на вокзале города Атырау могут только купить билеты. Для них нет возможности подняться на второй этаж, чтобы выйти на перрон, также недоступен и подземный переход на вторую платформу.
В рейде участвовали члены общественного объединения людей с инвалидностью «Біз де адамбыз!» Гульназ Космурзиева и Гульжан Кусаинова, представители областного управления координации занятости и социальных программ, управления автомобильных дорог и пассажирского транспорта, департамента труда и миграционной политики, СМИ.
Участники рейда в присутствии руководства вокзала начали обследовать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов на железнодорожном вокзале. Первое замечание касалось стоянки для автомобилей, привозящих людей с инвалидностью.
— Стоянка имеет специальный знак, также присутствует необходимая пиктограмма на асфальте для автомобилей. Раньше этого не было. Но на 20 мест положена одна стоянка, а здесь стоят намного больше автомобилей, поэтому должно быть две стоянки, — отмечает Гульназ.
Заехать на воказал получилось, необходимый бордюрный съезд обустроен. Также во входной части вокзала установлена кнопка вызова, при звонке работники должны подойти для оказания помощи. Для покупки билета без комиссии на вокзале работают две кассы, остальные – коммерческие. Окошки кассы недоступны для колясочников, в одной из касс ниже установлено окошко для передачи документов на покупку билета. Гульназ отметила, что, конечно, многие могут покупать билеты онлайн, но есть часть людей, которые делают это по старинке. Также по ее словам, со стороны инвалидов были жалобы, что им приходится стоять в очередях.
Став обладателем билета, человек с инвалидностью должен сесть в поезд. Но сделать это на атырауском вокзале без помощи посторонних невозможно. Подняться на второй этаж для выхода на перрон, спуститься на подземный переход для перехода на второй путь для людей на колясках возможности нет. Представители вокзала показали гостям приспособление для поднятия коляски, но оно в нерабочем состоянии… Между тем, по словам Гульназ, в таком же старом вокзале Павлодара сделали подъемник, аналогичное же оборудование можно установить и в Атырау.
Есть дорога на перрон с улицы, которая нуждается в ремонте. Каково на ней ехать, испытал на себе руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Азамат Мамбетов. Здоровому мужчине было очень трудно передвигаться в коляске, предоставленной администрацией вокзала. По словам Гульназ, коляска низкого качества, чтобы ее двигать, нужны силы. С трудом оказавшись на перроне, колясочник понимает, что если поезд будет отправляться со второго пути, то ему не обойтись без двух помощников, которые перенесут его через рельсы. Другого выхода нет. Также со второго пути сесть на поезд задача не из простых — слишком высоко подниматься до тамбура.
На воказле оборудована комната отдыха для людей с инвалидностью, но войти в нее можно только с улицы. Это неудобно, особенно в зимнее время, справедливо считают инвалиды. В данной комнате, как оказалось, для использования пригоден только диван. Сходить в туалет, помыть руки недоступно даже при наличии санузлов, так как нет или неправильно оборудованы приспособления для инвалидов.
— Мы вот уже четыре года добиваемся создания условий для людей с инвалидностью на железнодорожном вокзале. За это время сделано очень мало, главное, человек с инвалидностью не может самостоятельно передвигаться по вокзалу, пройти на перрон, сесть в поезд. Очень жаль работниц вокзала, которые вынуждены поднимать коляски. Моя коляска весит, к примеру, более 100 кг, не считая моего веса. В развитых странах для предоставления таких услуг работают здоровые мужчины.
А представители вокзала говорят, что здание построено в 70-е годы прошлого столетия, маленькая площадь не позволяет создать условия для людей с инвалидностью…
Азамат Мамбетов в свою очередь отметил, что раз администрацией вокзала игнорируются многократные обращения людей с инвалидностью, то нужно решать вопрос обращением в суд. Для этого по итогам рейда департамент труда должен еще раз проверить и убедиться, что колясочники не могут передвигаться по вокзалу без посторонней помощи. На основании этих данных будет подан иск в компанию «Қазақстан темір жолы». Других путей решения вопроса не осталось, отметил он.
В автовокзал — до бордюра
В рядом стоящем автовокзале созданы хорошие условия для встречи людей с инвалидностью на входе. Внутри здания колясочнику доступна покупка билетов. Санузел отдельно оборудован специальными приспособлениями по стандартам. В общем, все хорошо внутри здания, но попасть в него задача не из простых. Коляска Гульназ не смогла проехать в автовокзал, так как натолкнулась на бордюр в парадной части. Мужчины, приподняв коляску, прошли первый барьер, но построенный пандус также оказался некачественным. Угол подъема не соответствовал стандартным градусам, соответственно, человеку в коляске угрожает опасность травмирования. К чести администрации автовокзала, она обязалась оборудовать съезд для бордюра в кратчайшие сроки, а вот на исправление пандуса нужно определенное время.
Лучшая комната отдыха
В ходе рейда участники побывали в аэропорту имени Хиуаз Доспановой. Как отметила Гульназ Космурзиева, руководство международного аэропорта всегда поддерживает предложения от людей с инвалидностью.
— Я часто летаю по стране и могу заверить, что лучшая комната отдыха оборудована здесь, таких условий нет даже в столице. Также санузел оборудован, как положено. Кнопка вызова у входа для помощи также отличается удобством. Работники всегда бегут помогать. Есть только одна претензия — межрядовая коляска для посадки в самолет очень низкого качества, из-за этого меня чуть не уронили в прошлый раз. Прошу вас срочно поменять ее, — обратилась к руководству аэропорта Гульназ Космурзиева.
Администрация аэропорта обещала заменить коляску.
Алма ТУРГАНОВА