Образование

В школах Атырау открылись инклюзивные классы

В городских школах №№3 и 24 открылись инклюзивные классы для особенных детей с диагнозом задержки психического развития и аутизма с сопровождением тьюторов. Инициаторы проекта – общественное объединение «Инклюзия Болашақ Атырау» и областное управление образования.

Подобные кабинеты помогают детям адаптироваться к социальной среде, обеспечивают равный доступ к образованию для всех школьников с учетом особых образовательных запросов и индивидуальных возможностей. Председатель ОО «Инклюзия Болашақ Атырау» Арайлым Нугманова и заместитель Самал Джумашева – мамы детей с особыми потребностями. Именно по их инициативе и при финансовой поддержке корпоративного фонда «Болашак» с прошлого года такой же инклюзивный класс работает в СШ №6. Там на сегодня обучаются десять детей.

– Когда дети с расстройством аутического спектра достигают школьного возраста, им сложно находиться в обществе, у них не развита речь, они как будто находятся в своем мире. Поэтому чем раньше корректировать таких детей, тем лучше. Когда в прошлом году в СШ №6 мы открыли инклюзивный класс для детей-аутистов и детей с ЗПР, то увидели результаты – дети научились сидеть, слушать продолжительное время и др. Впоследствии, создав ОО «Инклюзия Болашақ Атырау», мы способствовали открытию новых кабинетов инклюзии, – рассказала Самал Джумашева.

Два инклюзивных кабинета в обеих школах полностью оснастила передовым материалом и необходимым оборудованием компания NCOC. В классах несколько зон: место для общих уроков, индивидуальных занятий, сенсорной разгрузки. Если ребенок хорошо справился с заданием, тьютор мотивирует его, развлекая, ребенок может покачаться в гамаке, покататься на качелях, полазить на шведской стенке или попрыгать на батуте. По словам представителей компании, подобные кабинеты уже показали свою эффективность в образовании для особенных детей, поэтому NCOC приняла решение спонсировать проект.  

Как отметила Арайлым Нугманова, в каждом открывшемся инклюзивном классе могут обучаться от 8 до 12 детей. На сегодня в инклюзивных кабинетах школ №№3, 24 обучаются по пять детей, с каждым ребенком постоянно находятся тьюторы. Они занимаются с детьми по методике АВА, сопровождают их в нормотипичные классы. Если ребенок начинает беспокойно себя вести, тьютор отводит ребенка обратно в инклюзивный класс, где малыш может отдохнуть, а потом заняться с ним индивидуальными занятиями. Тьюторы имеют образование педагога-психолога, дефектолога, логопеда. Двое из них – выпускники АГУ по специальности «дефектолог». Кстати, чтобы обучать будущих преподавателей работе с особенными детьми, третий год студенты вуза изучают предмет «инклюзивное образование».

– Большая проблема сегодня – найти квалифицированных тьюторов. В этом смысле большую поддержку нам оказывает корпоративный фонд «Болашак», пригласивший куратора из столицы. Он будет индивидуально тестировать каждого ребенка, составлять обучающие программы и обучать наших тьюторов, показывая на практике, как заниматься с особенными детьми, – рассказала Арайлым Нугманова. – После двухмесячной стажировки наши специалисты пройдут обучение по дисциплине «Прикладной анализ поведения» – самой эффективной методике при обучении детей с аутизмом и ЗПР. Пока дети будут заниматься по школьной программе для нормотипичных детей, на сегодня в Нур-Султане разрабатывается индивидуальная программа для занятий и оценивания особенных детей. Мы выиграли грант ТШО в конкурсе для социальных предпринимателей «Жарқыра» и грант Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust и планируем в октябре открыть платный центр для развития особенных детей «Зейін Атырау» с доступными ценами.

–Дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и другими заболеваниями обучаются сегодня во всех классах школ в рамках инклюзивного обучения. На сегодня по городу в четырех детских садах работают инклюзивные группы с логопедами, дефектологами, – сказала методист областного методического центра Гульнар Джулмуханова. – Надо сказать, что существует нехватка дефектологов, логопедов. При обучении на дому ребенка должны учить специалисты-дефектологи, логопеды и другие, ребенок должен получить все необходимые знания, учитывая особенности его развития. Поэтому важно держать связь с учебными заведениями по запросу нужных специалистов.         

По словам главного специалиста областного управления образования Дины Стамгали, в области 6 007 детей с особенностями развития. Несмотря на то, что самое большое количество детей живут в Атырау, на сегодня в городе работает только одна областная и городская психолого-медико-педагогическая консультация. В связи с этим вопрос об открытии коррекционных кабинетов рассматривается на уровне городского акимата, изыскиваются возможности поиска зданий, предполагается, что оборудование будет предоставлено частными благотворительными фондами. В СШ №40 в мкр. Нурсая в этом году планируется открыть кабинет педагогико-психологической поддержки для развития особенных детей. Здесь будут работать дефектолог, логопед, психолог и другие специалисты. Также в планах областного управления образования открытие в этом году логопедических кабинетов при школах,где будут работают логопед и дефектолог.

Жанат ШАЯХМЕТОВА, фото автора

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button