Общество

«Ashyq»: «красным» вход заказан

Попав в «красную зону», торговые центры Атырау вновь работают в ограниченном режиме. Из-за этого бизнес несет убытки, да и население терпит определенные неудобства. Между тем в качестве альтернативы полного закрытия бизнеса и для частичного снятия ограничений в работу запущен пилотный проект «Ashyq». Что это за проект, как он работает, об этом мы говорим с руководителем региональной НПП «Атамекен» Абдоллой Идресовым.

— С марта прошлого года из-за пандемии атырауский бизнес, как и везде, вынужден работать со значительными ограничениями, а некоторые объекты до сих пор не могут возобновить свою работу. Это и понятно, скопление людей в замкнутом пространстве таит в себе повышенные риски распространения вируса. Расскажите о новом проекте «Ashyq», что он даст и как будет работать?

— В первую очередь — безопасность. На сегодня каждый человек, заболевший COVID-19 в симптомной или бессимптомной форме, берет на себя обязательства по соблюдению режима домашнего карантина и заверяет их личной подписью в расписке. Однако мы нередко сталкиваемся с фактами нарушения режима самоизоляции. Заболевшие или близко контактные люди посещают общественные места, создавая угрозу распространения вируса. А приложение «Ashyq» позволит выявить таких посетителей и не допустить заражения других гостей или персонала. Мобильное приложение разработано отечественной IT-компанией, за счет использования QR-кода оно позволяет быстро определить статус посетителя. Это дополнительный контроль к уже предпринимаемым санитарным мерам.

— Сколько и какие объекты бизнеса Атырау сегодня имеют свои QR-коды?

— К нам поступило более 70 заявок, но цифры меняются каждый час, так как желающих много. На сегодня 37 объектов предпринимательства уже имеют в своих заведениях QR-коды. Их получили фитнес-центры, СПА-салоны, кинотеатры, бильярдные, театр, филармония, компьютерные клубы и объекты общепита. Также предприниматели могут самостоятельно подать заявки для получения QR-кода на сайте infokazakhstan.kz. либо обратиться к нам в Палату, справку можно получить по телефонам: 8(7122)763-657, 87025001308 — Еркинбек, 87075093088 — Еркебулан. А владельцам заведений общественного питания и кинотеатров необходимо предварительно направить заявку в областной Союз предпринимателей и работодателей, а затем уже получить код на сайте infokazakhstan.kz. Приложение устанавливается бесплатно.

— Что из себя представляет данный QR-код, и каков механизм его работы?

— QR-код представляет собой электронный идентификатор объекта предпринимательства, его название, расположение и т.д. На один объект выдается минимум два QR-кода — для входа и выхода. Если у заведения несколько входов, то для каждого из них формируется отдельный QR-код. Как он работает? Посетителю необходимо скачать мобильное приложение «Ashyq» на свой телефон, авторизоваться по номеру телефона, ввести ИИН. Затем он должен просканировать QR-код заведения для регистрации своего посещения. То же самое он должен сделать при выходе из заведения. В случае отсутствия смартфона либо возникновения сложностей при скачивании данного мобильного приложения ответственный сотрудник заведения, войдя в приложение, сможет зафиксировать вход посетителя через введение ИИН.

— Так, просканировали свой код, а как будет определяться его статус?

— Сразу после сканирования QR-кода в мобильном приложении загорается статус посетителя в цветовом формате, который определит, является ли лицо контактным или инфицированным. Если зажигается зеленая лампочка, то становится понятно, что в базе данных посетитель числится, как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом на Covid-19. Синяя лампочка говорит об отсутствии результатов ПЦР-тестирования, но посетитель не является контактным. Желтый статус определяет, что клиент обозначен в базе данных как контактный, а красная лампочка загорается, если гость зарегистрирован в базе с положительным результатом на Covid-19. Статус присваивается на основании сверки с информационными системами Единый интеграционный портал ПЦР-исследований и Центр Контроля Covid-19 Министерства здравоохранения РК.

— А что делать сотруднику, если у клиента высветился «красный» или «желтый» статус?

— Необходимо соблюдать стандартные меры предосторожности, так как любой человек может являться носителем вируса. Если у клиента высветился «красный» или «желтый» статус, он не допускается в заведение или отправляется в «зону ожидания». Информация о посетителе с этим статусом направляется в управление санитарно-эпидемиологического контроля.

— Но есть же практика измерения температуры на входе бесконтактным прибором?

— Термометрия помогает выявить один из ярких симптомов Covid-19 -повышение температуры тела. Использование данного приложения является дополнительной гарантией безопасности для посетителей и персонала.

— Где в мире уже внедрялась подобная практика и где можно ознакомиться с информацией по проекту?

-На сегодняшний день практика применения QR-кодов себя хорошо зарекомендовала в странах Юго-Восточной Азии: Гонконге, Сингапуре, Малайзии. Есть аналоги в других странах. Сейчас запущена служба технической поддержки в Телеграмм @support_ashyq_bot. Рассматривается подключение и других каналов в случае тиражирования приложения.

— Кому присваивается QR-код – субъекту бизнеса или посетителю и как быть резидентам?

— QR-код присваивается только объекту бизнеса, который является участником пилотного проекта. Посетителю необходимо только скачать приложение Ashyq для определения своего статуса из базы данных эпидемиологов. Приложение предназначено только для совершеннолетних граждан. Пока в пилотном режиме регистрация иностранных лиц не предусмотрена. В будущем — по номеру паспорта.

— Использование приложения обязательно для всех?

-Ни предпринимателей, ни граждан не будут принуждать пользоваться приложением в обязательном порядке. С 17 января т.г. в тестовом режиме мобильное приложение «Ashyq» использует ряд фитнес-клубов, СПА-центров, саун и других объектов, где есть ресепшн. Нахождение в пилоте является добровольным.

— Могут ли другие субъекты бизнеса, помимо фитнес-центров и SPA-салонов, использовать это приложение?

— Разумеется, так как это в первую очередь обеспечит безопасность посетителей и персонала. По своему желанию. Алгоритмы участия разных видов бизнеса в проекте будут согласовываться с бизнес-сообществом и санврачами. При этом не планируется принудительное использование приложения в ТРЦ, рынках, магазинах у дома и общественном транспорте, как это пишут отдельные комментаторы в соцсетях.

— Расскажите, кто является разработчиком мобильного приложения и почему оно работает в пилотном режиме?

— Мобильное приложение «Ashyq» разработано отечественной IT-компанией по заказу Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и Министерства здравоохранения РК. Пилотный проект «Аshyq» позволит устранить технические недоработки, усовершенствовать интерфейс, ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, даст время для обу­чения части бизнеса и населения.

Алмаа Турган

Специальный корреспондент / Тел: +7 701 414 4641

Статьи по теме

Back to top button