Вопросы о поставках сжиженного газа в Атырау, транспортировке российского газа в Узбекистан, развитии топливно-энергетического комплекса (ТЭК) республики и Атырауской области, надежности энергоснабжения и другие задавались министру энергетики РК Алмасадаму Саткалиеву на его встрече со СМИ и общественностью региона в Центре развития коммуникаций им. Н.У. Балгимбаева при Атырауском университете нефти и газа им. Сафи Утебаева.
Эта встреча состоялась в рамках рабочей поездки главы Минэнерго в Атыраускую область.
В диалоге с представителями СМИ министр энергетики Казахстана ответил на ряд актуальных вопросов касательно сферы энергетики, проинформировал о реализуемых в западном регионе проектах в области топливно-энергетического комплекса. В частности, первый прозвучавший вопрос касался маршрута и объемов транспортировки российского газа из России в Узбекистан. На что Алмасадам Саткалиев ответил, что АО «Национальная компания «QazaqGaz» в этом направлении была проделана большая работа по ремонту казахстанских трубопроводных систем, которая позволит обеспечить транзит российского газа в Республику Узбекистан. И что о конкретных объемах газа станет известно в ближайшее время. Касаясь темы дефицита газа в Казахстане, министр сказал: «В стране растет потребление газа. Запланированы достаточно большие проекты, связанные с его потреблением. В первую очередь это, конечно, проекты, связанные с развитием генерации, строительством крупных ПГУ (парогазовые установки), такие как, например, в Туркестанской области, городе Кызылорде, перевод алматинского энергоузла (ТЭЦ) на газ. Все это также связано с вопросами воздействия на окружающую среду. Планируется увеличение потребления газа на МАЭК в связи с модернизацией и вводом новых мощностей. Будет расширяться Атырауская ТЭЦ со строительством новой парогазовой установки, планируется ввод дополнительных мощностей на нефтегазохимическом комплексе, то есть на площадке KUS (TOO «Karabatan Utility Solutions»). В целом в совокупности все эти крупные проекты потребуют производства дополнительных объемов газа. Для этого в Казахстане реализуется целый блок ключевых проектов по переработке газа. Уже инициированы проекты на площадке Кашаган, то есть там уже началось строительство газоперерабатывающего завода мощностью 1 млрд куб. м. На следующем этапе планируется его расширение, с последующим ростом объемов переработки. Продолжается работа по реализации проекта по строительству ГПЗ на Кашагане (фаза 2А-2Б) мощностью от 2 до 6 млрд куб. м газа. В достаточно глубокой стадии проработки уже идет стадия выбора потенциальных участников инвестиционной фазы проекта на месторождении Карачаганак. Там речь идет о 4 млрд куб. метров. То есть, все эти запущенные в реализацию проекты позволят обеспечить не только внутреннее потребление, но и в определенном объеме сохранить экспорт казахстанского газа в Китайскую Народную Республику».
— Карачаганакский газ в достаточном объеме добывается и перерабатывается? И куда он вообще девается?
А. Саткалиев: «Карачаганакский газперерабатывается в Российской Федерации на нефтеперерабатывающем заводе, и остаток газа возвращается в Республику Казахстан, то есть практически весь объем сухого газа мы используем для нужд экономики страны. В связи с планами по увеличению добычи на месторождении Карачаганак там дополнительно вводятся компрессорные мощности. Вот следующие 4 млрд куб. метров газа, которые будут выработаны на Карачаганаке, будут перерабатываться в Казахстане на вновь строящемся заводе».
– В июле в Атырауской области были серьезные перебои электричества. Кроме городских и сельских населенных пунктов, без электроэнергии остались все производственные предприятия. Объяснили, что это произошло по причине отключения со стороны МАЭК. И сказали, что создали комиссию по выяснению причины аварии, однако о результатах деятельности комиссии не сообщили. Мы, жители Атырауской области, находимся в центре крупных производств и заводов. Что делается для обеспечения безопасности населения в случаях ЧС?
