ХАЗРЕТ ДОСЖАН ПОСТРОИЛ ДОМ В МЕККЕ
В нынешнем году исполнилось 200 лет со дня рождения хазрета Досжана Кашакулы (1815-1890 гг.). В истории независимого Казахстана он остался как видный просветитель, ученый, религиозный деятель, призывавший казахов к оседлому образу жизни, построивший мечети, в которых вел просветительскую работу.
К сожалению, об известных в свое время религиозных деятелях мы стали узнавать только с получением независимости. Одним из них является хазрет Досжан. Религиозная степень хазрет присваивается тем, кто может наизусть прочитать священную книгу. Исторические документы свидетельствуют о следующем факте. Хазрет Досжан при совершении хаджа в Мекку с отцом Абая — Кунанбаем построил дом в Мекке. К сожалению, данный факт наши современники увязывают только с именем Кунанбая, о чем и я неоднократно слышала. Машхур Жусип Конеев в своем труде «Казахская родословная» писал: «…большая группа казахов совершила хадж в Мекку в 1858 году. Кунанбай возглавил группу из 20 человек, представлявших Средний жуз. Из Младшего жуза поехала внушительная группа из 100 человек, среди которых были хазреты Нурпеис и Досжан». Как вспоминает один из потомков хазрета Утеген Кожахметулы, который достиг восьмидесятилетнего возраста: «Досжан с земляками испытал немало трудностей при совершении первого хаджа, а также по прибытии в Мекку. Для того чтобы в последующем казахи не испытывали сложностей, они, посоветовавшись с Кунанбаем, решили построить дом в Мекке». Об этом факте упоминает и сам Кунанбай в своих воспоминаниях: «…хазрет Досжан проявил в Мекке свои недюжинные организаторские способности, а также оказал ощутимую финансовую поддержку, как и его земляки из Младшего жуза».
Далее обратились за разрешением к местным властям. Их просьба могла быть удовлетворена только в том случае, если в течение последующего года будет представлен документ о том, что казахи являются мусульманами. Посоветовавшись, члены группы решили возложить эту ответственную миссию на хазрета Досжана как человека всесторонне образованного, проявлявшего в жизни дипломатичность, пунктуальность, обязательность и причем очень легкого на подъем. Эту наиважнейшую миссию он все-таки выполнил, найдя данный документ в городе Казани. Позже съездил в Бухару, где документ скрепили печатью. По мнению Жусипа Копеева, в историческом документе о казахских кажи хазрет Досжан отправляет в Багдад халфу Дастана. Таким образом, в XIX веке в Мекке было зарегистрировано 4 дома, построенных казахами. А в начале XX века их количество возросло до шести. Стоит отметить, что дома были построены с учетом казахской национальной архитектуры и напоминали казахскую юрту.
Совершение хаджа в те годы, в сравнении с современной транспортной инфраструктурой, давалось кажи нелегко. Часть пути на суше совершалась на верблюдах, на пароходах через моря. Бывало, что в пути подхватывали не свойственные для степняков болезни и порой оставались захороненными вдали от дома. Особенно сложным было для степняков путешествие по морю, когда все поголовно страдали морской болезнью. Хазрет Досжан совершил свой первый хадж в 1831 году в 16-летнем возрасте. Более того, он остается в Мекке для продолжения религиозного образования и уже на следующий год возвращается домой, получив степень самого молодого хазрета. По возвращении на родину он занимается строительством мечетей-медресе, первые из которых он построил на границе между нынешней Актюбинской и Мангистауской областями в песках Сам в местности Карашини вдоль реки Шиели. Кстати, хазрет Досжан — уроженец аула Оймауыт Байганинского (прежде Табынского) района Актюбинской области. В еще одном документе указывается, что он родился в местности Шилысай на Ойыле. Он из Младшего жуза жетіру-табын, подрода шомышты. Его родословная до седьмого колена следующая: Каракойлы — Акжол — Коныр — Жалкара — Бекше — Баслан — Кошак.
Хазрет Досжан совершил свой второй хадж в 1870-1874 годах, третий хадж — уже в преклонном возрасте — в середине 1880-х годов.
