Общество

И росту нет предела

С 1 августа текущего года в Казахстане сотовые операторы вновь поднимут цены на услуги сотовой связи. А абонентов лишь поставили перед фактом роста тарифов, не объяснив причин. 

То, что жители республики были и остаются беззащитными перед действиями сотовых операторов, – уже сложившаяся практика. И главное – никто из абонентов или группы общественных активистов не подают в суды на провайдеров, а молчание, как говорится, знак согласия. А раз так, то и августовское повышение казахстанцам придется, как всегда, проглотить. Эксперты в сфере защиты прав потребителей говорят что подобная «порочная» практика нарушения прав потребителей присуща только Казахстану. Нигде в мире, включая страны ближнего зарубежья, такое стараются не допускать, а уж тем более в развитых странах. В интервью изданию «Караван» президент объединения юридических лиц «Интернет Ассоциации Казахстана» Шавкат Сабиров прокомментировал эту и подобные ситуации с повышением тарифов на услуги сотовой связи. 

– В Казахстане, к сожалению, в любой момент оператор может вдруг решить поменять населению тариф на более дорогой и сделать это без препятствий. Человеку просто говорят: вы платили, к примеру, 2 500 тенге, а теперь будете платить 3 000 тенге, и все. Вам просто пришлют уведомление об этом. Хочешь – бери, не хочешь – не бери, – вот уже не первый раз возмущается ШавкатСабиров, добавляя, что «в Казахстане распространилась опасная и порочная практика оставлять все на усмотрение сотовых операторов». Что же делать абоненту в этом случае? 

По мнению Шавката Сабирова, тут может помочь только Министерство цифрового развития, если, конечно, «проявит свою волю и выпустит постановление, что без разрешения пользователя нельзя менять ему тарифный план на интернет, как это и принято во всем мире. Данному ведомству также следует пересмотреть – как этот момент отражен в законе, и если там есть какие-то пробелы, то внести поправки в документ». Очередной же рост цен за абонентскую плату абсолютно не обоснован, поскольку интернет по-прежнему оставляет желать лучшего. Но министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин в кулуарах правительства объяснил, что в Казахстане самая дешевая сотовая связь, и что казахстанцы очень «прожорливы» в плане интернета. Он призвал беречь единицы и гигабайты на телефонах как питьевую воду из крана. Однако Министерство цифровизации никаких официальных заявлений по данному поводу не давало.Правда, рост с необоснованными повышениями тарифов сотовых операторов в Казахстане длится не первый год. 

В прошлом году мажилисмены отправляли депутатский запрос в правительство по данной проблеме, но ответ от правительственных чиновников до сих пор не поступил. 

А тем временем в Агентстве по защите и развитию конкуренции РК, комментируя информацию о повышении цен на тарифные планы сотовой связи, разъяснили, как в дальнейшем будут регулироваться тарифы на сотовую связь. 

Для чего планируется ввести госрегулирование цен на сотовую связь, имеется ли механизм госрегулирования, рассказал заместитель председателя АЗРК БолатСамбетов. В ответ телеканалу «Хабар 24» он сказал, что казахстанский рынок характеризуется высокой концентрацией, где работают три оператора под торговыми марками «Tele2», «Beeline» и «Kcell». При этом «Kcell» и «Tele2» являются дочерними организациями АО «Казахтелеком», то есть по факту принадлежат государству. 

– Мы проводили анализ за последние несколько лет и установили, что в целом они являются монополистами, к примеру, эти две компании, которые принадлежат Казахтелекому, то есть «Kcell» и «Tele2». Они занимают 62% рынка. Соответственно «Beeline» – частный субъект, он занимает 38%. То есть три наименования компании, а если взять по факту те субъекты, которые являются аффилированными друг с другом, вообще рассматриваются как один субъект. То есть по факту получется, что по нашему законодательству сегодня имеется два субъекта, то есть группа Казахтелекома в лице «Kcell», «Tele2» и «Beeline». 

– Поэтому они могут диктовать свои условия, в том числе ценообразования. 

