ГОТОВИМСЯ К ВСТРЕЧЕ НАУРЫЗА

Наурыз — один из древних праздников на земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны, обновления, любви к природе. И что самое прекрасное, день весеннего равноденствия почитается многими восточными народами до сих пор.

О казахской культуре, исторических сведениях и национальных традициях празднования Наурыза рассказывает заместитель директора областного историко-краеведческого музея Кумис АЙМУХАНОВА. По ее словам, из поколения в поколение передавались традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары — «Нардуган», а древним грекам он был известен как «Патрих». А в далеком прошлом казахи называли праздник Великим днем улуса, наступление Нового года совпадало для кочевника с периодом окончания окота скота и днем Великого равноденствия. Чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда изобилие праздничных обычаев и богатого праздничного стола.

— По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта — днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март Наурыз, — рассказывает Кумис Аймуханова. — Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, набухают почки на деревьях, буйно прорастает зелень. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной. По восточному преданию, в Наурыз мейрамы из-под земли возвращается полуденный дух, несущий исцеление слепым и немощным, мир — воюющим. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.

Следует отметить, что если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек — просто Наурыз или Наурызгуль. С приближением праздника аулы преображались. На юртах появлялись своеобразные флаги — символы племен. Мужчины расчищали родники, места стоянок, старики сажали деревья, женщины вышивали. В дни празднования люди надевали новую одежду. Ведь этот день считался по-настоящему великим и святым. Готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году.

— Дастархан накрывали в каждом доме, — продолжает Кумис Аймуханова. — Во время праздничной трапезы мулла читал молитвы в честь предков. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», что означает дни недели. Перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков или семи компонентов. В этот состав обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, творог и все принято есть досыта, чтобы год был сытым. К празднику настаивали специальный семидневный кумыс, который обладал целебным свойством.

В этот день устраивались традиционные игры, скачки, развлечения и айтысы, которые проходили между юношами и девушками. В игре «Белый буран» имитировалась борьба зимы и лета. Эта же тема звучала и в песенных состязаниях молодежи. Многочисленными были спортивные состязания: традиционные скачки, игры на лошадях, казакша курес и так далее. Для совсем юных — состязания в беге босиком. Считалось, что таким бегунам земля дарит свое тепло и силу. Огромные качели «алтыбакан» привлекали молодых и влюбленных. В этот день повсюду слышались добрые слова, поздравления. Очень важным и самым главным был обряд примирения. Те воины, которые раньше враждовали друг с другом, обменивались оружием и ели из одного казана. А на следующий день опять начинали воевать, но теперь уже с оружием врага. Праздник длился целый день и продолжался ночью. А с рассветом все шли к ближайшей возвышенности встречать восход солнца, пели и плясали, тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. По завершении праздника старший по возрасту из присутствующих давал свое благословение всем, чтобы из года в год благополучие не покидало их.

 Динара КАНБЕТОВА