НовостиОбществоОфициально

К адаптации со знанием дела

В области проживают около 20 тысяч человек с особыми потребностями. Однако часто ли нам приходится видеть их на улицах?

13-летний Данила Давыдов — инвалид с детства. Несмотря на то, что передвигается в коляске, он активный и общительный мальчик. Вот уже семь лет он занимается танцами в студии Гульсины Байкеновой «Танцы на колясках».

— В начале первого класса сын посещал школу, но из-за отсутствия пандусов, лифтов и других необходимых условий вскоре посещение школы для ребенка стало трудным, да и улицы города не приспособлены для колясочников, — говорит мама Данилы Евгения. — Посмотрите на пандусы возле магазинов и аптек, по ним же здоровым людям взобраться трудно. Мы с Данилой ходим в большие торговые центры, там есть возможность проехать в коляске, также хорошо оборудована пандусами и лифтами поликлиника №7 в мкр. Алмагуль, куда мы обращаемся. И конечно, проблема транспорта, потому что два автомобиля инва-такси просто не успевают развозить инвалидов по их заявкам.

— Партия «Нұр Отан» не раз проводила рейды по проверке доступности инфраструктуры города для инвалидов — говорит депутат областного маслихата Гульсина Байкенова. — По результатам рейда было вынесено предложение включать в комиссию по приемке объектов, в том числе жилых домов, человека с ограниченными возможностями в передвижении.

 

Отсутствие элементов адаптации

С вопросами о доступности объектов для людей, испытывающих трудности в передвижении, мы обратились к руководителю Департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по Атырауской области Тимуру Естебаеву. В ведение данного учреждения входят вопросы пенсионного обеспечения, контролирующие функции доступности социальных объектов для маломобильных групп населения (инвалиды всех категорий, пожилые люди, беременные женщины, дети). В текущие функции департамента входят назначение пенсий, пособий, установление и снятие групп инвалидности, реабилитация инвалидов.

— Государство проводит большую работу по доступности инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, разработаны правила, стандарты, методика проведения, инструкции, финансирование. Но в итоге работа должным образом не проводится, — говорит Тимур Естебаев. — Проверки объектов по адаптации заканчиваются штрафами. Порой то, что выполняется, не соответствует нормам, и владельцам приходится ломать и строить заново, по стандартам. Мы даем предприятиям предписания и отсрочку штрафа на полгода. Если за это время не будет ничего сделано, то принимаются административные меры. Но я считаю, что главное — не штрафы, а создание для предприятий условий для того, чтобы они могли подготовить инфраструктуру. Дело в том, что в Казахстане нет производителей элементов адаптации. Соответственно, при разработке проектно-сметной документации для обеспечения доступности какого-либо объекта трудно обозначить стоимость работ. Поэтому правильным было бы наладить в стране производство этих элементов адаптации.

 

1/12

Зачастую, когда говорят о доступности инфраструктуры, вспоминают только пандусы. Но ведь это только один из сотен элементов адаптации.

Вообще, что представляет собой адаптация? Это когда человек с повышенными потребностями имеет возможность передвигаться как здоровый человек, без посторонней помощи. У него должны быть условия, чтобы без затруднений выйти из дома, пользоваться услугами любого вида транспорта. Пойти в супермаркет, аптеку, поликлинику и т.д. У нас должны быть автобусы с низкой посадкой, в них места для инвалидов. Звуковые светофоры только на единичных улицах и многое другое.

И при этом, даже те же пандусы строятся с многочисленными нарушениями. А ведь при его строительстве нужно знать только две цифры: 1/12. Если высота крыльца составляет 1 метр, то пандус должен быть длиной 12 метров. Это и есть тот уклон, по которому человек с повышенными потребностями может спокойно передвигаться.

 

ПРОВЕРКУ НЕ ПРОШЛИ

— Мы закладываем плановые проверки, бывают проверки по обращениям граждан. В прошлом году департаментом были проверены 8 объектов, из которых 5 в г. Кульсары, и три — в г. Атырау: ж/д вокзал, автовокзал и аэропорт. Из них ни железнодорожный вокзал, ни автовокзал не адаптированы, — говорит руководитель департамента. — На вокзале пути, подземный переход недоступны для инвалидов. Руководство «Казахстан Темир жолы» заложило в план, чтобы в каждом составе один вагон был укомплектован, чтобы инвалид мог подняться в вагон. Плачевная ситуация с железнодорожным вокзалом в г. Кульсары, там даже туалета нет. Новое здание Жылыойской поликлиники также не адаптировано. Что касается аэропорта, то мы пришли к соглашению с руководством о том, чтобы сделать этот объект показательным, соответствующим всем стандартам адаптации. Руководством аэропорта уже приобретены элементы адаптации в России, ведутся работы. Здания культурно-развлекательных центров должны быть адаптированы, чего нет. Что касается доступности в жилых домах, то любой жилой дом, если там проживает инвалид, должен быть снабжен элементами доступа. Людям надо выделять квартиры на первом, втором этажах, в зависимости от группы инвалидности.

 

Болеть душой

Нельзя не согласиться с тем, что в отношении людей с ограниченными возможностями должна быть налажена не разовая, а полнокровная систематическая работа. Нужно поставить себя на место этих людей, посмотреть на мир их глазами, проникнуться их проблемами. Проводить больше благотворительных акций с привлечением предпринимателей. Необходимо, чтобы кадры, работающие с инвалидами, были обучены этому, хорошо знали вопросы адаптации, болели душой и понимали проблемы людей с ограниченными возможностями. Вот тогда в жизни инвалидов не будет барьеров, а значит, она у них будет насыщенной и интересной.

Жаннат Шаяхметова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button