– Да, совершенно верно. Если прийти к недавнему заявлению в СМИ, что сотовые операторы планируют повысить цены, то здесь я бы хотел рассказать о нашей компетенции в этом направлении. В целом этот рынок никак и никем не регулируется. То есть это не сфера естественных монополий, не общественно значимый рынок. Это не сфера электроэнергетики, водо-, теплоснабжения. И монополисты любое свое повышение в первую очередь обосновывают у своих уполномоченных органов – полностью показывают свои расходы, доходы и соответственно утверждаются определенные тарифы. То же самое происходит и на общественно значимых рынках. В свое время, если я не ошибаюсь, рынок связи до 2016 г. тоже регулировался. Там тоже утверждались тарифы, проходили процедуры согласования, обсуждения с населением и другими стейкхолдерами (целевой аудиторией). И после утверждались тарифы. Но с 2016 года этот рынок освободили от ценового регулирования. В целом мы согласны – рынок конкурентный, и цены должны диктоваться самим рынком. Поэтому на сегодня сотовые операторы формируют свои цены по обоснованным расходам. То есть они сами вправе утверждать цены. 

– Вот они и объясняют тем, что такая экономическая ситуация. В принципе, цены на многие товары и услуги взлетели. 

– Да, они ссылаются на это. Но конкретно по факту пока никаких подтверждающих документов у нас нет. Мы тоже из СМИ слышали о планах на повышение цен. 

– То есть причин вы не видите?  

– На сегодняшний день сказать о том, что это объективное повышение или необъективное, мы не можем. То есть по нашей процедуре будем проводить анализ, оценку рынка путем запросов тем же операторам, госорганам, чтобы запросить материалы и изучить, насколько данное повышение обоснованно. Мы уже приступаем к этой работе. 

– А когда мы можем увидеть итоги этой работы? 

– В целом по процедуре это емкая работа. В ходе анализа устанавливаем признаки нарушения. Если таковые будут, в дальнейшем начнем процедуру расследования.  

– То есть это будет дольше по срокам? 

– Это занимает определенное время. Очень большое время могут занять судебные процедуры. Субъекты рынка могут обжаловать наши действия. То есть мы проходим судебные процессы, разбираемся, смотрим. Там есть первая, вторая инстанция, кассация, все это занимает время. 

Из этого интервью следует, что Агентство РК по защите конкуренции в качестве инструмента воздействия видит только наложение больших штрафов, и то в случае прохождения и выиграша в многомесячных, а может даже многолетних судебных разбирательств. К примеру, после прошлогодней жалобы абонентов до сих пор идут судебные тяжбы с операторами сотовой связи. Только в этом году, как сообщил заместитель председателя АЗРК Болат Самбетов, в это ведомство поступило более 200 жалоб на действия операторов. И в основном по части несогласия потребителей с тарифами и их ростом. 

К примеру, в прошлом году тарифы на услуги сотовой связи в среднем выросли от 13 до 37%, в этом году они вырастут еще на 50 %. К примеру, «Beeline» поднял стоимость тарифного плана «Яркий» с 1 790 до 2 490 тенге, это рост на 39%. «Kcell» и «Tele2» с августа заявляют о повышении на ряд тарифных планов, в том числе на тарифный план «Реальный Безлимит» с 3 390 до 4 390 тенге, рост на 29%, у тарифного план «Просто Супер» у «Теле2» рост с 2 590 до 3 190 тенге – на 27%. При этом ни АЗРК, ни курирующее Министерство цифрового развития, ни операторы не обязаны уведомлять и сообщать о повышении тарифов. Уведомляют только абонентов как потребителей услуг. Приходим к выводам. 

Минус нынешней ситуации в том, что рынок фактически монополизирован, высококонцентрирован в руках «Казахтелекома», усугубляют её долгие судебные издержки при принятии мер со стороны Агентства по защите и развитию конкуренции. Рецептом зампред АЗРК Болат Самбетов для исправления сложившегося положения дел назвал демонополизацию рынка сотовой связи, то есть передачу аффилированных с АО «Казахтелеком» компаний под брендами «Kcell» и «Tele2» в частную рыночную среду и введение инструментов регулирования рынка посредством различных механизмов без излишнего государственного вмешательства. Также не исключается возможность приглашения других игроков-субъектов на казахстанский рынок сотовой связи для развития свободной и здоровой конкуренции. Возможно придется пересмотреть и законодательство в этой сфере, потому как на сегодня особых телодвижений сверху по внесению поправок не наблюдается. На сегодня операторам сотовой связи удобно ссылаться на ст. 116 Предпринимательского кодекса РК и статью 20 Закона РК «О связи», где говорится о том «оператор связи вправе самостоятельно установить тарифы на услуги связи». Так что нынешний рост тарифов сотовой связи – это далеко не предел.           

  Подготовил Тимур КАЗИЕВ

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button