Общество

Бейбут Мамраев: «Есть особенное у каждого, есть единое у всех»

Этот год для казахстанцев стал значимым: в Конституцию Республики Казахстан были внесены поправки, в том числе и касаемо работы Парламента: он получил больше полномочий. И в канун Дня Конституции «Прикаспийская коммуна» попросила поделиться своим мнением депутата Мажилиса Парламента РК Бейбута МАМРАЕВА о том, насколько важна роль политических процессов в укреплении государственности и дальнейшем развитии казахстанского общества.

Всему свое время

– Бейбут Баймагамбетович, как работалось мажилисменам в свете обновленной Конституции?

– Конституционные реформы в жизни государства – это всегда новый этап его эволюционного развития. Как правило, сама логика государственного строительства диктует необходимость конституционных изменений. Конституционная реформа 2017 года стала закономерным этапом в русле Стратегии «Казахстан-2050».

Помню, осенью прошлого года на встрече с избирателями в одном из районов нашей, Атырауской, области люди прямо спрашивали нас, депутатов: возможны ли изменения в Конституцию страны? Тогда почти разгорелась дискуссия: одни говорили, что да, необходимо внести изменения, что нужно от декларативности переходить к реальным вещам; другие, как говорится, требовали «не трогать руками Основной Закон страны».

При этом подавляющее большинство согласилось с тем, что президентская форма правления исторически оправдывает себя. Развитие экономики, рост благосостояния казахстанцев, внешнеполитические инициативы и успехи – все это наглядное свидетельство казахстанской модели развития и Назарбаевской модели управления.

Всем известно, что Глава государства на каждом совещании с членами Правительства и акимами, на каждой встрече с представителями различных государственных органов, говоря о необходимости углубления демократизации, верховенства закона, усиления роли права, акцентирует внимание и требует от исполнительной и других ветвей власти исключительного служения интересам народа.

В рамках внесения изменений и дополнений в Конституцию важно отметить деятельность фракции партии «Нұр Отан». От постоянных комитетов Палат Парламента, фракций политических партий поступило свыше 20 поправок. Все они были самым тщательным образом рассмотрены Совместной комиссией и в результате Комиссия приняла решение внести на совместное заседание Палат Парламента во втором чтении 10 поправок.

В целом, конституционные изменения не только внесли уточнения в полномочия ветвей власти, а, самое главное, усилили их ответственность. К примеру, теперь полномочия по утверждению государственных программ и по утверждению единой системы финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет республиканского бюджета, переданы Правительству. Поправка, несомненно, способствует усилению ответственности Правительства.

Усилилась роль и ответственность Парламента РК, который, являясь высшим представительным органом Республики, осуществляет законодательную власть. Прежняя редакция статьи, вы помните, не отличалась такой четкой формулировкой.

Конституционный Закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» дополнен нормой о проведении консультаций с Мажилисом Парламента по кандидатурам на должность членов Правительства. Это также важно.

В свою очередь, повышена ответственность Правительства перед законодательной властью. Об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях Премьер-министр докладывает как Президенту, так и Парламенту.

 Теперь более прозрачно

Конституционные изменения делают политическую систему Казахстана динамичной и более открытой к обновлению и развитию. Это мы можем сказать ответственно. На сегодня Мажилис Парламента VI созыва свою деятельность осуществляет совершенно прозрачно. Заседания проходят в онлайн-режиме. На участие в заседаниях рабочих групп по обсуждению законопроектов мы приглашаем представителей самой широкой общественности, политических партий, в том числе не представленных в Парламенте страны, средств массовой информации, религиозных объединений, также иностранных экспертов. Подобная практика работы дает эффект, позволяет привлечь представителей различных стран, увидеть недостатки будущих законов.

Законы должны приниматься для жизни, повышения ее качества. Бесспорно, жизнь, реальность всегда многообразнее и многогранее любого, даже самого совершенного закона.

– Между тем, эксперты иронизируют: народу от поправок «ни холодно ни жарко», хотя именно простые казахстанцы горячо обсуждали предлагаемые поправки в Основной Закон страны в начале этого года…

– Суть предложенной Главой государства конституционной реформы – перераспределение полномочий между ветвями государственной власти и повышение их ответственности.

