День Президента — праздник всех казахстанцев,
Значимое событие для международного сообщества
В этом году вся страна впервые отмечает День Президента. Для нас, казахстанцев, это очень значимое событие. Ведь народ искренне гордится своим Президентом!
И даже более того, этот день имеет значение и для международного сообщества. Мы можем уверенно утверждать так потому, что Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев внес большой вклад в региональную и глобальную безопасность, является авторитетной личностью для всего мира.
Как справедливо заметил известный английский биограф Джонатан Айткен в книге «Казахстан. Сюрпризы и стереотипы»: «В кругах геополитических деятелей, мировых лидеров и международных экспертов Нурсултан Назарбаев — фигура каноническая». Уважение к нему принесли его международные инициативы, решительные действия во время бурных 90-х годов и активная позиция по наиболее актуальным вопросам современности.
Сегодня можно с полным основанием утверждать, что за годы Независимости Казахстан под руководством Президента Н.А. Назарбаева состоялся в качестве региональной державы и влиятельного фактора мировой политики, делающего акцент на многовекторность стратегических ориентиров с акцентом на европейские ценности при одновременном учете национальной специфики и многообразия его геополитического окружения.
Позиция Н.А. Назарбаева такова: «Замкнувшись в себе, невозможно овладеть всеми идеями и знаниями, накопленными в мире. Борьба только лишь за экономическую самодостаточность, защита ложно понятых национальных интересов оборачивается тяжелыми последствиями и может привести к фактической утрате государством своего реального суверенитета». Чтобы этого не произошло, Казахстану необходимо активное сотрудничество, нужна открытая, эффективная внешняя политика.
Такое понимание места Казахстана в мире позволяет Астане поступательно совершенствовать содержание казахстанской внешней политики, постоянно оптимизируя внешнеполитическую стратегию страны.
Казахстан является активным участником процесса реформирования институтов СНГ. Говоря о проблемах Содружества, казахстанский Президент неоднократно высказывал мнение о том, что в его составе со временем могут остаться одно или два межгосударственных объединения. Он считает, что создаваемые сегодня союзы, такие как ЕЭП, Евразийское экономическое сообщество, «когда-нибудь придут в нормальное состояние». Тем самым конструктивная инициатива во внешнеполитической сфере очевидно остается за Президентом Казахстана, который своими инициативами придал новое качество идее евразийского взаимодействия.
Съезды лидеров мировых религий, подлинные межрелигиозные форумы, проводимые в Астане, стали фирменным внешнеполитическим брендом Казахстана и его столицы и выражением принципиально нового подхода к межрелигиозному диалогу в современном мире.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вывел отношения с Западом за рамки политических и экономических вопросов. Он нашел «болевую точку» всего западного общества — непонимание религиозной составляющей в отношениях Восток-Запад и неумение эту составляющую выстроить. Казахстан, будучи примером межэтнической и межрелигиозной гармонии, стал центром и проводником межрелигиозного диалога, на котором только и можно сегодня строить политические соглашения и договоренности с мусульманскими странами.
Благодаря вышеназванным факторам, Казахстан сегодня — одна из наиболее перспективных и быстро набирающих силу стран, которая на глазах растет, приобретает необходимую устойчивость, иммунитет к кризисам и начинает эффективно влиять на политику как Запада, так и мусульманского мира.
По своей внешнеполитической сути Казахстан является реальным мостом между Востоком и Западом. Имея часть территории в Европе, Казахстан может себя с полным правом называть европейским государством, как это делает Турция.
Отношения между Казахстаном, Россией и Европейским Союзом обретают новое содержание и качество. Особого внимания заслуживают в связи с этим сотрудничество в энергетической сфере, проблемы визовой поддержки. Говоря об инициативах Казахстана, нельзя не упомянуть об идее энергетической безопасности и Евразийском пакте безопасности энергопоставок, предложенных Президентом Н.А. Назарбаевым с трибуны ООН.
По мнению многих авторитетных экспертов, Казахстану, России и странам Европейского Союза необходимо выработать общие подходы в сфере безопасности, энергетики и транзита. В этом контексте следует особенно высоко оценить взвешенную политику Астаны по гармонизации отношений и налаживанию бесконфликтного сотрудничества в энергетической сфере между Казахстаном, Россией и странами ЕС.
Казахстан как один из учредителей Таможенного союза выводит тем самым свои экономические отношения с Европейским Союзом на новый уровень. Теперь граница Беларуси с Европейским Союзом становится внешней экономической границей Казахстана.
За годы своей независимости Казахстан стал одним из признанных лидеров евразийского пространства. Современным динамичным государством, которое достойно противостоит глобальным вызовам, эффективно опирается на уже достигнутые результаты и способно продвигаться на качественно новые позиции.
С полным основанием можно утверждать, что доказавшая свою эффективность стратегия Казахстана во внешнеполитической сфере сохранит свое позитивное содержание. По существу, сложившемуся курсу Президента Н.А. Назарбаева на многовекторность и многосторонний формат взаимоотношений объективно нет альтернативы.
Следует подчеркнуть особо — успешная реализация внешней политики страны по всем ее векторам и форматам является несомненной заслугой выдающегося политического деятеля — Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Встречая в этом году впервые День Президента, мы должны в полной мере отдать должное внешнеполитической стратегии Лидера нации. Ведь именно она является опорой для устойчивого национального развития Казахстана в глобальном мире XXI века.
«Идеальный шторм» выдержали не все
21 год суверенного развития стал для всех стран СНГ «идеальным штормом». И лучше всех этот экзамен на плавание в бурных водах политики и экономики сдал Казахстан во главе с Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Именно Глава государства и является тем рулевым, который вывел корабль «Казахстан» в море устойчивого развития.
Сегодня Республика Казахстан переживает эпоху активной социально-экономической и политической модернизации. Предпосылки этого проекта уходят своими корнями еще в 90-е годы, когда Президентом республики закономерно стал Нурсултан Назарбаев — лидер новейшей истории Казахстана.
Трансформация в Казахстане, как и в других странах СНГ, предполагала создание суверенного государства, формирование политической нации, создание современной экономики и политической системы.
Однако ситуация была очень сложной. «Большинство аналитиков, — пишет историк Джонатан Айткен, — предсказывало, что Казахстан, как независимое государство, имеет мало шансов просуществовать более десяти лет. У него не было закрепленных границ с мощными соседями». Но Нурсултан Назарбаев опроверг эти негативные «прорицания» и «постепенно выбрался из этого шторма».
В исторически полиэтнической стране решение задач государственного строительства было особенно сложным, требовало эксклюзивных подходов и опоры на такие политические технологии, которые способствовали мирному и эволюционному переходу казахстанского общества в качественно новое состояние.
Вспоминая то судьбоносное время и те угрозы, которые нависли над молодым Казахстаном, Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Не случайно мы первым делом разработали и приняли стратегическую программу своего становления и развития как суверенного государства». По мере претворения ее в жизнь «мы год от года ставили перед собой все новые цели, результатом достижения которых стала наша сегодняшняя высота».
Государство в Казахстане не могло опираться на сугубо традиционные основания, как в некоторых других центральноазиатских государствах. Оно предполагало создание современного общества и гражданской нации, выходящей за рамки этнических, конфессиональных и регионально-клановых различий, с последовательной опорой на позитивный опыт национальных традиций в сфере государственного строительства.
Укрепление независимости в Казахстане предполагало опору на сильную и эффективную государственную власть как ключевой инструмент для реализации задуманных масштабных преобразований. Но при этом «классическая» авторитарная модернизация не могла быть реализована в Казахстане в силу глубоких плюралистических традиций, коренящихся в национальной политической культуре казахского народа, а также в силу полиэтнического содержания народа Казахстана, сложного и динамичного характера казахстанского социума и элиты.
При глубоком уважении к исламу и православию как к традиционным конфессиям Казахстана, казахстанская модернизация должна была быть светской по своему характеру. В процессе политических и экономических преобразований ей предстояло аккумулировать гражданские энергии для построения эффективного и светского в своей основе национального государства.
Модернизация в Казахстане была призвана избежать социальных расколов, аномии, конфликтов и столкновений. Для этого она должна была направляться сверху государством, реализующим стратегии общенациональной консолидации и поддержания гражданского мира и согласия через систему публичных институтов. Это делало казахстанский опыт преобразований уникальным не только для Центральной Азии, но и в масштабах всего СНГ.
При этом само молодое казахстанское государство должно было поэтапно модернизироваться, чутко и гибко реагируя на запросы казахстанского общества и элиты, своевременно отвечая на внешние вызовы и последовательно утверждая себя в мире.
Проект модернизации в Казахстане также предполагал поступательную модернизацию национальной элиты в интересах развития страны при сохранении консенсуса и стабильности политического режима, для чего стране требовалось сильное руководство.
Все эти перемены востребовали фигуру сильного и авторитетного общенационального Лидера, способного быть одновременно модернизатором и социальным медиатором, гарантом политической стабильности и инициатором масштабных изменений во всех сферах жизни казахстанского общества.
Казахстану был необходим признанный в мире Лидер, способный в сложный период строительства национального государства ответить на вызовы истории, поддержать и укрепить международный авторитет Казахстана.
Таким Лидером нации для Казахстана стал действующий и признанный во всем мире Президент республики — Нурсултан Абишевич Назарбаев.