Общество

БЕЗ ПРАКТИКИ НЕ СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ

Профессиональные кадры востребованы во все времена. Однако на многих предприятиях, реализующих крупные инвестиционные проекты, трудится масса специалистов, привлекаемых к нам по квоте. Встает закономерный вопрос: а чем хуже наши специалисты, чего им не хватает для того, чтобы занять рабочее место, на котором сейчас трудится иностранец?

«Качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Это, прежде всего, образование и здравоохранение… Развивается сеть передовых учреждений профессионально-технического образования. Надо распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения».

 

Из Послания Президента народу Казахстана

«Социально-экономическая  модернизация —

главный вектор развития Казахстана»

 

Разве наша молодежь не способна освоить новые технологии или ей не хватает напористости, уверенности в себе, в своих знаниях, или, напротив, при наличии всего этого они испытывают предвзятое отношение. Задавшись этими вопросами и обратившись к специалистам,  связанным по работе с профессионально-техническим образованием, можно было услышать разные точки зрения. Но в одном они были едины: обучающимся не хватает настоящей производственной практики.

 

Без  практики специалистом не стать

Когда-то существовавшая практика, при которой обучающийся сначала знакомился с предприятием, затем закреплялся за наставником и потом уже начинал основательную самостоятельную работу, давно исчезла. И теперь, чтобы учащийся профлицея смог пройти практику, руководителю учебного заведения приходится самому договариваться, подыскивать профильные предприятия, заключать соглашения, меморандумы. На одном из заседаний попечительского совета одного из лицеев говорилось, что с перепрофилированием лицеев в колледжи будет совершенно новый подход в подготовке специалистов, повышении уровня обучения. Модернизация системы профтехобразования рассматривается уже на государственном уровне. Раньше все наши училища, СПТУ, техникумы были частью базовых предприятий, весь процесс обучения строился  по согласованию с предприятием, на которое учащиеся шли на практику. Ведь без качественной производственной практики, когда он оторван от производства, невозможно подготовить хорошего специалиста. Только готовя высококвалифицированных специалистов, готовых совершенствовать свои знания и навыки, можно будет защитить внутренний рынок труда. И все же, несмотря на определенные недоработки, пробелы в системе профтехобразования, наши молодые специалисты трудоустраиваются, их берут на работу с условием, что они готовы и дальше набираться опыта, доводя свои знания и навыки до совершенства. Хотя таких социально-ответственных работодателей у нас, к сожалению, не так много.

— В этом году в рамках программы «Занятость-2020» направляемые на обучение или переподготовку заключают социальный контракт с работодателем о том, что после завершения учебы он будет трудоустроен, — рассказывает  заведующая отделом занятости областного управления координации занятости и социальных программ Гульбулат Амангалиева. — То есть такой подход исключает напрасную трату сил и средств на подготовку специалиста, который, обучившись, оказывается не у дел. Такого быть не должно.

Конечно, большую роль играет сам настрой человека, его уверенность в своих знаниях. Без этих качеств как-то заявить о себе, проявить свои способности, на деле доказав, что ты чего-то стоишь, просто сложно.

— Мне лично обидно за наших учащихся, когда на них навешивается какое-то клеймо незнайки, неумехи, — делится директор Атырауского колледжа бизнеса и права Нурлы Айтиева. — Это совсем не так. И что самое неприятное, порой и в семьях сами родители буквально вдалбливают детям, что хотя они и учатся, но все равно надо будет поискать кого-то среди знакомых, родни, которые замолвят за них  словечко. То есть без блата никуда. А я всегда стараюсь переубедить своих ребят, чтобы они поверили в свои силы, что все у них получится, не следует пасовать перед трудностями. Привожу примеры, когда ребята после колледжа работали и заочно учились в институте, становились хорошими специалистами. Почему-то в нашем обществе несколько позабылось такое явление, как семейные династии. Ведь очевидно же, что сын или дочь непременно станут хорошими специалистами, если пойдут по стопам отца или матери, выберут их профессии, потому что они уже с детства исподволь знакомятся с ними. К выпускному классу, например, школьница, которая по примеру своей мамы будет поступать в педагогический колледж или институт, уже знает, какой отдачи требует эта профессия. Или сын архитектора, строителя, машиниста, пойдя по стопам отца, выбор своей профессии делает осознанно. А не потому, что друг посоветовал или эта профессия сейчас модная. В каждой профессии есть свои секреты мастерства, которыми обычно щедро делятся родители со своими детьми. Это тоже имеет большое значение в подготовке специалистов. Немаловажно и то, что пошедший по стопам родителей сын или дочь будут стараться не уронить чести своей семейной династии, в профессионализме опередить даже родителей, которые для них мастера своего дела. Это же огромнейший стимул. Хорошо бы в практику учебных заведений ввести в качестве поощрения за отличную учебу направление на производственную практику в лучшие предприятия. А бывает и так, что на втором или третьем курсе молодой человек  спохватывается и сам себе говорит: да что я здесь делаю? Мне это совсем неинтересно, я хочу свою жизнь посвятить совершенно другому делу. Это тоже поиск, но желательно все же, чтобы уже к выпускному классу девушка или юноша  могли грамотно, взвешенно подойти к выбору своей профессии. То есть профориентационная работа должна быть на высоком уровне.