А. Саткалиев: «Что касается аварии, которая произошла на МАЭК и на заводе. Действительно работала комиссия, которая завершила свою работу. И определены причины произошедших технологических аварий, они в основном связаны с износом оборудования. То есть, речь идет о том, что имеется достаточно высокий уровень амортизации действующего оборудования, который уже не выдерживает существующих нагрузок. Как вы знаете, за счет республиканского и местного бюджетов был выделен необходимый объем средств, который позволил провести капитальный ремонт и обеспечить стабильную работу МАЭК на предстоящий отопительный сезон. Сейчас там идет завершение ремонта третьего котла, до этого были проведены соответствующие работы по восстановлению первого. То есть в целом необходимый объем капитального и срочного ремонта был обеспечен. Также для увеличения надежности Западной энергосистемы параллельно реализуется ряд крупных проектов. В первую очередь, связанные с увеличением мощностей национальных электрических сетей. Сегодня в КЕГОК мы провели заседание оперативного штаба, где я заслушал готовность энергообъектов по подготовке к зиме Атырауской ТЭЦ, тепловых сетей, непосредственно КЕГОК. Так вот, в рамках оперативного штаба КЕГОК доложил, что уже до конца текущего года будет завершена прокладка дополнительной линии 220 кило-Вольт, которая позволит в два раза увеличить надежность энергоузла в рамках инвестиционной программы «Усиление электрической сети Западной зоны ЕЭС РК. Строительство электросетевых объектов». Срок реализации проекта – 2021-2023 годы.
Данный проект позволит повысить пропускную способность и надежность электроснабжения потребителей Атырауской области. И соответствующая подстанция при необходимости позволит получить дополнительно 100 МВт мощностей из Российской Федерации, что позволит ликвидировать эти аварийные режимы.
Для увеличения же стабильности работы Атырауского НПЗ будет построена новая газотурбинная установка рядом с площадкой завода, проект «Строительства газотурбиной станции» на Атырауском НПЗ для обеспечения надежности внешнего электроснабжения. Мощность газотурбиной станции составит 154 МВт/час, ввод в эксплуатацию планируется до конца 2026 года.
А также как я говорил выше, Атырауская ТЭЦ планирует расширение своих мощностей. Мы с ними подписали инвестиционное соглашение. То есть это будет происходить в несколько этапов. Таким образом, как минимум еще 200 МВт мощностей будет введено непосредственно в атырауском узле. Это позволит при ограничении или аварии на энергообъектах подхватить недостающие мощности и не допустить каскадного развития аварий с отключением потребителей».
– Компания «Атырау Жарык» обеспечивает электроэнергией наш регион, и это единственный монополист. Нет конкуренции, поэтому ее работа, можно сказать, не на высоте, часто отключается электроэнергия в летний период, что вызывает нарекания потребителей, ее работники выходят на митинги. Есть ли возможности для создания конкурентной среды, конкурентных компаний в противовес тому же «Атырау Жарыку»?
А. Саткалиев: «Быть монополистом значит находиться под многократным контролем. То есть все финансовые потоки монополиста проверяются антимонопольным комитетом, вплоть до его затрат по зарплате, инвестиционной программе, утверждаемые Министерством энергетики, дающим в свою очередь соответствующее отраслевое заключение. Кроме того, есть контроль по линии энергонадзора. То есть, в принципе, монополист это не всегда плохо при условии того, что правильно осуществляется режим контроля над его деятельностью. В настоящее время мы достаточно серьезное внимание уделяем двум вопросам. Первое – это подготовка к зиме. Здесь идет постоянная инспекция со стороны органов госэнергонадзора, контроль над приобретаемым оборудованием, качеством проведенных работ. Второе – это уровень контроля связан с исполнением инвестиционных программ монополиста. То есть, те затраты, которые заложены им в тариф, должны быть целевым образом использованы. В случае неправильного их использования возбуждаются соответствующие дела, привлекаются правоохранительные органы.
Что касается конкуренции по линии энергоснабжающих организаций, то у нас законодательство не препятствует ее возникновению. То есть, если будет компания, которая готова поставлять электроэнергию своим потребителям, то монополист не имеет права отказать ему в оказании услуг по передаче по своим сетям. Законодательство позволяет вести такую деятельность. В настоящее время в Атырау пока нет такой компании, и этим занимается у вас «Атырау Жарык» и его аффилированная компания. Также многие крупные предприятия самостоятельно осуществляют покупку электроэнергии. Они имеют такую возможность, минуя «Атырау Жарык», то есть так называемые субъекты оптового рынка могут самостоятельно осуществить закуп электричества без услуг энергоснабжающей организации.
– Простите, вот вы говорите, что монополия не всегда есть плохо. И, тем не менее, во время своего визита в Атырау Президент страны Касым-Жомарт Токаев выразил недовольство работой «Атырау Жарыка» и сказал открыто, что компания не выполняет свою функцию должным образом. Что скажете по этому поводу?
