На переломе эпох
Обретение независимости Казахстаном в 1991 году стало результатом последовательной политики Нурсултана Назарбаева, направленной на обретение реального, а не декларативного суверенитета.
Независимый Казахстан формировался на переломе эпох. Развал СССР и, как следствие, разлад общего экономического пространства привели к разрушительным последствиям. Учебники истории и в малой степени не передают атмосферу того периода, сравнимую, пожалуй, лишь с разрухой послевоенного времени.
«Парад суверенитетов» сопровождался глубочайшим политическим и экономическим кризисом, породив множество локальных конфликтов, разгул криминала и социальную апатию. Всей Центральной Азии, и Казахстану в том числе, прогнозировали «балканский» сценарий.
Однако предсказания не сбылись. Наша страна сохранила гражданский мир и спокойствие, стала островком стабильности и на протяжении 30 лет независимости остается консолидирующим центром для всего постсоветского пространства.
В чем особенности этой политики, как удалось преодолеть сложнейшие этапы в жизни страны с наименьшими потерями? «Казахстанская правда» предлагает вниманию читателей новый проект «Независимость: год за годом», в рамках которого мы постараемся раскрыть логику развития государства.
Ведомственный диктат
По большему счету суверенитет нашей страны ковался самой логикой исторического развития. Казахстан в конце 80-х годов XX столетия требовал большей самостоятельности, поскольку громоздкая бюрократия СССР не справлялась с реформированием экономики, а в политике творился настоящий бардак. Перестройка, затеянная Михаилом Горбачевым, корежила умы граждан, но не вела к перестройке народного хозяйства.
Модернизация в большей степени касалась политики. А голоса здравомыслящих людей разбивались о закостеневшие догмы. Сколько раз Нурсултан Назарбаев и на посту Председателя Совета Министров КазССР и будучи первым секретарем ЦК Компартии Казахстана пытался пробить стену непонимания? И с высокой трибуны, и в кулуарах говорил о системных изъянах, советовал присмотреться к опыту китайских реформ, выступал с резкой критикой центрального аппарата. В целом, поддерживая Горбачева, он пытался конструктивно влиять на руководителя СССР с тем, чтобы он делал более решительные шаги, требовал демонтажа старой командно-административной системы и свободы действий.
Впрочем, даже после учреждения поста Президента Казахской ССР и избрания Главой государства Нурсултана Назарбаева (24 апреля 1990 года) отношения Казахстана с центром не претерпели серьезных изменений. Эрозия центральной власти сводила на нет все серьезные начинания. С другой стороны, именно в этот период закладывалась основа независимого Казахстана.
Президент Казахской ССР наделялся большими правами: выступал гарантом соблюдения прав и свобод граждан на территории республики, принимал необходимые меры по охране суверенитета, безопасности, территориальной целостности страны, представлял Казахстан на международной арене.
Выступая 13 июля 1990 года на Пленуме ЦК КПСС в Москве, Нурсултан Назарбаев с сожалением подчеркивал: «Возьми мы сразу четкий курс на максимальную самостоятельность республик, многих нынешних проблем удалось бы избежать. По крайней мере, центр не сгибался бы сегодня под грузом тяжелейших экономических неурядиц. А чем может помочь, например, Казахстан, если 90% этой индустрии находится под контролем московских ведомств».
В общей экономической системе Союза нашей стране отводилась роль поставщика дешевых сырьевых ресурсов, что не лучшим образом сказывалось на экономической ситуации.
Поэтому и ратовал Первый Президент за перезагрузку отношений республик и центра. В этом ключе очень важен был процесс подготовки нового Союзного договора, который бы сформировал дальнейшее взаимодействие на принципах равноправия. Первым шагом на этом пути стала принятая Верховным Советом Казахской ССР Декларация о государственном суверенитете нашей страны (25 октября 1990 года).
Однако, как уже подчеркивалось, все попытки реформ вязли в непроходимой бюрократической трясине.
– Разве ослабла жесткая диктаторская хватка Центрального аппарата? Разве поколебал декларированный суверенитет республик монолитную позицию ведомств? Скажу прямо: чихать они хотели на наш суверенитет! – отмечал Нурсултан Назарбаев на IV съезде народных депутатов СССР 20 декабря 1990 года. – Мы вступаем в рынок, не имея подготовленных людей, досконально знающих рыночные отношения. Такой безответственности не могла себе позволить даже тоталитарная система.
Как видно с высоты сегодняшнего дня, центральная власть СССР допустила критическую ошибку: она пыталась реанимировать низкоэффективную административно-командную систему управления экономикой. А Нурсултан Назарбаев уже тогда видел пагубность этих подходов и призывал: «Давайте не будем опять сворачивать на наезженную колею, дабы не пожинать впредь горькие плоды разочарований»…
На перекрестке
1990 и 1991 год оказались особыми по накалу страстей. Наша страна, как и другие республики СССР, стояла на перекрестке, выбирая дальнейший путь. Именно тогда была утверждена программа перехода к рыночной экономике Казахстана, реорганизованы органы управления власти, шли активные переговоры с иностранными инвесторами…
– Надо твердо себе уяснить: рынок без конкуренции мертв и может из противоядия превратиться в отраву, – отмечал Нурсултан Назарбаев. – Надеяться быстро создать систему конкуренции только внутренними мерами – это «маниловщина». Надо открывать экономику для зарубежных товаров. Отпускать цены. Переходить на этой основе хотя бы к внутренней конвертируемости валюты. С замкнутой экономикой, без привлечения иностранного капитала, без насыщения рынка иностранными и собственными товарами стране трудно будет выйти из глубокого кризиса, об этом говорит весь мировой опыт.
Что касается разработки нового Союзного договора, то Первый Президент выразил свою принципиальную позицию следующим образом: «Не центр определяет, как жить республикам, а республики определяют, каким быть центру, какими полномочиями ему обладать…»
По сути, в этих высказываниях можно увидеть прообраз будущего Евразийского экономического союза. Нурсултан Назарбаев делал ставку на сохранение и развитие экономических отношений.
– Этого ждут и на Западе, особенно бизнесмены, которые пока не знают, с кем иметь дело, – подчеркивал Первый Президент
Казахстана.
23–24 июля 1991 года в Ново-Огарево состоялось последнее официальное совещание инициаторов нового союза. На встрече представители республик и автономий договорились о заключении договора, подписание которого должно было произойти 20 августа.
Впрочем, намеченному не суждено было сбыться. Буквально за несколько дней до знаковой даты произошла попытка государственного переворота, организованная реакционной частью ЦК КПСС и правительства СССР.
Путч, продлившийся с 19 по 21 августа, стал еще одной развилкой истории, которая могла породить военный коммунизм нового типа, если бы переворот поддержала армия. Представители ГКЧП методами угроз, увещеваний и откровенной дезинформации старались привлечь региональные элиты на свою сторону. Пытались давить административным ресурсом и на Нурсултана Назарбаева, пользующегося в СССР огромным авторитетом. Однако Первый Президент Казахстана занял принципиальную позицию. 19 августа он объявил о том, что никакого чрезвычайного положения на территории Казахстана не будет.
– В этот же день, то есть 19 августа, позвонил Янаев. Видимо, обеспокоенный активным сопротивлением руководства РСФСР, нарастающим напряжением в Москве, он стремился заручиться нашей поддержкой. Даже пошел на прямую дезинформацию, заверив меня, что, дескать, в других республиках к возглавляемому им комитету относятся лояльно (кстати, с этой дезинформацией он выступил и на известной пресс-конференции). Я прямо сказал Янаеву, что создание им ГКЧП и возложение на себя обязанностей исполняющего обязанности Президента СССР незаконно, спросил, отдает ли он себе отчет в прямом нарушении Конституции СССР? С циничной откровенностью самозваный «спаситель Отечества» высказался в том смысле, что обстоятельства не позволяют действовать в полном соответствии с конституционными нормами, что потом, так сказать, задним числом Верховный Совет СССР все это узаконит, – вспоминал по итогам этих событий Первый Президент Казахстана.
20 августа Нурсултан Назарбаев выступил с новым еще более жестким заявлением. – Однозначно могу сказать: объявлять чрезвычайное положение можно было, только опираясь на конституционный, правовой фундамент. Тем более что мы на весь мир заявили о своем стремлении строить правовое государство… Созданный тремя лицами комитет, без участия Верховного Совета СССР и республик, порождает заведомо незаконные документы, которые, кроме всего прочего, попирают республиканские декларации о суверенитете, игнорируют избранный курс на рыночную экономику.
Реакция членов ГКЧП последовала незамедлительно. На центральное телевидение и в газеты поступила команда – ни в коем случае не публиковать заявление Нурсултана Назарбаева. Однако пресс-служба Президента КазССР сумела оперативно передать текст в различные средства массовой информации, в том числе и зарубежные. Веское слово Казахстана услышал весь мир.
