Учеба и труд – понятия единые
Современное развитие общества и новые требования, предъявляемые к уровню профессионализма, способствует внедрению новых подходов в системе технического и профессионального образования. Поэтому в настоящее время в центре внимания находится поиск продуктивных тенденций развития профессионального образования, пересмотр структуры и содержания, разработка многовариантных образовательных технологий, а также внедрение дуальной системы обучения как инновационной стратегии образовательного процесса.
В системе ТиПО на сегодня подготовка кадров осуществляется по трем уровням – квалифицированные рабочие кадры установленного уровня, квалифицированные рабочие кадры повышенного уровня и специалисты среднего уровня.
Учебный процесс в организациях образования, реализующих программы технического и профессионального образования, включает теоретическую подготовку и производственное обучение, выполняемое в учебно-производственных мастерских под руководством мастера производственного обучения, а также непосредственно на производстве и в организациях соответствующего профиля, где можно выпускать и реализовывать продукцию собственного производства.
Модернизация системы технического и профессионального образования и внедрение новой системы управления должно способствовать повышению процента трудоустройства выпускников по всем специальностям.
Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.
Основы казахстанского стандарта в системе технического профессионального образования направлены на получение профессиональных навыков, которые осуществляются внедрением дуальной системы обучения.
Внедрение дуальной системы обучения позволяет уже на втором курсе быть приобщенным к будущей профессии, получить практические навыки и иметь преимущества при трудоустройстве. Получив диплом колледжа в возрасте 17-18 лет, молодой человек может зарабатывать и приносить пользу семье и своей стране. Сегодня молодые люди креативны, коммуникабельны, они владеют современными знаниями, они быстро адаптируются. Диапазон для выбора будущей профессии очень широк, и подсказать выбор будущей профессии – это не только долг родителей, но и всего общества. В этом плане колледжи открывают большие возможности перед молодыми людьми. Широко известно, что Атырауская область – это регион с благоприятным инвестиционным климатом, область развивающаяся, ориентированная на улучшение жизни в сельской местности. И закономерно, что имеется спрос на грамотные, ответственные кадры.
В Атырауской области техническое и профессиональное образование осуществляют 25 колледжей, из них 18 – государственных, 7 – негосударственных. Общее количество студентов – 17 178.
Подготовка кадров осуществляется по 74 специальностям и 145 квалификациям. За счет государственного заказа обучаются 8560 студентов, из них 4888 рабочих профессий, 3672 человека – по техническим специальностям. Дуальная система образования внедрена в 15 профессиональных учебных заведениях по 23 специальностям, было заключено 100 контрактов с 84 предприятиями.
С 2017 года в связи с реализацией проекта «Универсальное бесплатное профессиональное образование» организованы бесплатные тренинги для 250 студентов из государственного бюджета в 12 специальных учебных заведениях. В то же время 2108 студентов обучаются за счет местного бюджета, 1246 студентов проходят подготовку по среднему образованию в рамках государственного заказа.
Бесплатное профессиональное обучение по рабочим профессиям включало выпускников 9 и 11 классов, молодых людей, которые не окончили среднюю школу, и безработную молодежь. Они обучаются бесплатно, обеспечиваются питанием один раз в день, имеют скидки на транспортные расходы и получают стипендии.
Стратегическими задачами организаций ТиПО является изучение потребностей рынка, вопросов дальнейшего трудоустройства выпускников, совместное сотрудничество с предприятиями и многое другое.
В преддверии Августовского педсовета каждое учебное заведение планирует дальнейшую стратегию учебно-воспитательного процесса и повышение ответственности за достижение конечной цели – высокого качества образования.
Атырауский колледж бизнеса и права готовит кадры по экономико-правовым, техническим и гуманитарным специальностям. Обучение в колледже платное, вместе с этим ежегодно решением учредителей колледжа предоставлены скидки для детей-сирот, инвалидов и детей сотрудников.
Учитывая потребности региона в кадрах технического направления, колледжу был предоставлен госзаказ по специальностям «Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых», «Организация перевозок и управление движением на транспорте», «Пожарная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Информационные системы, программное обеспечение и вычислительная техника», «Организация перевозок и управления движением на железнодорожном транспорте».
