ФОТОРЕПОРТЕР РАХИМ КОЙЛЫБАЕВ: «СНИМАЕТ НЕ КАМЕРА, СНИМАЕТ ЧЕЛОВЕК»
В Атырау говорят: «Рахим Койлыбаев», а подразумевают интересную новость, сенсацию, экстраклассный фотокадр. Сегодня работы этого профессионала просто нарасхват. Его снимки украшают страницы многих областных и республиканских газет, интернет-изданий, его репортажи читаются на одном дыхании. Рахим Койлыбаев порой умудряется попасть в такую передрягу — в хорошем смысле слова, сделать такие фотокадры, что позавидует любой журналист. Сегодня мы решили поговорить с нашим коллегой о хлебе насущном — о нелегкой работе журналиста. Фотокорреспондента.
ТЕЛЕОПЕРАТОР, ОН ЖЕ ЖУРНАЛИСТ, ОН ЖЕ ФОТОКОР
— Рахим, как Вы попали в журналистику? Расскажите, пожалуйста, с чего начали свой творческий путь?
— Почти случайно. Весной 1999 года меня пригласили на областное телевидение в качестве телеоператора. Там проработал чуть больше года. Начинались 2000-ые, в Атырау зародилась новая газета — «Atyrau Today». Вот именно там я впервые взял в руки фотокамеру.
— Вы по сути своей — фотокор. Ваша первая камера это?.. В каком году Вы ее купили?
— Свою первую личную фотокамеру я приобрел в 2012 году. А впервые редакционную фотокамеру я получил в «Atyrau Today». Так получилось, что это была фотокамера известного в регионе и в стране фотокорреспондента Олега Свидина. Ему на День журналистики подарили маленькую «мыльницу» «Фуджи». Но мэтр решил подарить ее нашей редакции.
— Вы помните свой первый фоторепортаж? О чем он был?
— Именно свой первый фоторепортаж, если честно, не помню. Но зато помню свой первый телерепортаж на областном телевидении во время подготовки сюжета для передачи «Крим-Экспресс». В апреле 1999 года в камышах на побережье Каспийского моря в четыре часа ночи (!) мы с журналистом оказались в эпицентре противостояния двух силовых структур — группа сотрудников одного из правоохранительных органов задержала две лодки с сотрудниками из другого силового ведомства. В лодке была гора красной рыбы и три пластиковые бочки с икрой.
— Как Вам удается быть везде, в курсе всех событий региона?
— Это просто везение. Ну и личные связи, конечно. Когда к человеку относишься не как к «источнику», а когда это нормальные, бескорыстные отношения на взаимном уважении. А вообще, если честно, я сам не знаю, как это у меня получается. Случайно, наверное.
— В журналистике Вы уже 15 лет. По Вашему мнению, что для журналиста главное?
— Каких-то основополагающих принципов я не вижу. А может, просто еще не знаю. Мой сравнительно небольшой опыт работы в этой сфере не дает мне морального права делать выводы — каким должен быть журналист. Мне самому надо еще многому учиться.
КОГДА «МЫЛЬНИЦА» ЛУЧШЕ ДОРОГОГО «ФОТИКА»
— Сейчас техника до того дошла, что фотографировать может и двухлетний ребенок. Как Вы считаете, что влияет на фотожурналистику и на журналистику в целом?
— Образование. Точнее, самообразование. В этом я убежден. В век высоких технологий, Интернета, различных видов связи, которые открывают перед человеком бескрайний океан информации, без этого нельзя. Плюс чуточку везения и твое личное отношение к людям. Можно иметь три высших образования, работать с самой высококлассной и безумно дорогой аппаратурой, быть в команде известного телеканала или газеты, но оставаться самым скучным «информационщиком».
А насчет того, что сейчас любой может стать фотографом, ведь надо учитывать, что есть большая разница между фотографами. Например, фоторепортеры из интернет-изданий и газет, которые ищут и делают снимки для своих редакций. Они могут уступать фотографам, которые снимают для модных журналов или работают в дорогих фотосалонах. А вот «отработать материал» в экстремальных условиях или в такой ситуации, когда не от тебя зависит, как падает свет, как стоит «объект» и вообще, хочет ли он, «персонаж», чтобы его фотографировали, когда далеко не до светских церемоний, — вот тут-то не каждый сможет быть фотографом.
— Куда, как Вы думаете, движется современная фотожурналистика?
— Наверное, в этом месте я должен ответить, что фотожурналистика движется за научным прогрессом, за высокими технологиями… Да, появились дорогие фотокамеры и объективы (которые зачастую стоят в два-три раза дороже самой камеры), высокоскоростные «вспышки», различные светофильтры и прочее. Иногда они решают многое. Но опытные фотографы, у которых я многому научился, и до сих пор звоню или прошу совета, мне всегда напоминают старую поговорку: «Снимает не камера, снимает человек». Из чистого любопытства отслеживаю итоги различных фотоконкурсов. И отмечаю, что иногда главные призы получают фотоработы неизвестных фотографов, зачастую просто любительские. Мое личное мнение: нельзя фотографию (застывшее мгновение) подгонять под какие-то рамки. Иногда один человеческий взгляд, зафиксированный на простую «мыльницу», по своей смысловой глубине на фото получается богаче и ярче, чем фотоснимок многолюдного торжества, сделанный дорогой камерой. Часто бывает такое, когда столичные издания просят у нас, провинциальных фотокорреспондентов, фотографии для своих изданий. Например, фото рыбака с большой белугой или нефтяника на фоне буровой. Не будет же редакция посылать человека к нам из-за одного снимка. Было такое, когда фотоработы моих атырауских коллег публиковались в известных изданиях за рубежом. Когда-то известное немецкое издание (кажется, «Шпигель») купило у нашего Олега Свидина одну его фотоработу. В 2008 году японское радио для своего сайта приобрело у меня фотоснимок мертвого тюленя на побережье Каспийского моря. И такие примеры есть у некоторых моих коллег.
— Говорят, что фотография, передающая важный исторический момент, с каждым годом будет обретать все большую и большую ценность, потому что это уникальный документ, который повторить невозможно…
— Абсолютно согласен с таким мнением. Даже пусть если это не исторический момент, а эпизод из обыденной жизни. Конкретный человек или какая-то стройка, спортивное соревнование городского масштаба или сидящие в классе дети за партами. Лет через пятьдесят или сто здание могут снести, а в школьных классах уже не будет парт. По фотографиям можно изучать историю конкретной улицы или города, а то и целой эпохи. Даже фото рыбака с удочкой в центре Атырау на набережной потом может стать диковинной картинкой для наших внуков или правнуков.
— Спасибо за беседу, и с праздником! Желаем Вам как много больше удачных, интересных и эксклюзивных кадров!
Надежда ШИЛЬМАН
Олег Свидин мне рассказал лично, когда его фотоснимок Сталина, снятый в районе, опубликовал ШТЕРН и ему выслали гонорар в 500 марок. По его словам, его затаскали органы. Вечная память прекрасному художнику!