АЗБУКА ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ

Азбука жизни Учителя Общество

Совсем скоро, буквально через несколько дней, вместе с первоклассниками впервые порог школы перешагнут уже в новом статусе сотни молодых педагогов, для которых начнется новый этап жизни — весьма сложный, но в то же время интересный и очень занимательный процесс обучения детей.

Ваш выбор прекрасен, господа! С ребятами вы и сами будете каждый день учиться, открывать для себя что-то новое. А вместе со своими замечательными коллегами, вместе с мамами и папами будете развивать молодое общество.

Конечно, непросто работать в школе. Но там, где увлекательно, там, где живо и все захватывает, просто быть просто не может. Возможно, рядом с начинающими педагогами вдруг не окажется опытных коллег или связь с ними еще предстоит наладить. В таких случаях очень бы пригодились советы ветерана образования, уважаемого аксакала Шамиля Какишева.

Завтра, 28 августа, Шамилю Какишеву исполняется 85 лет. Из них почти 60 лет он проработал в сфере образования. И лишь в 80 лет Шамиль Какишевич по-настоящему ушел на заслуженный отдых, хотя давно уже был на пенсии. Но у души и сердца пенсии не бывает. Когда разговариваешь с нашим героем, складывается впечатление, что он помнит каждый свой урок.

— Раньше в школу принимали с восьми лет. В этом возрасте маленький человек полностью готов к учебному процессу. Не понимаю, как родители отдают своего ребенка в школу с 5 лет. Он же совсем малыш.

Я всегда хорошо учился, занимался в кружках художественного чтения. В июне 1941 года меня, как одного их лучших учеников Баксайской средней школы Махамбетского района, направили на отдых во Всесоюзный пионерский лагерь для отличников учебы «Артек». Попасть туда считалось огромной честью. Поэтому подготовка к нему превращалась в целый процесс, настолько все было важно и ответственно. В «Артек» меня готовили первый секретарь Махамбетского райкома комсомола Агибаш Бисалиева и инспектор комитета Казиш Актаев.

21 июня мы приехали в город Гурьев, уже было отправились на вокзал. Но приехал один человек и сказал, что поездка отменяется. Началась война. Из Москвы срочно прибыла телефонограмма о том, что детей отправлять в «Артек» небезопасно.

И с тех пор наша жизнь изменилась. В семье нас было девять детей. Отец Какиш Жумашев работал на заготовке овощей, мать Сабира была домохозяйкой. Учились мы с октября-ноября по 1 мая. Остальные полгода были заняты на поле — сеяли просо, косили сено, собирали урожай. Помню, как до ноября, до первых заморозков, в школу ходили босыми. Чернил не было, и нам приходилось жарить просо, потом молоть его. Если добавить в эту смесь воды, то получалась желеобразная кашица темного цвета, почти как чернила. Этой смесью и писали. На весь класс была одна книга. Мы ее берегли. Бегали друг к другу домой, читали по очереди.

В 1944 году я участвовал в областной школьной олимпиаде по художественному чтению, занял там 1-е место, за что был отмечен Благодарственным письмом и премией в 50 рублей. Эти деньги очень выручили всю нашу большую семью. Тогда, в 14 лет, еще совсем мальчишкой, я понял одну простую вещь: чтобы выжить, чтобы пробиться в люди, чтобы приносить пользу обществу, своей стране, надо много работать, прежде всего, над собой. Надо совершенствоваться, расти. Эта простая жизненная аксиома всегда выручала меня в жизни.

Педагогическое поприще Шамиль выбрал сразу. И не потому, что не знал о существовании других специальностей. В их сельской библиотеке книг было очень много, читали все подряд. И мальчик рос эрудированным, любознательным. Но ему всегда нравилось общаться с людьми. Так что в 17 лет, когда оканчивал школу, Шамиль точно знал, что будет педагогом.

Война закончилась, три его старших брата из четырех, призванных на фронт, остались навсегда на полях сражений.