Тогда же Нурсултан Назарбаев направил заявление о своем выходе из состава Политбюро и ЦК КПСС, которое поддержало неконституционные действия ГКЧП.
Надо ли говорить, что на карту было поставлено все. Ведь «путчисты», которым подчинялись как специальные службы, так и все войска СССР, в том числе дислоцированные в Казахстане, могли в одночасье расправиться со всеми своими оппонентами.
Ситуация была накалена до предела. Только в Москву ввели около 4 тыс. военнослужащих, 362 танка и 427 бронетранспортеров. Войска выдвинулись и к другим городам СССР.
Вечером 20 августа Нурсултан Назарбаев получил информацию о готовящемся ночью штурме здания Верховного Совета РСФСР.
– Я тут же вышел на Крючкова. Бывший председатель КГБ поклялся, что никакого штурма не будет. Понимая, что верить ему нельзя, я по единственному работавшему в здании Верховного Совета РСФСР аппарату несколько раз связывался с Борисом Ельциным, который подтвердил тревожное сообщение. Заверив Бориса Николаевича в своей поддержке, тут же набрал номер Янаева и заявил ему категорический протест, в резкой форме предупредил, что любые силовые действия против Верховного Совета РСФСР будут иметь самые тяжелые последствия. Затем позвонил Язову, заявил ему, что преступно обагрять руки кровью молодых людей, защищающих своего Президента. Видимо, подействовало, поскольку буквально через несколько минут помощники Бориса Ельцина сообщили мне, что движение танков к зданию приостановлено, – рассказывал Нурсултан Назарбаев спустя несколько дней, восстанавливая хронологию событий.
Ситуация могла привести к гражданской войне. Но лидер КазССР сделал все, чтобы кризис разрешился мирно. В итоге ГКЧП потерпел фиаско. Эти события окончательно дискредитировали Коммунистическую партию и ускорили развал СССР. Еще через несколько дней Нурсултан Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. В то же время был создан Совет безопасности КазССР, предприняты дальнейшие шаги по укреплению суверенитета республики.
Энергия распада
Интересно, что Запад с большим изумлением и даже опасением смотрел на все, что происходило в те дни на территории СССР. Это было вполне закономерно, учитывая ядерный потенциал разваливающейся державы. Хаос мог спровоцировать совершенно непредсказуемые последствия. И так как Нурсултан Назарбаев был один из немногих политиков, которые могли влиять на ситуацию, в Казахстан зачастили зарубежные делегации.
31 августа 1991 года Нурсултан Назарбаев встретился с бывшим Премьер-министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Маргарет Тэтчер. Эта встреча была вызвана заинтересованностью британских политических и деловых кругов деятельностью Первого Президента.
– Я считаю, что Президент Назарбаев – это человек, способный в нынешней непростой ситуации, сложившейся в СССР после провалившегося военного переворота, сделать многое для сохранения Союза, – отметила Маргарет Тэтчер.
Опасаясь ядерного бардака, с тревогой на разворачивающиеся события смотрел президент США Джордж Буш-старший.
15 сентября 1991 года прибывший в Казахстан с визитом Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Дж. Бейкер отмечал, что прогрессивная деятельность Нурсултана Назарбаева вызывает доверие американской стороны. Он также подчеркнул: в интересах США и всего мирового сообщества – развивать сотрудничество как с СССР, который сохранился бы в определенных организационных рамках, так и с составляющими его государствами.
Однако центробежные тенденции было не остановить. Пороховая бочка, в которую превратился Советский Союз, продолжала тлеть. Очередной кризис случился 8 декабря 1991 года, когда председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич, глава Украины Леонид Кравчук и президент РСФСР Борис Ельцин подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств».
В результате нашлись силы, которые в ответ на новое славянское образование предлагали создать тюркское, что грозило разделением на отдельные блоки с последующей конфронтацией.
Для предотвращения окончательного распада Нурсултан Назарбаев провел большую работу и смог в итоге уговорить лидеров тюркских и славянских республик учредить СНГ в новом составе с равноправными полномочиями всех его будущих участников. Это важное событие произошло в Алматы 21 декабря 1991 года.
Выступая перед главами государств, Первый Президент Казахстана особо отметил: «С особым удовлетворением хочу подчеркнуть, что шаг навстречу друг другу мы сделали без подсказки «сверху», без привычного указующего перста какого бы то ни было «авторитетного дяди» из центра. Именно субъекты будущего Содружества стали подлинными инициаторами настоящей встречи».