А. Саткалиев: «Ну, вы знаете, комиссия разберется. И если есть какие-то нарушения, то вы, пожалуйста, о них расскажите, а мы примем соответствующие меры. Что касается монополии, то иногда они создаются искусственно. Есть так называемые естественные монополии, которые исходят из их деятельности, к примеру, по инфраструктуре развития. По ним нужно жестко регулировать. А есть искусственные монополии, вот с ними мы активно боремся. Работает соответствующая комиссия по демонополизации активов. Мы уже достаточно большой объем объектов, которые раньше были выведены из государственной собственности, вновь вернули государству. В частности, несколько цехов вернули на Атырауский нефтеперерабатывающий завод, и эта работа продолжается. Контроль со стороны правительства обеспечивается, в том числе и для проведения демонополизации в свое время искусственно созданных монополий в интересах частных лиц».
– Общественность Атырау поднимала вопрос, в частности, о возврате в госсобственность объектов Атырауского энергокомплекса. Возможно ли это осуществить на данном этапе?
А. Саткалиев: «В принципе, если при приватизации были допущены какие-либо нарушения, то данный вопрос подлежит рассмотрению на госкомиссии по демонополизации экономики. Такие факты у нас уже были, объекты энергетики на комиссии по демонополизации рассматривались и принимались различные решения. Этому предшествует достаточно серьезная проверка со стороны органов прокуратуры, других правоохранительных органов. И если заключение свидетельствует о том, что данная приватизация произошла в нарушение действующего законодательства, то это является основанием для рассмотрения на комиссии.
– Сейчас вопрос идет об эффективности работы этой энергетической компании в нашем регионе. Если она как бы не выполняет свои функциональные обязательства перед потребителями, а также должным образом программу «тариф в обмен на инвестиции», то, соответственно, эта компания должна уйти с этого монопольного рынка. Речь об этом, скорее всего, идет.
А. Саткалиев: «Что касается программы «Тариф в обмен на инвестиции»,то она объявлена Главой государства, и там будет абсолютный контроль. В случае невыполнения, безусловно, будут приниматься меры государственного реагирования, и это находится под прямым контролем правительства, в частности, Министерства энергетики и комитета по энергонадзору».
– Автолюбители жалуются на проблемы с топливом. Сжиженного газа нет на многих заправках. А там, где он ещё есть, людям приходится подолгу стоять в очередях. Каково решение этого вопроса в области?
А. Саткалиев: «По сжиженному газу в целом в области потребляется порядка 6-6,5 тысячи тонн в месяц. И это было предусмотрено в индикативном балансе при распределении. А теперь в силу того, что этот вид топлива является очень дешевым, ниже себестоимости, он экономически имеет неоправданную цену. И это стимулирует даже его кустарное производство, различным способом для этого завозится оборудование. Что, кстати, является очень опасным с точки зрения эксплуатации. К тому же автолюбители переводят автомобили на газ, что стимулирует рост потребления сжиженного газа. В этой связи Министерством энергетики предпринимаются дополнительные меры по поставке сверхнорматива. Вот мы договорились, что порядка 1400 тонн мы готовы поставить с АНПЗ, сейчас ведутся переговоры с ТШО и уже, можно сказать, договорились с ними о том, что дополнительно 10 тысяч тонн они со своих экспортных объемов поставят на внутренний рынок. В целом мы занимаемся над тем, чтобы обеспечить стабильно и цены, и объемы. Но потребителям данного вида топлива — автомобилистам — нужно понимать, что эта ситуация временная. В любом случае плавно цена будет достигать параметров, которые хотя бы позволят заводам стимулировать выработку этого вида топлива. В настоящее время им невыгодно вырабатывать сжиженный газ. И более того сжиженный газ – это уникальное сырье для нефтегазохимии, и связан он с запуском все новых проектов по производству полиэтилена, полипропилена, бутадиена, создающих рабочие места. Как раз-таки этот вид топлива и является ценным сырьем для данных заводов. Конечно, повышение цены будем координировать с базовым уровнем инфляции, предусмотренным Министерством национальной экономики и комитетом по защите конкуренции, дающим свое заключение в части плавного повышения цены. Видим, что цены необходимо повышать, но это нужно делать плавно, без скачков, чтобы обеспечивать какую-то социальную стабильность для потребителей. Так или иначе, цена будет выровнена до уровня цен по другим видам нефтепродуктов».