Кажи Шакарим в своем труде «Родословная Тюркских, Казах-Киргизских ханов» писал: «Казахские кажи построили в 1872 году в Мекке дом для паломников. С 1905 по 1906 год, когда я совершил хадж, я видел этот дом… Он был записан на имя кажи из Младшего жуза хазрета Досжана».
Мы уже отмечали, что хазрет призывал казахов к оседлому образу жизни. Писатель Галым Ахметов писал, что хазрет высаживал в своем саду неимоверное количество плодовых деревьев. Русский путешественник Рыбаков отмечал, что оренбургские купцы закупали оптом, как сейчас говорят, фрукты у Досжана для дальнейшей их реализации. Одну часть от полученной прибыли он всегда жертвовал для строительства мечетей, вторую часть раздавал сиротам, бедным сородичам, а третью часть делил между муридами, которые обучали детей в мечетях-медресе.
В последние годы своей жизни он неоднократно обращался к царскому правительству с просьбой об открытии в казахской степи религиозного управления. Он написал немало трудов, посвященных проблемам казахского языка, единства народа, территории, определения границ, которые и по сей день не теряют своей актуальности. Он оставил после себя многочисленных учеников, которые стали известными людьми. К примеру, Кутты кожа Азиз, Максым Идриис, ахуны Жумагали, Султан, кажи Утали, ишаны Кайыпкали, Айимбет, Жиенгали, Мустапа, Абдигали, Кемал, Ильяс, Турганбай, его сын Мактулы ишан, ахун Нуролла, кажи Беркин, ишан Исмаил, ахун Ансатбай и другие.
Писатель Сабит Салкынулы писал, что у хазрета было шесть сыновей — Хабибулла, Саттаркул, Абдолла, Абиден, Сагиден, Аккубаш и дочь Уммагульсим. Самым старшим потомком хазрета является Утеген Кожахметулы. По его словам, на сегодня насчитывается свыше 200 семей потомков, проживающих в Актюбинской, Мангистауской областях, в Каракалпакии.
Стоит отметить, что действия хазрета Досжана, направленные на сохранение и укрепление устоев казахской государственности, не всегда приходились по нраву царскому правительству, которое преследовало хазрета, не давая ему, как говорится, дышать полной грудью. Но, тем не менее, всю свою жизнь он посвятил улучшению жизни казахов, за что и остался в народной памяти. Из наследства хазрета осталась только печать его отца, на которой написано: «Мулла Кошак Досмухаммедулы, раб Аллаха».
Достойной жизни хазрета были посвящены 3 книги. Но поиск исторических документов необходимо продолжить. Да и место захоронения хазрета Досжана необходимо еще благоустроить, и надо бы построить мавзолей. Все это дело потомков, всех нас, живущих ныне. Стоит отметить, что усилиями местной власти был построен дом для паломников, проведено электричество. Забота и внимание к месту захоронения всех видных деятелей казахского народа является если не прямой обязанностью, то уделом образованных интеллигентных людей нашего времени для сохранения памяти для дальнейших потомков. Ведь недаром говорят в народе, что одним из правил процветания является забота и внимание к ушедшим в иной мир предкам. Пусть дух каждого покоится с миром!
В этих целях в середине сентября в поселке Шубаркудык Актюбинской области был проведен ас в память о видном деятеле хазрете Досжане, в котором приняла участие и делегация нашей области, возглавляемая ширакши Акмечети Исламом Мырзабекулы. По его информации, на месте проведения аса раскинулись свыше 30 шестнадцатиканатных юрт, установлен портрет кажи, выписка из его биографии. Активное участие в асе приняли мангистаусцы, разместив 5 юрт для гостей. В районном Доме культуры прошла научно-практическая конференция, прочитан пятничный намаз, прибывший из города Ходжейли (Каракалпакия) мулла Каржаубай прочитал молитву. В ходе двухдневного аса были организованы спортивные состязания по казакша-курес, армрестлингу, перетягиванию каната и другим видам спорта. Своим искусством порадовали жырши, термеши, исполнители казахских народных песен и эстрадники. Все мероприятия были организованы при активной поддержке районного акимата, а прибывшие из разных городов СНГ и областей близкие по духу люди сумели вновь обменяться своими мыслями по дальнейшей пропаганде известных религиозных и духовных лидеров.
Гульжан ЕЛЕШЕВА