В компетенции Президента – защита Конституции, основные вопросы обороноспособности, внешней политики, государственного управления, а полномочия в сфере экономики переданы Правительству.

Поправки играют большую роль в социально-экономическом, общественно-политическом развитии страны, в развитии гражданского общества и гражданско-правовой культуры казахстанцев.

Во время февральских встреч с избирателями мы видели, что люди ждут вслед за экономическими преобразованиями и политические реформы. И, поверьте, никто не предлагал радикальных, революционных изменений. Наоборот, высказывали опасения: «Зачем Президент будет делегировать некоторые свои полномочия Правительству, а вдруг оно не сможет с этим справиться?».

Так что сомнения могли быть именно такого порядка, но равнодушия к предложенной Президентом политической модернизации не было. К тому же понятно, что это есть процесс фундаментальных перемен. То, что происходит в мире сегодня, всегда будет требовать соответствующего реагирования. Иначе нельзя, если мы, казахстанцы, хотим жить еще лучше и быть в числе развитых государств мира.

 Надо правильно читать законы

– Как Вы вообще считаете, многие ли казахстанцы знают свои права, если нет – чем это можно объяснить?

– Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. Априори, каждый гражданин обязан знать свои и права и обязанности. На этом базовом посыле должно строиться всё: плодотворная жизнь и деятельность человека, ответственность за себя и страну и т.д. Но мы часто сталкиваемся с вопиющими фактами нарушения элементарных прав людей. При этом нарушения не законов, как таковых, а в части применения их на практике. Все знают, что тот или иной уполномоченный орган, утверждая нормативные правовые документы, не всегда правильно интерпретирует сами законы. Отсюда у граждан возникает недовольство действующим законом. Сколько случаев, когда уполномоченный орган, ответственный за проведение государственной политики, просто-напросто не занимается в должной мере информационной работой по продвижению законодательных новшеств.

Кроме того, недавно Президент на заседании комиссии по модернизации отметил, что «адвокаты и работники правоохранительных органов имеют недостаточную квалификацию». Согласитесь, прежде всего, это связано с качеством юридического образования в стране. Так ли уж необходимо готовить будущих юристов в каждом региональном вузе?! Особенно там, где не хватает квалифицированных юристов-педагогов…

– Вы бывали во многих странах мира и можете сравнивать. По-вашему, если говорить о государственном устройстве в Казахстане, можно ли сказать, что у нашей страны свой особый путь развития, своя дорога, отличающаяся от той, по которой идут другие государства мира?

– В принципе, у каждого государства свой путь. Но в современном мире интеграционные процессы выступают как необходимость, как условие развития. И это относится не только к экономике, но и к политике, культуре, в том числе духовной. Пожалуй, именно духовная культура, мировосприятие, отражение мира, традиции отличают народы. Но вместе с тем эти вещи сближают людей, вызывают интерес друг к другу. Поэтому, как ни крути, есть особенное у каждого, есть единое у всех.

Во многих странах мира вместе живут представители разных рас, языков, религий, но далеко не всем государствам удалось практически безболезненно, без конфликтов и гражданских войн, найти свое место в новом мироустройстве, стать влиятельным игроком на политическом поле. Казахстан вышел с честью из ситуации переформатирования конца ХХ века.

Наша Конституция – это основополагающее. Это своего рода Манифест жизни. На Конституции строится вся наша жизнь. Развитие экономики, политики, социальной сферы дает возможность развиваться и Конституции. Это неразрывно. Но Основной Закон страны не может предусмотреть всё: экономические интересы, войны и катаклизмы, инфляции и тому подобное. Конституция – гарант жизни: созидательной и качественной, она призвана обеспечить мир и понимание между народами и государствами. Главное, на наш взгляд, Конституция обеспечивает равенство перед Законом. И об этом должен помнить каждый из нас.

Мамраев Бейбут Баймагамбетович. Секретарь Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Доктор наук, профессор, академик.

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button