В 1949 году Шамиль Какишев окончил Гурьевское педучилище и, получив диплом учителя начальных классов, был направлен в родное село Баксай Баксайского (Махамбетского) района. В 1953 году окончил Гурьевский пединститут. Работал в разных сферах — учителем начальных классов, воспитателем в детском доме, учителем в старших классах, завучем, директором школы. В перерывах между этим отслужил в рядах Советской Армии. Был парторгом совхоза «Первомайский», с 1986 по 1995 год работал заведующим Махамбетским районным отделом образования. А уже, будучи на заслуженном отдыхе, работал методистом городского отдела образования.

Вместе с супругой, своей одноклассницей Сахан Кутумовой, они создали большую крепкую семью, воспитали четверых сыновей и трех дочерей. Сегодня у аксакала 16 внуков и 10 правнуков.

Мы задали главный вопрос Шамилю Какишевичу Какишеву — каким должен быть педагог? Вот как он рассуждает на эту тему.

— Прежде всего, надо любить человека, а ребенка тем более. Один человек должен относиться к другому с уважением, с любовью. Не важно, знаешь ли ты его или нет. И это касается не только педагогов, но и каждого из нас. Учитель должен уметь разговаривать с учеником на равных. Этот маленький человек может быть ниже тебя ростом и намного моложе. Но он должен почувствовать, что вы оба равные между собой. У ученика должно зародиться доверие к своему учителю. Еще одна заповедь педагога — изучить семейное положение ученика и его воспитание в семье. Надо почаще общаться с родителями, приглашать их в школу, а не только на родительские собрания. Нельзя создавать уравниловку. Надо с каждым ребенком работать индивидуально: находить подход и ключик. Также немаловажно знать способности ребенка, которые можно распознать при разговоре по душам. Необходимо постараться создать такую атмосферу, чтобы ребенок доверился вам. Это поможет выявить его способности и сделать правильный выбор профессии. Учитель должен знать межпредметные связи, а также философию, логику и психологию. Эти направления очень помогают в педагогической работе, если умело применять их на практике. Географ должен хорошо разбираться в истории, культуре. Это помогает ему полноценно раскрыть тему. Например, ботаник может рассказать об особенностях сельхозпроизводства. То есть надо работать над собой, совершенствоваться. Это поможет заинтересовать ребенка. Мало просто знать свой предмет, важно обладать широким кругозором. У педагога должна быть хорошо развита фантазия. Необходимо объективно оценивать знания школьника, ставить отметки, которые он заслуживает по праву, особенно в старших классах. Не ставьте ему четверку только потому, что он уже много лет у вас в учениках, вы знаете его родителей, а бабушка живет по соседству. Мол, неудобно. Неудобно, наоборот, испортить его. Ведь привыкнув жить за счет хороших оценок, он потом начнет думать, что его просто недооценивают. Так было со многими учениками, которым учителя все 11 лет учебы ставили «тройки» или «четверки», а на ЕНТ они получили неудовлетворительную оценку. Или наши претенденты на «Алтын белгі», по результатам тестирования не подтвердившие свои отличные знания.

— В обязательном порядке в старших классах нужно вести профориентационную работу, даже если это не в нашей компетенции, — уверен ветеран. — Педагог общается с учениками очень много, несколько раз в неделю, знает его возможности, навыки, интересы. Поэтому важно суметь направить его в нужное русло. Иначе подросток потом потеряет свои лучшие годы. Можно, конечно, посчитать, что это дело родителей. Но в этом плане задача педагога — дать дельный совет, рекомендовать. Ведь не у всех родителей такой высокий интеллект и чувствительность, какие должны быть у педагога.

Сейчас Шамиль Какишев наслаждается своим заслуженным отдыхом. Для своих внуков и правнуков он, конечно, не строгий учитель, а любимый дедушка, которому свойственно баловать внучат. Но все-таки нет-нет, да и вмешается в процесс воспитания, — ну что поделать, привычка… профессиональная. И как же детям и внукам Шамиля ага повезло: у них есть друг — учитель — наставник.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна