НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Эволюция развития исторической науки показывает, что она в большей степени должна являть собой квинтэссенцию, объединение широкого спектра смежных дисциплин: истории, источниковедения, востоковедения, антропологии, языкознания, культурологии, социологии, международных отношений, политологии.
Все большее значение для правильного понимания сложных исторических процессов, происходивших и происходящих в обширном регионе Центральной Азии, имеет разработка проблем историко-культурных взаимосвязей народов с древности и по настоящее время, их этнополитическое родство и самобытность, которые являются естественным условием интеграционных процессов в Центральной Азии. Взаимосвязь цивилизаций ЦА отчетливо прослеживается через историко-культурные пласты. В настоящее время, в период независимости Казахстана, актуализация этнического самосознания одновременно в связи с идеями культурной интеграции в развитие толерантности является важным и необходимым исследовательским направлением в исторической науке. Проведение историко-сравнительного анализа с традициями народов Центральной Азии, выявление динамики общих и особенных признаков в этом явлении духовной культуры является важной проблемой историко-культурного значения.
Национальные приоритеты Казахстана должны основываться на исторических знаниях, полученных в ходе проведения фундаментальных и прикладных исследований. В связи с этим главным направлением исторической науки является исследование проблемы формирования национальной идеи в контексте консолидации и стабильности казахстанского общества.
Разработка многих проблем истории и культуры Казахстана, а также историко-культурных взаимоотношений многочисленных народов республики на обширной источниковой базе является весьма сложной, важной и актуальной задачей. Появляется необходимость в расстановке акцентов в отечественной исторической науке в сфере формирования национальной идеи и консолидации казахстанского общества.
В современных условиях научной общественности необходимо уделять повышенное внимание тенденциям развития межэтнического и межконфессионального диалога и религиозной ситуации, поиску механизмов влияния религиозного фактора на общество. Это в свою очередь требует тесного взаимодействия научных исследований с решением задачи по формированию национальной идеи как основы устойчивого развития Казахстана, более глубокого учета при разработке и проведении научных исследований исторического опыта взаимодействия Востока и Запада.
Прежде всего здесь необходимо отметить, что ставшее уже классическим деление на Восток и Запад также претерпевает сегодня определенную трансформацию. Несмотря на то, что данный процесс находится на своей начальной стадии развития, тем не менее уже можно отметить определенные изменения. Связаны они с тем, что дихотомия Восток — Запад уже больше не является определяющей. Принцип множественности культур, помноженный на глобализацию-локализацию, выводит на повестку дня сетевой принцип и, кроме того, другие возможные линии взаимодействия, в частности такие, как Север — Юг. Поскольку концепт культуры по самому своему определению подразумевает включение, взаимодействие ряда культур между собой, то в условиях изменения (точнее расширения) данного концепта происходит и значительное расширение взаимодействующих культур. Это означает, что сугубо географические рамки, доминировавшие в сознании народов и обществ на протяжении тысячелетий, начинают стираться и размываться. Вместо этого во главу угла ставится содержание, наполнение культуры, которое и должно определять, каким образом культуры будут взаимодействовать между собой.
Столь значимое изменение имеет большое значение, поскольку все производные культуры, в частности религии, также получают новое измерение. В межрелигиозном диалоге, например, жесткое разграничение между религиями уже не отвечает вызовам времени. Более того, оно становится не только непродуктивным, но и (принимая во внимание политизацию религий) абсолютно вредным. Вместо этого актуальным становится такое понимание религии, которое ставит ее в контекст определенных культур (взаимодействующих между собой или же нет). Такое «наполнение» религии подразумевает, с одной стороны, что религии всегда должны учитывать культурный контекст. Это приводит к тому, что в одном и том же культурном контексте религии неизбежно должны взаимодействовать между собой. С другой стороны, и в различных культурных контекстах религии (особенно мировые религии, «разбросанные» по всему миру) потенциально играют связующую роль между культурами.
Такое расширительное толкование религии ведет к необходимости диалога и взаимодействия как обязательного фактора, способствующего сегодня снимать линии напряжения.