Независимость
В течение 1990–1991 годов Нурсултан Назарбаев последовательно укреплял суверенитет, территориальную целостность республики, ее авторитет на международной арене. Именно в это время была заложена основа для обретения Казахстаном подлинной независимости.
Проводились решительные экономические реформы, перенимались лучшие международные практики. Большое значение имел приезд в Казахстан в сентябре 1991 года одного из крупнейших мировых авторитетов в области рыночных отношений Ли Куан Ю. Президент Казахской ССР лично пригласил Старшего министра Республики Сингапур.
Ли Куан Ю тогда отметил, что если Назарбаев будет у руля республики, у Казахстана окажется значительно больше шансов на успех.
К тому времени о нашей стране заговорили во всем мире. Ярким символом суверенного пути развития стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона 29 августа 1991 года, полет 2 октября 1991 года в космос первого казахского космонавта Тохтара Аубакирова.
Другая важная веха – первые всенародные выборы Президента Казахстана 1 декабря 1991 года.
Нурсултан Назарбаев, что характерно, не обещал скорых побед и всеобщего благоденствия.
– Я не обещаю, как некоторые, райских кущ через строго определенный промежуток времени. Но я убежден, что путь, по которому мы все вместе пойдем, приведет нас не в какое-то туманное и никому не понятное «светлое будущее», а на проторенную, столбовую дорогу общемировой цивилизации. На ту самую обыкновенную, нормальную дорогу, по которой движется большая часть человечества, – подчеркивал Первый Президент.
В результате выборов 1 декабря 1991 года за Нурсултана Назарбаева проголосовало 98,78% избирателей.
А 16 декабря Верховный Совет Республики Казахстан торжественно провозгласил государственную независимость Республики Казахстан.
…Впереди был огромный фронт работы, перевод экономики на рыночные рельсы, создание новых институтов, армии, собственной валюты, всего того, что делает независимость реальной, а не декларативной. Ну и конечно, важно было сохранить стабильность, мир и согласие в стране, без которых развитие попросту невозможно.
24 апреля 1990 года
Присмотритесь внимательно, и вы увидите, что одни работают, другие изо дня в день мечутся, сколачивают митинги, распространяют дезинформацию, разжигают нетерпимость… На государственные и общественные органы оказывается давление посредством всякого рода ультимативных требований. Вот почему так важно строго соблюдать порядок проведения митингов, шествий и демонстраций, давать своевременный отпор любым экстремистским проявлениям. Никому не надо забывать, что демократия неотделима от порядка и организованности, строгого соблюдения закона
Из выступления Нурсултана Назарбаева на I сессии Верховного Совета Казахской ССР ХII созыва по случаю избрания Президентом Казахской ССР.
16 октября 1990 года
Нельзя согласиться с теми, кто хочет убрать из Декларации не только вопрос о национальной государственности в республике, но и слова о казахском народе. Мы рискуем быть неправильно понятыми казахским народом, который в данном случае будет поставлен в неравное положение с другими нациями СССР. Возьмите любую из аналогичных деклараций союзных республик – везде присутствует положение о национальной государственности. Политически неверно изымать этот тезис из нашего документа только лишь на том основании, что численность казахского населения на территории республики не является преобладающей. Казахский народ, на протяжении всей своей истории доказавший приверженность идеям интернационализма, не заслужил подобного к себе отношения. Как, впрочем, и любой другой народ
Из выступления Нурсултана Назарбаева на пленарном заседании II сессии Верховного Совета Казахской ССР ХII созыва по проекту Декларации о государственном суверенитете.
25 октября 1990 года
Осуществление предложенных Верховному Совету Казахской ССР мер по кардинальной перестройке органов государственной власти и управления прямо связано с тем, что экономика республики не способна далее нормально функционировать и развиваться в условиях нестабильной политической обстановки, правового нигилизма и митинговой демократии. У экономики свои законы и правила, требующие четкости и дисциплины, ответственности и системности в действиях органов власти и управления
Из выступления Нурсултана Назарбаева на пленарном заседании II сессии Верховного Совета Казахской ССР ХII созыва.
21 ноября 1990 года
Стержневой является договоренность сторон о признании территориальной целостности каждой республики в сложившихся на сегодняшний день границах. Этим, как нам кажется, ставится окончательная точка в беспочвенных разговорах о якобы неверном территориальном устройстве республики, развенчиваются домыслы, тиражируемые некоторыми «исторически углубленными исследованиями
Из выступления Нурсултана Назарбаева на пресс-конференции по итогам подписания Договора между Казахской Советской Социалистической Республикой и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой.
20 декабря 1990 года
За последнее время немало иронических стрел выпущено по поводу так называемого «парада суверенитетов». Да, парад состоялся, но глубоко ошибаются те, кто видит в нем лишь выражение местничества, сугубо амбициозных интересов и не замечает глубинных причин, вызвавших этот процесс. А причины – в параличе центральной власти, в эгоизме ведомств, не желающих поступиться своими диктаторскими правами. Отсюда и развал экономики, и рост преступности, и кровь межнациональных конфликтов. Можно ли бросать камень в республики, которые пытаются хоть каким-то образом оградить себя от дестабилизирующей политики центра? Можно ли обвинять их в сепаратизме только за то, что они проявляют нормальные чувства самосохранения при надвигающемся хаосе?
Из выступления Нурсултана Назарбаева на IV съезде народных депутатов СССР в Москве.
25 апреля 1991 года
Если мы не остановим сегодня экономический штопор, завтра начнется такая социальная буря, которая начисто сметет всю политическую надстройку: и правых, и левых, и центр. Только вот под обломками останутся, к сожалению, не только политиканы, но и последние надежды народа на нормальную человеческую жизнь
Из выступления Нурсултана Назарбаева на XXIV пленуме ЦК КПСС в Москве.
30 мая 1991 года
Мы сейчас наглядно видим «плоды» тоталитаризма и администрирования в экономике. Центр с помощью послушных «вождей» на местах усиленно развивал лишь те отрасли производства, которые неуклонно превращали республику в сырьевой придаток страны, беспардонно и за бесценок выгребал невосстанавливаемые природные ресурсы. Нам говорили: рубите уголек, добывайте руду, плавьте металл, а об остальном не заботьтесь, дескать, все, что нужно казахстанцам, будет завезено из других мест. Я уж не говорю о сопутствующих такой политике экологических бедах. Трагедия Арала, ядерное насилие над природой в районе Семипалатинского полигона – лишь самые впечатляющие из нескончаемого ряда примеров варварского отношения к земле наших предков.
И вот теперь, как только разорвались былые экономические связи, нарушились поставки, Казахстан и все республики Средней Азии оказались в положении бедных родственников. Начиная от товаров народного потребления и кончая технологическим оборудованием, бюджетными средствами, – все это нам приходится теперь выпрашивать. Что же будет, если и мы начнем вынуждать наших потребителей – а это ни много ни мало все регионы Советского Союза – упрашивать нас о поставках сырья? Тогда страну ждет полный развал
Из выступления Нурсултана Назарбаева на собрании республиканского актива с участием Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева.
27 июня 1991 года
Если говорить откровенно, весь минувший год прошел под знаком борьбы за утверждение суверенитета республики, против еще сохранившихся структур командно-административной системы. Кроме того, мы все время находились под прессом совершенно непредсказуемого, стихийного развития процессов как в социально-экономической, так и общественно-политической жизни страны
Из выступления Нурсултана Назарбаева на IV сессии Верховного Совета Казахской ССР ХII созыва.
19 августа 1991 года
Я обращаюсь к представителям всех политических сил и движений республики. Очень важно отрешиться от сиюминутных разногласий, основываясь на здравом смысле, на чувстве ответственности перед народом, не допустить конфронтации.
Я призываю личный состав частей и подразделений Вооруженных Сил, КГБ и МВД СССР, дислоцированных на территории Казахстана, к верности конституционным нормам, уважению к правам личности и местным органам власти. Хочу особо подчеркнуть, что чрезвычайное положение на территории Казахстана не вводится…
Из Обращения Нурсултана Назарбаева к народу Казахстана.
10 декабря 1991 года
По сути дела нам предстоит радикальная смена всего социально-экономического уклада жизни, а она, как показала история, проходит успешно лишь там, где общество движимо единой идеей, во имя которой люди готовы к временным трудностям и даже отдельным неудачам. Для нас эта идея – свободное суверенное демократическое государство Казахстан. За нее, собственно, и голосовали 1 декабря граждане республики, впервые за тысячелетнюю казахскую историю всенародно избирая своего Президента
Из выступления Нурсултана Назарбаева на торжественном заседании Верховного Совета Республики Казахстан ХII созыва по случаю официального вступления в должность Президента Республики Казахстан.
Владимир Осипов