Общество

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Развивающаяся производственная сфера, различные отрасли экономики сегодня как никогда требуют особого подхода к подбору кадров, от которых требуется профессионализм и глубокие знания. А на деле получается, что, отучившись в колледже или вузе, выпускник, не сумев подтвердить свои знания во время тестирования, вынужден пойти на курсы повышения квалификации либо переучиваться.

Дело мастера боится

«Чему же и как их учили в течение трех-пяти лет?», «Что необходимо предпринять, чтобы молодые кадры действительно были востребованы и заняты на новых рабочих местах?». Эти и другие вопросы были рассмотрены на заседании регионального совета при акиме Атырауской области по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров под председательством заместителя акима области Шынгыса Мукана.

Кадры решают все2В профессионально-техническом образовании, как известно, огромная ответственность за качество подготовки специалиста ложится на мастера производственного обучения.  И он также обязан совершенствовать свои навыки и знания, овладевать новыми технологиями, чтобы со знанием дела преподавать ученикам. Поэтому на заседании совета в первую очередь была рассмотрена организация стажировки преподавателей и мастеров системы профтехобразования на предприятиях. В своем докладе по этому вопросу  начальник областного управления образования Саткан Есенгалиев отметил, что для повышения качества обучения важны улучшение материально-технической базы, согласование обучающих программ с потребностями работодателей, внедрение новых технологий и методик и, особенно, — повышение знаний инженерно-педагогических кадров. В настоящее время в 24 организациях технического и профессионального образования трудятся 1360 инженерно-педагогических кадров, из которых 217 мастеров производственного обучения и 443 преподавателей спецпредметов. 46% мастеров производственного обучения имеют высшее образование, 42% — с рабочими разрядами, но только 10% — специалисты 5-6 разряда. Причем, разряды получены еще в бытность СССР и с тех пор не пересматривались.

Между тем, в последние три года, в связи с высокой потребностью в электрогазосварщиках, трубомонтажниках, для преподавания были привлечены десять высококвалифицированных специалистов, которые совмещают основную работу с проведением производственной практики в учебных заведениях. Но потребность в них на самом деле еще выше. И, в соответствии с Посланием Президента страны, внедряется дуальная система обучения, предполагающая тесное сотрудничество учебных заведений и работодателей в подготовке кадров.

 Даешь кадры!

В области уже прошел форум «Профессиональное образование и бизнес: диалог коллег», на котором обсуждалась дуальная система. В результате 15 компаний и пять учебных заведений заключили соглашение о сотрудничестве в подготовке кадров. Кроме того, предусмотрена стажировка инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения с целью повышения квалификации. На сегодняшний день более шестисот  специалистов, в числе которых 84 мастера производственного обучения, прошли курсы повышения квалификации. Из них 17 повышали квалификацию за рубежом. В соответствии с приказом министра образования и науки РК, открылся центр повышения квалификации для инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения при аграрно-техническом университете имени Жангирхана в Уральске и Алматинском центре повышения квалификации педагогических кадров и переподготовки.

Отдельное место занимает прохождение стажировки обучающими кадрами и мастерами, которая способствует овладению новыми технологиями, стандартами, правилами техники безопасности. По словам Саткана Есенгалиева, этому уделяется особое внимание. На этот год запланирована стажировка 132 человек, из которых 43 мастера производственного обучения. На 15 октября 89 человек прошли стажировку, в том числе 20 мастеров производственного обучения. До конца года план будет выполнен. Однако, и здесь не обошлось без проблем, одна из которых — недостаточный — всего 36 часов — срок прохождения стажировки. Чаще всего, стажировка на предприятии строится в форме экскурсии, что не дает должного эффекта.

— Мы считаем, что этому следует уделить должное внимание и надеемся, что работодатели в этом нас поддержат, — отметил Саткан Есенгалиев. — Решение вопроса дефицита кадров, подготовка конкурентоспособных на рынке труда специалистов требуют заинтересованности всех сторон.

Шынгыс Мукан выразил свое согласие с тем, что 36-часовой стажировки недостаточно.

— Учреждениям образования, готовящим специалистов среднего звена для производства, необходимо установить тесные партнерские отношения с предприятиями, — подчеркнул он. — Это касается и обеспечения колледжей недостающей техникой для полноценной учебы, и освоения навыков работы. Следует упорядочить и прохождение учащимися практики, чтобы она была полноценной и полезной, а у нас получается, что практика сама по себе, а обучение само по себе. Следует  более тщательно подойти и к подготовке специалистов в количественном отношении, чтобы можно было точно знать, какие именно специалисты и какого профиля нужны отдельно взятому предприятию. При таком подходе и вопрос с трудоустройством будет решен. У нас вошла в практику такая схема: человек учится в лицее, потом в колледже. Не найдя работы, не осилив тестирование при поступлении на работу, молодой человек поступает в вуз. А окончив и его, он все также остается без работы, потому что не прошел тестирование, в то время как молодой человек должен, получив специальность, обрести работу. Вот это и будет показателем работы учебного заведения, из стен которого вышел новоиспеченный специалист. Поэтому считаю необходимым при прохождении тестирования при приеме на работу присутствовать представителям, а то и руководителям учебных заведений. И более серьезно заняться овладением английского языка, знание которого продиктовано временем.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button