В мировой научной литературе религиозная ситуация определяется как один из важных факторов, способствующих укреплению или ухудшению политической стабильности общества. В связи с этим по мере углубления демократических процессов, расширения социально-экономических преобразований в стране значение общественной стабильности и государственной безопасности будет все более возрастать и определять как внутреннюю, так и внешнюю политику. Не будет преувеличением сказать, что лишь сейчас, на рубеже столетий, научные центры во многих странах мира начинают по-настоящему изучать религиозные движения и течения, что свидетельствует о том, что это не только чисто научный вопрос, но и государственно-политический.
Современные события, происходящие в странах Центральной Азии и других регионах мира, наглядно подтверждают органическую связь вопросов религии и проблем укрепления национального и духовного единства любого государства в целях сохранения национальной безопасности. Для этого необходимо глубокое и всестороннее изучение исторических корней, идеологических и политико-правовых основ религиозных движений и течений, особенностей религиозных систем стран Центральной Азии и Востока.
Ситуация в ЦА, особенно в сфере религиозных отношений и религиозной политики, волнует мировую общественность. Так, выдвинутая с трибуны ООН инициатива Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) призвана содействовать укреплению стабильности и мирному развитию в этом регионе. Первостепенной задачей должен стать объективный научный анализ ситуации в Казахстане и других стран Центральной Азии. Главное, что должно отличать новый подход к актуальным вопросам данной тематики, — его научная обоснованность, что, в свою очередь, является гарантией успешности любой политической инициативы. Историческая наука в этом плане открывает широкие возможности для исследователей, а многоплановость и многоаспектность самой проблемы предполагают разные пути ее исследования, в силу чего конечный научный обоснованный вывод будет более объективным.
Специфика проблем отечественной науки связана с исторической и перспективной ролью Казахстана как страны, занимающей транзитное положение в системе взаимосвязей цивилизаций Востока и Запада. Характеристика такой роли Казахстана содержится в Государственной программе «Путь в Европу», утвержденной Президентом, и концепции диалога «Мусульманский мир и Запад». Это особенно важно для Казахстана, определяющего в настоящее время пути своего будущего развития, свое место в диалоге Востока и Запада.
Председательство РК в ОБСЕ и ОИС является важной миссией в стремлении нашей страны внести идеи евразийского духа и модели казахстанского межэтнического и межкультурного согласия.
Расположенная и в Европе, и в Азии, наша страна по праву считается евразийским, впитавшим в себя культуры различных цивилизаций пространством, на котором функционируют крупнейшие мировые религии — ислам, христианство и иудаизм. Есть все основания полагать, что эти важнейшие звенья единой государственной политики нашей страны станут началом нового конструктивного диалога восточных и западных цивилизаций и культур. Тем более что наша страна с 2003 года стала местом проведения уже трех съездов лидеров мировых и традиционных религий. Инициативы Главы государства, нацеленные на формирование и внедрение идеи межкультурного и межрелигиозного диалога, оказались чрезвычайно востребованными. Сегодня в Евразии складывается уникальная система безопасности, важнейшими элементами которой являются такие организации, как СВМДА, ШОС и ОБСЕ.
Отношения в гуманитарных областях имеют огромное, а в некоторых случаях и приоритетное значение в налаживании диалога Восток — Запад. В связи с этим особое значение имеют исторические исследования, касающиеся истории Казахстана в контексте взаимоотношений восточной и западной цивилизаций.
Именно в гуманитарной области можно обеспечить достаточно быстрый рывок вперед, существенно повлиять на общественное сознание народов, снизить их недоверие друг к другу. В этом плане актуальной является разработка программ совместного изучения учеными тех проблем, в которых наиболее наглядно проявляется общность исторических идей Востока и Запада.
В свою очередь сотрудничество с зарубежными учеными и экспертами играет чрезвычайно важную роль в координации усилий и установлении тесных связей не только между учеными различных стран Востока и Запада, но и между существующими научными школами, методологическими направлениями по исследованию мировой истории.
