Общество

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ СИРОТЕ?

В Казахстане ежегодно из детских домов выпускаются около 2 тысяч человек. Из них процентов девяносто пять продолжают обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профобразования, и только около 5 процентов устраивается на работу.

Вопрос, что делать выпускникам детских домов, волнует многих, а решается в основном теми, кому сами выпускники небезразличны. Директорами и воспитателями, которые понимают, что за порогом детского дома ребят ожидает совсем другая жизнь. Они делают все, чтобы, столкнувшись с первыми трудностями, дети не опускали руки.

В детском доме «Ак бота» начали проводить «круглые столы», встречи выпускников с представителями профессиональных и технических учебных заведений. Профориентация сироты — сегодня главный вопрос на повестке дня.

 

Будущие хореографы и менеджеры гостиничного бизнеса

— У нас теперь каждую неделю гости, — сообщила нам при встрече директор «Ак боты» Гульсара Ботатаева, — на днях вот ожидаем преподавателей профтехлицеев и колледжей. Они будут рассказывать нашим выпускникам, какой профессии можно обучиться в их заведении.

На сегодня в детском доме «Ак бота» 11 выпускников, они заканчивают девятый класс, и в этом году покинут родные стены, будут поступать в ссузы и профессиональные училища, переезжать в общежития, словом, начнется взрослая жизнь.

На самом деле, сейчас идет кропотливая работа, замечает директор детдома. Проводя «круглые столы», открытые уроки, воспитатели и педагоги детдомов выясняют кем хочет стать их выпускник, это очень важно. С ребятами делятся информацией, какие сегодня профессии востребованы. Фактически ребенок будет обучаться профессии, которая его в дальнейшем будет «кормить». И главное здесь — увидеть, понять, к чему лежит душа у воспитанника.

У нынешних выпускников «Ак боты» душа лежит к хореографии (один из них поделился, что именно для обучения этой профессии собирается поступать в колледж), трое хотят получить специальность учителя начальных классов, еще трое — оператора ЭВМ. Один воспитанник детдома предварительно выразил желание учиться на кулинара, еще один —  гостиничному бизнесу. Все эти профессии сироты получат в колледжах. А вот в профтехлицеи пойдут в основном те ребята, которые не сильны в точных науках. Но и с профессиями, полученными в лицеях, ребята без хлеба не останутся.

— Между тем, — замечает директор детдома, — мы смотрим на то, чтобы наших ребят обеспечивали проживанием, питанием. Это очень важно. Наши выпускники — 14-15-летние подростки, которые еще ничего не умеют — ни приготовить, ни одежду себе купить. И в этом отношении в профтехлицеях хорошо: помимо проживания, например, и накормят, и оденут. В колледжах также предоставляют жилье.

 

Чтобы зря штаны не протирать

В прошлом году в детском доме «Ак бота» выпускников было на десять человек больше. Все успешно поступили в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения. Так, шестеро ребят сегодня успешно учатся на воспитателя, учителя английского языка, учителя по технологии. Все они — студенты гуманитарного колледжа.

Директор не пытается лукавить и честно признается, что бывают и грустные истории. Случается, что ребенок не может учиться в силу своих способностей, встречаются дети, которым сложно адаптироваться в самостоятельной жизни. К примеру, в прошлом году один парень из «Ак боты» остался без образования. Он окончил все одиннадцать классов, но совсем не был подготовлен к поступлению в колледж (честно говоря, сильно отставал в учебе). В профлицей идти не захотел. Объяснил, мол, ему уже семнадцать, что же он будет с «малышней» в одном классе учиться. В итоге — сегодня парень без образования со справкой «прослушал курс школьной программы» перебивается на разных местах разнорабочим. И все из-за невнимания бывшего руководителя детдома, который решил почему-то оставить парня до 11 класса в школе.

Да, в детдоме дети живут на всем готовом, для них налажен быт, все вокруг близкие люди, которые всегда поймут и объяснят, как правильно, а как нет. В профтехлицее или колледже с ними не церемонятся — надо выполнять задание, значит, надо. Но некоторые сироты этого не понимают, происходят разногласия, обиды, на них нам, бывает, что и жалуются. Конечно, дети виноваты. Однако педагоги образовательных учреждений все равно тоже должны учитывать, что это — непростые подростки. У них нет семьи, и им гораздо труднее, когда нужно и учиться, и адаптироваться к новой жизни.

— Мы стараемся из этого факта извлечь урок, — говорит Гульсара Ботатаева. — Сегодня сиротам, окончившим 9 классов, лучше сразу поступать в профтехлицеи. За несколько лет учебы здесь нужную профессию получат (такие специалисты, как швеи, кондитеры, парикмахеры, операторы ЭВМ, поверьте, нужны всегда), а потом при желании могут продолжить учебу в колледже, а там и в вузе.

Директор гордится своими детьми. Большинство из них, заканчивая среднее профессиональное, получают высшее, создают семьи, но не забывают родной дом и «мам» — воспитательниц и директора.

— До 23, а то и дальше, мы продолжаем считать их своими детьми. Ведь на том, чтобы помочь с образованием и жильем, наша миссия не заканчивается. Мальчики и девочки знают, что мы всегда поддержим их и постараемся решить любую проблему.

Сегодня с выпускниками детдомов — теми, кого так никто и не усыновил и у кого нет родителей, они одни на всем белом свете, и с теми, кому предстоит большое плавание в Жизнь, работают психологи, социологи, волонтеры. Но, как замечает наш собеседник, лучший результат дает общение бывших выпускников, — тех, кто уже нашел свое место в жизни. И на днях в «Ак боте» такая встреча состоится.

Надежда Шильман

Автор предлагает обсудить эту статью на сайте www.pricom.kz

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button