АВТОЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
Мнения казахстанских экспертов, касающиеся прогнозов на рост или
понижение цен на автомобильном рынке Казахстана после ожидаемого введения в Российской Федерации утилизационного сбора (УС), разделились.
Одни предрекают во второй половине текущего года ценовой скачок, как в отношении ввозимых в страну иномарок, так и импортируемых машин отечественной сборки. Другие говорят — будет наоборот, снижение прайсов.
Как бы то ни было, это должно коснуться автолюбителей во всех регионах нашей республики, в том числе и в Атырауском.
С чем «едят» УС
Утилизационный сбор — это пошлина, которая вводится для компенсации экологического вреда и затрат на уничтожение старых автомобилей. Предполагается, что в России сбор, после согласования с участниками ТС, будет введен уже к концу лета. Российские мэтры в области экономики полагают, что это приведет к повышению стоимости импортных автомобилей в среднем на одну тысячу долларов. А в странах Таможенного союза подержанных и откровенно старых авто более чем достаточно. Отмечается также, что взаимное введение утилизационного сбора сократит взаимообратный ввоз «автохлама» в рамках ТС.
Стоит сразу оговориться, что Казахстан и Белоруссия поддержали планы соседа по введению УС, но пока не закрепили это какими-либо законодательными документами. Президент Независимого автомобильного союза Казахстана (НАСК РК) Эдуард Эдоков считает — прогноз на повышение связан с тем, что утилизационный сбор будет включен в стоимость автомобилей. Об этом он заявил в одном из интервью республиканским информационным агентствам. Как сообщил Эдуард Эдоков, это является гарантией того, что транспортное средство будет утилизировано согласно всем экологическим требованиям.
— Все говорит о том, что у нас по этой линии снижения цен не предвидится точно, а вот повышение вполне возможно. Во-первых, потому что в России цены поднимутся — не стоит забывать, что у нас единый рынок. Во-вторых — снижение предложения на рынке при стабильном спросе вызывает повышение цены, — прокомментировал глава НАСК Эдуард Эдоков. — Это законы рынка. Конечно, повышение может быть не резким, но оно будет по всему рыночному полю, затрагивая не только автомобили из России.
Он также добавил, что после введения в РФ утилизационного сбора можно ожидать, что россияне будут активней покупать автомобили в Казахстане. А вот увеличения поставок подержанных автомобилей из России в Казахстан при этом, как подчеркнул Эдуард Эдоков, не будет.
— Думаю, ввозить в Россию подержанные машины и нам станет абсолютно невыгодным и фактически этот рынок закроется. Никакого «автохлама» из России к нам также не хлынет, — высказался эксперт.
Получается, в любом случае, придется делать ставку на развитие отечественного автопрома и пользоваться внутренним товаром.
Как сообщают казахстанские электронные СМИ, ранее член президиума Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев продемонстрировал свою точку зрения. Он заявил, что «в Казахстане тоже необходимо ввести сбор за утилизацию автомобилей, в противном случае страна станет «свалкой» для старых и небезопасных машин». То есть, это значит, что если один из участников Таможенного союза вводит УС, чтобы экологически обезопасить себя от импорта подержанного транспорта, то и другие стороны также должны последовать этому примеру. К слову, это тем более необходимо перед вступлением в ВТО.
Еще не все решено
Вместе с тем, Казахстан, Россия и Беларусь пока отложили принятие общего окончательного решения по вопросу о введении утилизационного сбора на автомобили в рамках ТС. Как пишут российские и белорусские средства массовой информации, было принято компромиссное решение, которое в целом устраивает все стороны. К примеру, Казахстан и Беларусь сохраняют те меры тарифной защиты, которые действуют в настоящее время. Российская сторона отмечает, что решение о сохранении Беларусью и Казахстаном действующей тарифной защиты на импортные автомобили — очень непростое решение. Оно обеспечивает стимулирование автопромов участников Таможенного союза, а также поддержку и цивилизованную работу с третьими странами. Хотя, в дальнейшем, таможенная тройка намерена вернуться к этому вопросу и принять конкретное решение, чтобы еще более обезопасить партнерские рынки и не создать проблем друг другу. Здесь, прежде всего, следует понимать, что во главу угла ставятся интересы каждого государства. По принципу взаимной выгоды. В настоящее время детали прорабатываются.
Другие взгляды
— Если инфляция будет расти высокими темпами, то, естественно, цены на автомобили тоже подскочат, — считает житель города Атырау, экономист по образованию, Андрей Литов. — И еще не стоит упускать из виду прогнозируемую в текущем году вторую волну глобального финансового кризиса с сильным обвалом единой европейской валюты. Может быть, это тоже наложит свой отпечаток на ценовой показатель в автопромах сторон ТС, где идет сборка иномарок.
— Мне кажется, все зависит от курса валют и спроса на авто, — полагает Аскар Куандыков, атырауский автолюбитель с 20-летним стажем. — Могут подорожать импортные автомобили, а отечественной сборки и сейчас имеют завышенную цену, поэтому, думаю, дорожать им уже некуда.
Справка «ПК»
В Казахстане за шесть месяцев 2012 года было выпущено 7 435 легковых автомобилей, или в 2,47 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам января-июня на долю устькаменогорского АО «АЗИЯ АВТО» пришлось 6 547 выпущенных автомобилей. В Костанае на площадке АО «Агромашхолдинг» с начала года произведено 888 автомобией. Самым продаваемыми марками казахстанской сборки, включая Атыраускую область, стали Lada 4X4, костанайский ZAZ Chance и Kia Cerato.
Подготовил Евгений САМАРИН
В РК на настоящий момент скопилось 20 миллиардов тон твёрдых бытовых отходов, которые некому переработать и неизвестно когда они будут переработаны. Ведение утилизационного сбора в РК в связи с этим — это просто очередной РАЗВОД НА ДЕНЬГИ для автолюбителей.
короче, верхушка решит опять, а нам — принимать и разделать как всегда.. достали уже, блин!