По словам заместителя начальника областного управления образования Шакиржана Мурзагалиева, вопросу качественной подготовки специалистов в системе профтех-образования сейчас уделяется достаточно много внимания. Модернизация системы профтехобразования предполагает и повышение квалификации педагогов, вводятся нормы социального партнерства. Хорошие результаты в подготовке кадров способна дать дуальная система образования, когда в процессе обучения участвуют как бы два заведения. С одной стороны — это профессиональная школа, с другой — обучающее предприятие. Сейчас же выпускникам, если в плане теоретической подготовки все хорошо, то хорошей практики все же не хватает. Очень тяжело бывает организовать производственную практику для ребят в строительной отрасли. Как правило, для таких предприятий главное — не допустить ЧП, качественная работа и в срок сданный объект. К тому же постоянных заказов на выполнение строительных работ нет — сегодня они работают здесь, а завтра могут быть уже в Актобе или Уральске.  Потому и закрепить в таких случаях наставников за молодым практикантом бывает сложно.

 

Знания важней сертификата

Когда не просто обладание сертификатом, а отличные знания, навыки станут самоцелью для обучаемого, тогда только можно будет говорить о том, что из него получится специалист. Сейчас, когда на курсы с полной оплатой подготовки и переподготовки специалистов по направлениям органов занятости либо самостоятельно можно попасть без особого труда, необходимо говорить и о качестве преподавания.

Если вы сегодня видите в супермаркетах продавцов-кассиров, а в кафе и ресторанах молодых поваров или помощников, то будьте уверены, большинство из них выпускники местного лицея. Благодаря заключению соглашений  учебного заведения с гостиницами, ресторанами и супермаркетами на прохождение в них практики большинство впоследствии трудоустраиваются.

— Безусловно, не сразу шеф-поварами берут наших выпускников, сначала они работают помощниками, — рассказывает директор одного из лицеев города. — К примеру, сейчас все уже на практике. С получением среднего образования учащиеся учатся 2 года 10 месяцев. Безработные учатся на трехмесячных курсах, но сюда чаще всего идут люди, у которых уже есть какие-то определенные навыки, склонности, допустим, к парикмахерскому или кулинарному делу. Но и с ними, начиная с апреля, мы постепенно перешли на дуальную систему обучения, когда 40% времени всего курса отводится на теорию и 60% — на практические занятия, впоследствии намерены это соотношение довести до 30% на 70%.

Решив разузнать, а каковы условия обучения в образовательных центрах, наша газета решила навести справки в трех из них. Представляясь обычным безработным человеком, желающим пройти курсы переподготовки, корреспондент обратился с вопросом: «Как попасть к вам на курсы?». В двух центрах, причем с явной неохотой, ответили стандартной фразой: «Приходите, мы вам все на месте объясним». При этом предупредив, что на занятия допустят только после оплаты. Пришлось отправиться в тот центр, о котором и в телефонном разговоре практически все рассказали и ответили на интересующие меня вопросы.

— Мы принимаем и по направлениям от центра занятости, и в том случае, если человек решил сам оплатить учебу и обращается лично, — пояснил нам директор центра. — На обучение на курсах мы направляем только после того, как будет сформирована группа. Вот совершенно недавно начала заниматься группа из восьми человек по профессии парикмахера. Курсы длятся один месяц, стоимость — 25 000 тенге. На занятия можем допустить только после предоплаты. В прошлом году в общей сложности по всем специальностям мы подготовили 800 человек. Знаем, что люди трудоустраиваются, и были такие, кто после наших курсов даже смог начать свое дело.

— А как же с практикой? Где они теорию применяют на практике?

— Мы заключаем договор с определенным салоном красоты, куда наши ученики отправляются на практику. А обучающие мастера очень хорошие.

Хотя все-таки с трудом верится, что человек за месяц может стать парикмахером-универсалом. Потому что  есть  живой пример мастера, который и через пять лет работы парикмахером, имея сертификаты нескольких обучающих семинаров повышения квалификации, в том числе за рубежом, не осмеливается назвать себя универсалом.

— Сначала я училась в профлицее, — рассказывает Ольга, работница одного из салонов красоты. — Поступила в него сама, потому что очень хотела быть парикмахером, но в то же время училась по настоянию мамы в колледже. Его я все же закончила, чтобы только мама осталась довольна, но свою мечту не предала. Училась в лицее, как обычные дети после 9 класса, хотя я закончила 11. Это меня нисколько не смущало, потому что мне было интересно. Это, конечно, здорово, если на нынешних курсах на практику отправляют в настоящий салон, а вот мы практиковались, делая бесплатные стрижки ребятам из школы-интерната в Химпоселке, пожилым людям из Дома престарелых.

Действительно, нет предела совершенству ни в одной профессии и поэтому с обретением диплома не следует останавливаться в своем развитии, а стараться каждый день открывать новые грани избранной вами профессии. И по возможности придерживаться принципа одного мудрого человека, который рекомендует работать в удовольствие, забыв о том, сколько тебе за это заплатят, и тогда и признание, и достойная зарплата сами человека найдут.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button