Наша постоянная читательница из поселка Индербор, ветеран педагогического труда, отличник просвещения Республики Казахстан Бакыт Рахимжановна КАРЕКЕШОВА, несмотря на свой почтенный возраст, не может оставаться равнодушной к переменам в обществе. Всю свою жизнь она работала с детьми, была наставником для молодых коллег. И потому ее точка зрения о взаимоотношениях школы и родителей очень важна для нас, ведь порой в вопросах воспитания детей и родители, и педагоги не всегда могут найти ответы на жизненно важные вопросы.
Новое — это хорошо забытое старое
Во все времена вопрос о взаимодействии школы и семьи остается актуальным. Школа является образовательным учреждением, осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Ведь именно в семье у ребенка складываются поведение, отношение к окружающей среде, взгляды на жизнь.
Меня, как ветерана педагогического труда, волнуют проблемы семейного воспитания, так как в настоящее время школы Казахстана переживают большие трудности в правовом и половом воспитании школьников. Все больше места занимает подростковый алкоголизм и подростковая наркомания, суицид. Каковы же пути искоренения этого зла?
На мой взгляд, действенным средством оказания помощи семье является организация педагогического просвещения родителей. Важная задача — оказать помощь семье в знании педагогических истин, научить родителей воспитывать детей на педагогических идеях ученых-просветителей.
С ностальгией вспоминаю те годы, когда во всех общеобразовательных школах проводились такие формы работ, как родительский всеобуч, лекторий народных университетов педагогических знаний, лекторий общества «Знание». В них педагоги читали лекции, доклады, из которых родители получали обширные психолого-педагогические знания соответственно возрастным особенностям детей. Подобная просветительская работа велась и в различных учреждениях, предприятиях. Причем она велась под контролем вышестоящих органов. Лекционная пропаганда способствовала духовно-нравственному обогащению родителей, знакомству с теоретическими исследованиями ученых-просветителей по воспитанию школьников.
Но с наступлением новой общественно-политической формации эти формы работ были заменены родительскими тренингами, родительскими рингами и другими. Незнание родителями педагогики привело к возникновению негативных явлений в обществе.
Осуществление школами научно-педагогического подхода к воспитательной деятельности семьи будет способствовать повышению культуры семейного воспитания, созданию в семье благоприятного психологического климата, формированию у детей здоровых духовных потребностей и интересов. Важную часть педагогического образования родителей должны составлять педагогические взгляды великих просветителей-демократов XIX века Ш. Валиханова, А. Кунанбаева, Ы. Алтынсарина, известного педагога ХХ века В. Сухомлинского, уроки жизни Л.Н. Толстого, образы мужественных и отважных героев времен Гражданской и Великой Отечественной войн.
Как найти дорогу в школу
Чтобы поставить педагогическое образование родителей на высший уровень, необходимо в каждом образовательном учреждении создать Школу педагогического образования родителей, которая явится центром воспитательной работы с семьей и семейным воспитанием. Творческий совет, в состав которого войдут творчески работающие учителя, утвержденный приказом директора школы, должен разработать Программу Школы педагогического образования родителей в перспективе на пять лет.
Ничто не заменит мудрого слова великих людей, вкладывающих глубокий смысл в содержание высказываемых ими мыслей. О боевой и задушевной силе слова народ удивительно сказал: «Слово не стрела, а к сердцу льнет»,
В моей педагогической деятельности педагогические сочинения В. Сухомлинского показали мне верное направление и явились путеводителем при руководстве школой. Уделяя особое внимание этическому воспитанию, Сухомлинский выработал Десять Нельзя. В этих поучениях выражены отношения между поколениями — отцами и детьми. Педагоги должны довести до родителей смысл этих Десяти Нельзя. В.А. Сухомлинский писал: «Осуществление Десяти Нельзя требует большой заботы о гармонии всего воспитательного процесса. Уважать можно того, кто заслуживает уважения; путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь».
Также важно остановиться на его интересных содержательных письмах сыну. Я вновь и вновь перечитываю строки: «Ты, сын, постоянно должен воспитывать себя, должен готовиться к воспитанию своих детей. В их душу вложи глубокое убеждение: хлеб насущный достается нелегким трудом…»
В каждом письме Сухомлинского — поучительный совет о том, как экономно и умно использовать время.
Важную роль в педагогическом просвещении родителей имеет Книга Слов великого поэта — демократа и просветителя Абая Кунанбаева. В каждом Слове содержится нравоучительный смысл. Например, в Слове четвертом он пишет: «Человек, склонный к размышлениям, всегда вдумчив, собран. Собранность в делах и мыслях — основа благополучия… Не пустое веселье, а полезный и разумный труд исцелит душу. Только слабые духом могут затвориться в себе, предаваясь горьким раздумьям…».
Родителей особенно заинтересуют строки из Слова пятнадцатого: «Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, усердно добивается своей цели… Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые бессмысленные затеи».
Слово семнадцатое, написанное в сказочном аспекте, призывает Волю, Разум и Сердце объединиться и во всем повиноваться Сердцу. «Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих…».
В Слове восемнадцатом Абай наставляет: «Человек должен отличаться от других умом, знаниями, волей, совестливостью, хорошим нравом».
В Слове тридцать первом он раскрывает вредные свойства ума: беспечность, равнодушие, склонность к беспричинному веселью, тягу к мрачным раздумьям и губительным страстям.
В Слове тридцать втором подчеркивается мысль о том, как усвоить науки. «…для того, чтобы достигнуть намеченной цели и быть верным своему делу, в характере человека должны быть постоянство, решимость, сильная воля, способные сберечь трезвость рассудка и чистоту совести. Все должно служить делу разума и чести».
Во всех Словах-назиданиях великого мыслителя мы слышим мудрые наставления. Ценность Слов назиданий Абая Кунанбаева в том, что они обращены к молодым поколениям всех времен и направлены на воспитание человеческой нравственности.
Кто герой нашего времени?
Я помню, как в школьные годы мы часто писали сочинения на темы: «Мой любимый герой», «Кого я считаю настоящим человеком». Педагоги воспитывали нас на образах героев. Образы Пашки Корчагина, Бауыржана Момышулы, Борана Нысанбаева, Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой и других служили для нас ярким примером. Мы старались быть похожими на них. Следовательно, и в настоящее время особое место должно занять воспитание на образах мужественных и бесстрашных героев, проявивших отвагу, как в военное, так и в мирное время.
Богатейший материал о Великой Отечественной войне печатается на страницах областной газеты «Прикаспийская коммуна». Я глубоко признательна ветерану газеты Любовь Монастырской за публикацию хроники Великой Отечественной в рубрике «Ратный подвиг казахстанцев». Особый интерес представляют ее статьи: «Он славы не искал, она его нашла» (о Шамине Д.П.), «Честь и совесть превыше всего» (о Каиргали Смагулове), «Звездная высота Хиуаз».
Ко дню памяти Борана Нысанбаева в газете была помещена статья «Героизм, сплотивший нашу дружбу», написанная членом Союза журналистов Казахстана Суйеу Халыковым.
Центральное место занимает статья Мухтара Кул-Мухаммеда «Бесстрашный» из серии «Хранители национального духа». Это эссе посвящено Рахимжану Кошкарбаеву, первому водрузившему Знамя Победы над Рейхстагом.
Ярким примером для подрастающего поколения служит образ славной дочери казахского народа, народной поэтессы Фаризы Онгарсыновой. О ней содержательный материал помещен в «Прикаспийской коммуне» под названием «Где моей жизни тюльпановый срок».