В свою очередь областное управление энергетики ситуацию по поводу сжиженного газа объяснило ремонтными работами на АНПЗ. «В связи с проведением капитального ремонта АНПЗ с 1 октября по 2 ноября текущего года, в соответствии с графиком поставок Министерства энергетики РК, на внутренний рынок Атырауской области на октябрь выделено 5263 тонны сжиженного нефтяного газа от АО «СНПС-Актобемунайгаз». Выделенный объём будет транспортироваться по железной дороге. В настоящее время газоснабжающими учреждениями оформлены соответствующие документы, первые 11 вагонов, то есть 396 тонн, будут поставлены 7-8 октября текущего года. Оставшийся газ транспортируется в соответствии с графиком», — сообщили в областном ведомстве.
Нефть, газ, бензин и свет
После встречи со СМИ глава Минэнерго отчитался перед жителями области, сообщив о реализации проектов на крупнейших месторождениях. Атырауская область, как известно, является флагманом нефтегазовой отрасли страны. Объем добычи нефти в области по итогам 2022 года составил 46,8 млн тонн, а за 9 месяцев текущего — 39,2 млн тонн. План на 2023 год – 51 млн тонн. С целью контроля за оборотом нефти запущена информационная система учета нефти и газового конденсата, которая на сегодня позволяет отслеживать 95% оборота нефти. В нефтедобывающей отрасли продолжаются работы по реализации крупных проектов на трех основных месторождениях страны. На месторождении Тенгиз реализуется Проект будущего расширения, в 2024 году планируется завершение проекта управления устьевым давлением, это позволит увеличить добычу нефти на 12 млн тонн в год. На месторождении Карачаганак запущен 4-ый компрессор обратной закачки газа, начата реализация 5-го компрессора, стоимость которого составляет порядка 1 млрд долл. США, и строительство 6-го компрессора на сумму 735 млн долл. США. Данные проекты направлены на поддержание добычи на месторождении на уровне 10-11 млн тонн в год. На Кашагане начата реализация проекта по переработке попутного газа мощностью 1 млрд куб. м. Продолжается работа по реализации проекта по строительству ГПЗ на Кашагане (фаза 2А-2Б) мощностью от 2 до 6 млрд куб. м газа, о чем, в частности, говорил министр выше.
По сжиженному нефтяному газу до общественности была донесена информация о том, что предельная розничная цена на сжиженный нефтяной газ в Атырауской области составила 54-59 тенге за 1 литр, в регионе имеется четыре газонаполнительных станции и 104 автомобильные газозаправочные станции. Потребление сжиженного нефтяного газа в области за январь-август 2022 года составило 40,7 тыс. тонн, за январь-август т.г. — порядка 62,5 тыс. тонн.
– Как вы знаете, в соответствии с поручением Главы государства Агентством по защите и развитию конкуренции установлено государственное регулирование и утверждены предельные розничные цены сжиженного газа. Хотелось бы отметить, что нами принимаются меры по реформированию рынка сжиженного нефтяного газа, с обеспечением долгосрочной ценовой стабильности и недопущения спекулятивных скачков цен. Данные меры позволят избежать резких скачков розничных цен путем установления предельной розничной цены реализации сжиженного нефтяного газа, – отметил министр.
К принятым мерам по бесперебойному обеспечению рынка ГСМ отнесены: введение запрета на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом; принятие законодательных норм, обязывающих ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям; введение дифференцированных цен, в зависимости от резидентства и объемов заправки; ввод отдельных ПИН-кодов для отслеживания поставок ДТ в адрес СХТП и АЗС. С целью предотвращения вывоза отечественных нефтепродуктов министерством приняты законодательные нормы по исключению непродуктивных посредников в системе поставок нефти и нефтепродуктов. Министерством принят приказ по увеличению цен на бензин марки Аи-92 и Аи-93 до 205 тг и на дизельное топливо до 295 тенге за литр.
Далее глава Минэнерго ответил на интересующие вопросы атырауской общественности, записал их обращения и жалобы, принял их предложения. В частности, о необходимости создания государственной газотехнической инспекции для осуществления контроля внутридомового газового оборудования в жилых домах и квартирах, использования технической воды от ТЭЦ для нужд прудовых и крестьянских хозяйств. Прозвучали критика и жалобы в адрес работы компаний «Атырау Жарык» и ТЭЦ, «КазТрансГаз-Аймак». В последней было предложено создать общественный совет для работы с потребителями. Вновь были подняты вопросы экологии, воздействия крупных предприятий на здоровье и природу региона, необходимости внедрения природоохранных технологий, уменьшающих вредные выбросы от работы нефтегазовых компаний.
Тимур КАЗИЕВ