УЧИТЬСЯ ОТТАЧИВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
На протяжении нескольких лет казахстанская система образования переживает большие изменения. Истина так очевидна: необходимо перестраиваться на новые условия, чтобы быть конкурентоспособными в чем-либо. Хорошее образование — это всегда надежное будущее. Чтобы дать достойные знания детям, педагоги сами должны совершенствоваться в профессиональном плане. Чем и занимаются в центре повышения квалификации педагогических работников «Ґрлеу» (ЦПК). В нашем интервью директор областного ЦПК, кандидат педагогических наук Маржан ГАЛЫМЖАНОВА рассказывает о новых задачах и возможностях в педагогической работе.
— С первого дня независимости развитие образования, совершенствование человеческого капитала являются неизменным приоритетом государственной политики Президента Республики Казахстан.
Несколько лет назад были реорганизованы областные институты повышения квалификации учителей, а на их базе создан национальный центр повышения квалификации педагогов — АО «Ґрлеу». Его миссией является системное повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающее высокое качество образования на основе корпоративного управления, трансляции мирового и казахстанского опыта. Качественное образование невозможно получить без подготовленных, квалифицированных педагогов. Именно поэтому передовые образовательные системы сосредотачивают внимание на повышении качества работы педагога, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на уровень образования обучающихся.
— Какие курсы организует ваш филиал республиканского центра «Ґрлеу» для педагогов?
— Непрерывность повышения квалификации обеспечивается органической взаимосвязью двух процессов: специально организованного краткосрочного обучения, которое проводится периодически под руководством преподавателей, и самообразования, осуществляемого как во время курсового обучения, так и в межкурсовой период. Нашим центром внедряются современные методики и технологии обучения: микропреподавание, моделирование, ролевые игры, групповой проект, эссе, кейс-стади, портфолио. Проводятся курсы по системе электронного обучения E-learning, то есть курсы повышения квалификации администраторов и пользователей электронного обучения, трехмесячные курсы по Кембриджской программе третьего уровня. Обучение будет включать три этапа по четыре недели каждый: аудиторное обучение «лицом к лицу», дистанционное онлайн-обучение и снова аудиторное обучение. В числе принципиальных новшеств, помимо серьезных сроков переподготовки, есть обучение критическому мышлению, использованию информационно-коммуникационных технологий, постоянное исследование ученика. Сертификат третьего уровня даст возможность учителю получать надбавку к заработной плате в размере 30%. Это станет действенным стимулом для педагогов к повышению своей квалификации.
— В последние годы предъявляются высокие требования к проведению тестирования. Знания выпускника — результат знаний учителя. Работают ли в этом направлении в центре?
— Мы проводим курсы для всех предметников по подготовке школьников к ЕНТ. Современные специалисты должны уметь решать проблемы не только текущего времени, но и те, которые могут возникнуть в будущем. Это особенно важно в условиях перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию и в процессе реализации стратегических целей и задач развития экономики, общества и государства. Учитель должен совершенствовать познания в области собственного предмета, свои методики преподавания, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и иметь мотивацию к дальнейшему росту и развитию своей личности.
— В области с 2013 учебного года планируется открытие Назарбаев Интеллектуальной школы. Со временем методика преподавания в этой школе будет распространена в других школах. Как готовятся учителя работать по-новому?
— Для распространения опыта Назарбаев Университета и Интеллектуальных школ на всю систему образования, на чем особо акцентировал внимание Глава государства, мы предусматриваем внедрение их достижений в массовый процесс обучения. Для этого будет проводиться переработка образовательных стандартов, методик и содержания обучения на всех уровнях — в среднем, техническом и профессиональном и высшем образовании, а также в подготовке научных кадров новой формации. Кроме того, будем определять базовые школы и непосредственно внедрять в их учебный процесс передовые наработки Интеллектуальных школ, обеспечивать прямое распространение опыта педагогов НИШ через систему семинаров, мастер-классов. У нас уже есть две такие школы — это городские средние школы №№16 и 31.
— Чаще всего приходится обращать внимание на то, что многие учителя в селах работают по старинке. Не хотят работать в унисон с преобразованиями, двигаться вперед, применять новые технологии. Какие работы проводятся с ними?
— Для тех, кто желает усовершенствовать свои знания и навыки, мы предоставляем различные курсы. Учителя сельских школ активно повышают свою квалификацию. Я не думаю, что они работают по старинке. Каждый год по плану института для сельских учителей, кроме выездных курсов, проводятся различные мероприятия. Например, тренинги, «круглые столы», выездные и онлайн-семинары, конференции, а также консультации.
По статистике нашего института, из 100 процентов прошедших курсы учителей 45-47 процентов составляют сельские учителя. Они не отстают от современных преобразований. К примеру, весной были проведены первые республиканские педагогические чтения «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения нового качества образования» на областном уровне. Учителя Курмангазинского района по рейтингу заняли первое место. 16-17 мая в Астане проводился республиканский съезд учителей-филологов. 11-12 апреля была проведена областная предсъездовская конференция филологов области. На конференции в основном участвовали учителя сельских школ. 12 июня на базе областного казахско-турецкого лицея прошел региональный семинар, собравший более 300 педагогов области, в том числе из сельских глубинок.
— В последние годы в школах появились психологи. Однако знания и практический опыт многих специалистов достаточно слабый. Как исправить положение? Чем им могут помочь в филиале центра «Ґрлеу»?
— Школьный педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «Психология» или высшее медицинское, педагогическое образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности «Практическая психология».
В институте организуются постоянные плановые краткосрочные курсы для психологов школ, рассчитанные на 72 часа — семинары, тренинги, онлайн-семинары и конференции. Но главное для школьного психолога — это, конечно, практика, общение с учениками.
— В последние годы «Ґрлеу» стал проводить выездные семинары в разных школах города. В чем их преимущество и особенность?
— Содержание курсовых занятий ориентируется на современную практику, на постоянное обновление в ногу со временем. Вот почему активное сотрудничество с образовательными учреждениями в межкурсовой период позволяет быть в курсе последних событий в учебной практике. Именно на школьных семинарах учителя обмениваются опытом, развивают свои умения и навыки. Опыт проведения семинара в различных формах показал, что наиболее продуктивно проходили занятия в виде тренингов. Мы проводим методические семинары с использованием той технологии, которая предлагалась слушателям. В различных педагогических технологиях есть свои преимущества, но имеются и слабые стороны. Для обозначения преимуществ и недостатков разных педагогических технологий мы моделируем занятия так, чтобы слушатели были активными участниками семинарских занятий. Это позволяет вовлечь преподавателей в освоение новых технологий.
Интервью записала
Марина КУАНЫШЕВА