В рамках интеграции Востока и Запада актуальными для Казахстана становятся исследования историко-культурных и социально-экономических основ развития Шелкового пути. Историческая миссия Великого шелкового пути не только не потеряла своей актуальности, но и поднялась на новый этап возрождения. Создание Нового шелкового пути — великого транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай — важная веха в истории независимого Казахстана. Новый шелковый путь позволит поднять имидж нашего государства посредством формирования индустрии и туризма, логистических и коммуникационных систем, а также откроет новые перспективы развития Казахстана.
Развитие исторической науки определяется научными исследованиями, отражающими национальные приоритеты РК. Ее эволюция, способность к адаптации в быстро меняющемся мире говорят о большом потенциале и способности к дальнейшему развитию. Историческая наука разрабатывается в соответствии с основными положениями Стратегии «Казахстан-2050». В XXI веке Казахстан должен укрепить свои позиции и стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада.
Так, при написании новейшей истории Казахстана должна быть охвачена история внешнеполитических и внешнеэкономических связей Казахстана со странами Востока. В частности, состояние и перспективы двустороннего сотрудничества и стратегического партнерства Казахстана со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии.
Интенсивное сотрудничество с азиатскими странами в сфере экономики, в том числе в топливно-энергетическом, транспортно-коммуникационном, агропромышленном комплексах, а также инновационно-технологическом, туристско-рекреационном и других секторах предполагает формирование новой системы развития взаимоотношений Восток — Запад.
К настоящему моменту назрела необходимость в установлении обратной связи между учеными и представителями государственных структур, принимающими решения. В связи с этим в долгосрочном плане необходимо интегрировать историческую науку в процесс принятия государственных, общественно значимых решений, то есть закладывать основы «общественной политики» (Public Policy). Это особенно важно в условиях высокой роли государства в принятии решений относительно как концепции, так и механизмов развития общественно-гуманитарных дисциплин.
В качестве предложений по поднятию на качественно новый уровень исторической науки, координации и стимулированию научных исследований в области изучения, сохранения, развития и популяризации исторического, культурного и духовного наследия казахского народа предлагаем следующее:
1. Президент страны подчеркнул, что формирование исторического сознания нации, сохранение культурного наследия является национальным приоритетом. В связи с этим необходимо усилить и продолжить перманентную работу по выявлению новых письменных архивных источников и артефактов, хранящихся в зарубежных хранилищах и библиотеках, которые являются неизвестными и со временем могут исчезнуть.
2. Одной из необходимых мер для развития отечественной исторической науки является увеличение финансирования на фундаментальные и прикладные исследования, выделение финансовых средств на научные экспедиции по сбору и изучению источников и командировки в зарубежные научные центры, рукописные фонды и библиотеки, на издание монографий, научных сборников, журналов по результатам фундаментальных и прикладных исследований.
3. Проведение постоянно действующего Совета по историческим наукам при Конгрессе историков по выработке стратегических задач, стоящих перед отечественной исторической наукой, защите академической науки от профанации, дилетантизма и непрофессионализма. Совет должен состоять из ведущих специалистов в различных областях, которые будут определять основные направления развития исторической науки в Казахстане (с целью эффективного использования государственной поддержки), исходя из приоритетов, имеющихся ресурсов, актуальности проблематики.
4. В функцию совета войдет разработка концепции истории Казахстана, в рамках которой должны развиваться исследования по отечественной истории по линии государственных субсидий, разрабатываться государственные программы по соответствующим историческим дисциплинам для вузов Казахстана и подготовки к изданию учебников, учебных пособий и научно-популярных серий по истории Казахстана.
Современные проблемы на мировом уровне волнуют не только политиков, но и в том числе ученых-историков (фундаментальное исследование и анализ этих проблем, поиск путей решения, проведение параллелей между прошлым, настоящим и будущим). Комплексный междисциплинарный научный подход к изучению роли и места Казахстана в мировой системе, анализ имеющихся здесь вызовов и угроз, учет политической и культурной специфики соседних регионов и стран, проведения реформ, этнического менталитета, а также ретроспективное освещение историко-культурных взаимовлияний цивилизации Запада и Востока является особо актуальным.
Меруерт АБУСЕИТОВА,
доктор исторических
наук, профессор,
член-корреспондент НАН РК, заведующая
отделом Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова