Общество

Кому — корешки, а кому — вершки

За прошлый год из 114 млрд тенге, выделенных на строительство социальных объектов, атырауские компании смогли получить заказ всего на 24 млрд тенге, 90 млрд тенге освоили строители из других регионов. Впрочем, слово «освоили» здесь не совсем уместно, так как строили местные компании, в качестве субподрядчиков.

В прошлом году на одном из совещаний с участием акима области рассматривалась судьба «долгостроев». Тогда руководитель областного управления строительства Нурберген Кусаинов сообщил, что 10 из 28 социальных объектов, которые строятся за счет бюджетных средств, являются проблемными. Объекты важные — одна школа, четыре пристройки к школам, два Дома культуры, две врачебные амбулатории и спортивный зал. По четырём из них были возбуждены уголовные дела, проводилось следствие. Например, в отношении ТОО «ТехникаРемСтрой», которое не достроило школу на 300 мест в селе Дамба, семейную врачебную амбулаторию на 25 человек в микрорайонах Кара депо, Кокарна, три спортзала. Такая же ситуация по строительству многоквартирных домов, объектов культуры в районах области, которые стали «бородатыми».

Почему стройки затягиваются, отчего качество построенных социальных объектов на низком уровне? На эти вопросы мы попросили ответить председателя комитета по делам строительства и ЖКХ региональной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдара МУХАНБЕТЖАНОВА.

— Недавно мы обсуждали вопросы проведения государственных закупок в сфере строительства, ответы на ваши вопросы кроются там. На самом деле, все начинается с государственных закупок, там составляются договора на строительство, обговаривается сотрудничество с управлениями акимата. Мы провели анализ заключенных договоров за прошлый год. Так, на строительство и капитальный ремонт социальных объектов из бюджета области за 2022 год было выделено 114 млрд тенге. Местные строительные компании из них смогли получить заказ лишь на 24 млрд тенге. По результатам тендера остальные лоты строительных работ на сумму 90 млрд тенге ушли в организации из других регионов. Мы не против коллег из других областей, тем более все происходит прозрачно, обеспечивается конкурентная среда, документы всех участников конкурса отвечают предъявляемым требованиям. Но есть разные лазейки, которыми пользуются участники. Если брать в процентном соотношении, то из общей суммы в 114 млрд тенге атырауским предприятиям достался 21 процент, а остальные 79 получили иногородние компании. На проведение этих работ заключено 159 договоров, из них 138 — опять же с компаниями других областей, с атыраусцами подписан всего 21 договор. Иначе говоря, 87 процентов договоров подписаны с компаниями других регионов, а с нами — всего 13. По логике вещей все должно быть на­оборот или хотя бы 50 на 50.

— Получается, некому защищать интересы местных компаний, а как эта ситуация влияет на качество возводимых объектов?

— Плохо. Возьмем пример: иногородняя компания, заключившая в прошлом году 15 контрактов на проведение строительно-монтажных работ в Атырау на общую сумму 4,6 млрд тенге, имеет еще 138(!) аналогичных обязательств по Казахстану на сумму 35 млрд тенге. Компания, которая заключает 138 контрактов, должна обладать большой материальной базой и огромным штатом работников по всей стране. Но на практике они снимают маржу в 15 процентов от выделяемой общей суммы и передают объем работ местным компаниям. Объясню для понимания. К примеру, на строительство одного дома необходим 1 млрд тенге. Победившая лот иногородняя компания забирает 15 процентов в сумме 150 млн тенге, а оставшиеся 850 млн тенге она отдает атырауской компании на субподряд. То есть, генеральный подрядчик набирает контракты, а потом раскидывает объемы местным субподрядчикам. Идем дальше. Один млрд тенге является стоимостью объекта по проектно-сметной документации, которая прошла государственную экспертизу. По нормативам из этой суммы 8-12 процентов являются официальной прибылью строительной компании, остальные деньги идут на расходы по строительству, на зарплату и т.д. Но если 15 процентов забирается, откуда быть прибыли? Чтобы вытащить эту прибыль, субподрядчик начинает экономить! Ставит дешевые двери и окна, стелит дешевый линолеум, снижается качество применяемого бетона и т.д. Строителей вынуждают выдавать некачественный товар. Также есть разные компании, одна — более-менее финансово устойчивая, всеми правдами и неправдами достроит дом, а другая, перебивающаяся субподрядами, прельстившись большими деньгами, берется за дело. Но когда дело доходит до непосредственных работ, этих денег ни на что не хватает. Тем более цены на материалы постоянно растут. К середине работ у субподрядчика начинаются большие проблемы, и он просто бросает стройку… Вот так появляются «незавершенки» и плохое качество объектов.

Уже давно укоренился стереотип, что если объект «бюджетный», то обязательно плохого качества. Потому что «работает» вышесказанная схема увода части выделенных средств, а субподрядчикам достаются остатки, на которые он должен как-то построить объект.

— А как обстоят дела с проектами, насколько известно, ПСД тоже часто разрабатывается компаниями из других городов?

— На тендерах по разработке проектно-сметных документаций такая же ситуация. К примеру, в прошлом году на эти работы было выделено 890 млн тенге, из них местные проектные компании заключили договоры на сумму 16 млн тенге, остальные 874 млн тенге осваивали иногородние. В процентном соотношении картина вовсе плачевная, местным проектировщикам досталось лишь 2 процента работ, приезжим — целых 98. А ведь в Атырау есть проектные компании с большим опытом. Но их нет даже среди тех двух процентов победителей тендера, значит, они уже не надеются и не участвуют. Это уже урон местному бизнесу, если нет работы, то не смогут содержать работников и закроются.

У нас некачественно строят еще и по причине слабого технического надзора. Потому что в этой сфере аналогичные проблемы. Откуда быть качеству, если здесь также действует схема, лоббирующая интересы монополистов. В прошедшем году одна иногородняя компания по результатам конкурса заключила 13 контрактов на осуществление технического надзора на территории области на общую сумму 255 млн тенге. Между тем, помимо атырауских контрактов, она имела 328(!) контрактов на аналогичную деятельность по всему Казахстану. Получается, это крупный монополист в сфере технадзора. По закону эксперты, осуществляющие техический надзор, должны быть зарегистрированы в этой компании. Чтобы выполнить это условие, они объединились с местной компанией в консорциум, атырауская компания опять же работает на субподряде… Между тем, если компания имеет 328 контрактов, значит, у нее должно быть, как мимнимум, 328 экспертов, которые будут проверять объекты. По нормативам за возведением крупных объектов должны осуществлять надзор 2-3 эксперта. То есть штат сотрудников компании должен составлять 500 человек. В конечном счете наши проводят технический надзор, но дело затягивается при подписании актов, эксперты не могут приехать, идет переписка по почте и т.д. Местному акимату невыгодно ждать, поэтому они заинтересованы, чтобы все объемы работ по строительству, проектированию, техническому надзору выполняли местные компании. Они в курсе всех описанных операций, но ничего не могут поделать. 

— Каков выход из положения? На прошлой неделе на встрече с населением вице-министр юстиции Алма Муканова заверила, что в закон о госзакупках будут внесены положительные изменения…

— Это правда. В прошлогоднем сентябрьском Послании Президент РК Касым-Жомарт Токаев говорил о необходимости обеспечения предпринимателей системной поддержкой, создания им равных условий для развития и демонополизации бизнеса. В целях выполнения поставленных задач Министерство финансов РК в ноябре прошлого года издало замечательный приказ под №648 о внесении корректировок в правила государственных закупок. Он был направлен на обсуждение, после чего состоялось несколько встреч заинтересованных сторон. Причем в приказе было отмечено, что «настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2023 года». Все атырауские строительные компании ждут не дождутся введения его в действие. Там есть решение проблем региональных компаний.

— Расскажите, какие именно изменения помогут нашим строителям?

— К примеру, при объявлении тендера местные компании вступают на конкурс на равных условиях с иногородними строителями. Там действует балльная система, к примеру, на начальном этапе наши и приезжие строители имеют по 8,5 балла. Потом идет балл по проценту уплаченных налогов, и здесь у местных компаний шансов практически нет, потому что приезжие работают по всему Казахстану. Их налоги всегда выше. А внесенная поправка очень справедливая, она гласит, если это региональная компания, то на ее счет добавляется 0,5 балла. Таким образом, атырауский строитель выходит вперед с 8,55 балла! Это небольшая поправка очень важна не только для строителей нашего региона, но и для всех областей. Это дает шанс и стимул для развития местного строительного бизнеса. Региональные застройщики смогут брать объемы и распоряжаться всеми выделенными средствами. Во-первых, местными будет обеспечено качество работ, во-вторых, появятся средства для развития самой строительной компании, усиления материальной базы и т.д.

На сегодня в большинстве своем атырауские компании банкроты или еле выживают. Конечно, у нас есть несколько крупных организаций, которые выигрывают тендеры, те самые 24 млрд тенге. Но нет развития среднего бизнеса.

— Какие еще хорошие изменения в замечательном приказе №648?

— Да, там есть еще один хороший пункт, который гласит, что если на момент заключения контракта участники конкурса имеют действующие контракты по другим работам, то за каждый контракт будет отниматься по 0,1 балла! К примеру, у прошлогоднего победителя конкурса, помимо атырауских договоров, было 138 контрактов на проведение строительно-монтажных работ! А по новым правилам его балльный показатель снизится сразу на 13,8 балла. Этот важный пункт закрывает дорогу таким строителям. То есть разработчики данного приказа хорошо поработали, ознакомившись со всей схемой госзакупок. Конечно, мы бы хотели, чтобы за каждый контракт убиралось по одному или два балла, но сегодня рады и показателю 0,1.

— Действительно, хорошие правила!

— Между прочим, инициатором этих изменений выступило Атырауское областное управление строительства. У нас привыкли ругать акимат, но в действительности им совместно с местными строителями была проведена большая работа. Потому что по «шапке» получали в первую очередь акиматовские работники. Им приходилось нести ответственность за низкое качество работ, за брошенные объекты и т.д. Вообще, местным акиматам выгодно иметь в своем регионе сильные строительные компании, при необходимости их можно вызвать на совещание. Также крупные компании всегда помогут в форс-мажорных ситуациях для своего города, выделят технику, к примеру, для уборки снега и т.д.

— Осталось дождаться, когда правила вступят в силу?

— К сожалению, этот важнейший документ сейчас находится в архиве! Стало известно, что поступают разные предложения по его поправкам. Идет давление заинтересованных сторон. Областное управление строительства направило письмо в министерство по этому поводу, аналогичное письмо отправлено и со стороны Атырауского филиала союза строителей с вопросом, почему приказ не реализуется? Но ответа пока нет.

Мы не имеем претензий к исполнительной власти, потому что они действительно не могут повлиять на решение тендерной комиссии, портал общий, каждый может участвовать и выигрывать лоты. Если по результатам конкурса определенная компания признана победителем, то местный акимат никак не может это опротестовать. В то же время в этом случае акимат остается в роли пострадавшего, так как в конечном счете проигрывает потребитель.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button