Сегодня в хорошо оснащенных учебных аудиториях 5 корпусов, лабораториях, в компьютерных классах занимаются студенты колледжа, как по дневной, так и по заочной форме обучения. Колледж готовит адаптированных к условиям рынка труда специалистов для различных отраслей, малого и среднего бизнеса.
Лучших выпускников колледж трудоустраивает у себя. Процент трудоустройства составляет более 50 процентов. Радует тот факт, что выпускники уже на последних курсах задумываются об открытии своего бизнеса.
Примером социального партнерства является работа Атырауского колледжа бизнеса и права с основными предприятиями: КазНИГРИ, АО «Атырау Жарық», «ЦеснаБанк», «ФортеБанк», АО «КазахстанТемирЖолы», «АзияКредитБанк», городской суд, ДВД, земельный комитет, налоговый комитет, строительные компании, а также различные ТОО, ИП и т.д.
Именно здесь всегда четко и организованно решаются вопросы практики и трудоустройства студентов. Индивидуальные задания, методическая помощь, отчетность, предоставление соответствующих рабочих мест, соблюдение требований техники безопасности и охраны труда, знакомство с новыми технологиями, освоение высокопроизводительных методов труда, овладение опытом труда передовых работников предприятий, адаптация к производственным условиям труда и выработка самостоятельной работы, все эти вопросы решаются при совместной работе.
Для лучшей адаптации студентов на производстве в колледже внедрены обучающие программы практической направленности. Для изучения основ бизнеса и развития предпринимательской деятельности из числа студентов – будущих экономистов, финансистов, бухгалтеров и правоведов была открыта Экспериментальная площадка. Студенты приняли участие в проекте «Зангар», организованном по инициативе «Шеврон Тексако».
Традиционными стали мероприятия, посвященные профессиям: День геолога, День эколога, День финансиста, День энергетика, День строителя и другие.
Одним из видов интеллектуальной деятельности является олимпиада. Вот уже десятый год колледж является инициатором и организатором областных предметных олимпиад. Традиционным стало проведение областных ежегодных научно-практических конференций, по результатам которых издаются сборники трудов студентов. В сфере образования немало проблем, вместе с тем мы видим перспективы для развития.
Чтобы поднять уровень образования в средне-профессиональных учебных заведениях, нам многое предстоит сделать. Прежде всего, это укрепление сотрудничества с работодателями. Нужно, чтобы работодатели знали учебные программы учебных заведений и при необходимости могли их «подправить», так как они не всегда отвечают требованиям по подготовке специалистов, особенно узких специальностей. Необходимо создание Отраслевых экспертных советов, единых для всех учебных заведений, а также создание Ассоциации организаций технического и профессионального образования Атырау, которая была бы призвана объединить интеллектуальные возможности колледжей и решать проблемы ТиПО. Аналоги таких Ассоциаций имеются в других областях Казахстана.
Имея широкий диапазон профессиональной подготовки, наработанный опыт и специфические для республики специальности, мы, к большому сожалению, не соответствуем уровню создания республиканского учебно-методического объединения.
Нас не может не волновать упрек, высказываемый в адрес средне-специальных учебных заведений области по подготовке кадров. Вместе с тем, если студент не видит современное оборудование, не проходит практику непосредственно на производстве, в крупных компаниях, снижается возможность формирования практического потенциала будущего специалиста. И это не только проблема учебного заведения.
Ежегодно учебные заведения укрепляют материально-техническую базу, приобретая дорогостоящее оборудование, государство выделяет большие средства. В этом плане целесообразнее укреплять и развивать профильные колледжи для совместного использования производственной базы. Это будет иметь положительный эффект в рамках оптимизации учебно-производственного процесса.
Государство создает сейчас уникальные возможности для получения образования. И мы уверенно продолжим лучшие традиции казахстанского образования и претворим в жизнь благие цели образовательного процесса.
Нурлы АЙТИЕВА,
директор Атырауского
колледжа бизнеса и права