Суммарная оценка образованию

summarnaya oczenka obrazovaniyu Образование

В Атырау состоялось заседание постоянной комиссии депутатов областного маслихата по вопросам качества и состояния образования в регионе. В заседании приняли участие заместитель акима области Нариман Таушов, секретарь областного маслихата Алибек Наутиев, члены комиссии, руководители городских, районных отделов образования, директора детских садов, депутаты. Вел его председатель постоянной комиссии областного маслихата по социально-культурному развитию Кайрат Коныс.

Главный вопрос, который стоял на повестке дня, – выявление проблем в сфере образования, требующих решений уже сегодня.

Исполняющая обязанности руководителя областного управления образования Айнагуль ДЮСЕКЕНОВА, отчитываясь перед членами постоянной комиссии, подробно остановилась на основных сферах образовательной системы региона. В частности, говоря о дошкольном воспитании и обучении, она сообщила, что в 2020-2021 учебном году сеть дошкольных организаций составила 319 учреждений, в том числе 204 детских сада и 115 мини-центров. — За счет привлечения частного бизнеса и размещения государственного образовательного заказа сеть частных дошкольных организаций увеличилась на 62 единицы. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением с одного года до 6 лет составил 84%. Также в регионе выдача направлений в детские сады, постановка на очередь и прием в детские дошкольные учреждения полностью автоматизированы. Если говорить о проблемах в системе дошкольного образования, то в результате интенсивного роста демографических показателей количество детей с каждым годом увеличивается. В связи с чем, сегодня в очереди на получение мест в детские сады стоят более 17 тысяч детей. Несмотря на то, что сеть дошкольных организаций выросла, дефицит мест по-прежнему сохраняется. Самая высокая потребность — в городе Атырау, — информирует А. Дюсекенова.

По ее словам, несмотря на то, что в прошлом году было завершено строительство детских садов по 280 мест каждый в селах Водниково и Ракуша, работу по возведению дошкольных организаций необходимо расширить за счет частного партнерства. И чтобы полностью удовлетворить потребность, в области до 2025 года планируется ввести в эксплуатацию еще 56 дошкольных организаций общей мощностью 12 260 мест, 9 из которых будут построены на основе государственно-частного партнерства.

ЧТО КАСАЕТСЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день, по словам и. о. руководителя облуо, в регионе функционируют 200 школ, в том числе 10 частных, с контингентом 137 747 учеников.

— В прошлом учебном году 11 школ в городе Атырау вели занятия в три смены. Основными причинами трехсменного обучения являются демографический рост, миграционное движение и нехватка педагогов в классах с русским языком обучения. Четыре школы находятся в аварийном состоянии: одна в городе Атырау (СШ№1 имени М. Жумабаева), и три в сельской местности — (СШ №5 имени Абая г. Кульсары Жылыойского района, СШ имени К. Ескалиева, в селе Есбол Индерского района и школа-гимназия им. Д. Толенова в селе Махамбет Махамбетского района).

В целях решения данной проблемы на сегодняшний день ведется строительство трех школ (школы №5 имени Абая на 300 мест в г. Кульсары, на 320 мест в с. Есбол Индерского района, на 600 мест с интернатом на 300 мест в с. Махамбет), а по школе №1 имени М. Жумабаева в г. Атырау на 300 мест тендерные процедуры уже завершены, — продолжает отчитываться А. Дюсекенова.

Также спикер сообщила, что, согласно «Дорожной карте региона» в прошлом году 28 сельских школ прошли модернизацию (текущий ремонт, обновление столовых и библиотек, приобретение литературы, системы безопасности, создание условий для инклюзивного образования и др.).

— На проведение модернизации было предусмотрено порядка 950 миллионов тенге. Согласно плану до 2025 года модернизация должна охватить 126 сельских школ области, — проинформировала докладчик.

Также, согласно отчету, в 2022 году ведется строительство 10 школ и 1 пристройки, на возведение 6 школ (5 в пригородах г. Атырау и 1 – в Индере) из республиканского бюджета будет выделено 4 млрд тенге.

При реализации данных проектов планируется, что около 20 тысяч учеников обретут место в школах и более двух тысяч сотрудников получат постоянную работу. Таким образом, в соответствии с планом в ближайшие пять лет вопрос дефицита мест в средних школах региона будет решен.     

Кроме того, она сообщила, что сегодня началось размещение государственного заказа в частных школах, что позволит частично разгрузить государственные средние учебные заведения.

 Были озвучены и проблемы, касающиеся нехватки спортивных залов и инвентаря. В настоящее время 22 учебные организации нуждаются в спортивных залах. В частности, в городе Атырау не хватает 5 спортзалов, 3 — в Кызылкогинском районе, 7 — в Курмангазинском, 4 — в Исатайском, и по одному спортивному залу в Жылыойском, Махамбетском и Индерском районах.

— В текущем году начнется строительство спортзалов в средней школе имени Жамбыла в Исатае, и в 2023 году — в средней школе №17 Жылыойского района. На обеспечение организаций образования необходимым спортивным инвентарем из бюджета на 2023 год планируется выделить 140 млн тенге, — сообщила спикер.

КАЧЕСТВО ЖЕЛАЕТ ЛУЧШЕГО

Качество образования в 2020 — 2021 учебном году, по словам А. Дюсекеновой, составило 57,3 процента, по сравнению с прошлогодним показателем оно выросло на 1,6 процента. Но, к сожалению, по результатам международных исследований наша область по уровню функциональной грамотности и компетентности учащихся занимает последние места в республике. Также существует проблема разрыва между городскими и сельскими школами. В 2020 году по поручению экс-акима области Махамбета Досмухамбетова была разработана «Дорожная карта развития образования Атырауской области на 2021-2023 годы», основанная на лучших отечественных и мировых практиках. И в рамках данной программы было предусмотрено полное изменение системы сферы образования области. «Дорожная карта», запущенная в апреле прошлого года, поддерживается АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Есть в регионе и трудности в инклюзивном образовании. В связи с ежегодным ростом числа детей с особыми образовательными потребностями (в городе Атырау — 6878, из которых 1064 ребенка охвачены школой, 472 – обучаются на дому, 589 – в спецклассах, остальные посещают кабинеты, которые открыли неправительственные организации), 1301 ребенок дошкольного возраста остается не охваченным коррекционно-развивающим развитием.

— Вопрос открытия кабинета психолого-педагогической коррекции для детей с особыми образовательными потребностями в г. Атырау на повестке дня стоит остро. Не хватает зданий и специалистов данной отрасли, — озвучивает злободневные вопросы А. Дюсекенова.

К сожалению, в отчете исполняющего обязанности руководителя облуо не прозвучали подробности по обеспечению горячим питанием школьников и строительства школьных столовых. В докладе лишь было сказано, что в Атырауской области с 2013 года на постоянной основе бесплатным питанием обеспечиваются учащихся 1-4 классов по государственно-частному партнерству.

ДЕРЖАТЬ ОТВЕТ

После отчета на Айнагуль Дюсекенову посыпались вопросы, оно и понятно, тема сферы образования — одна из самых актуальных и болезненных.

Например, согласно справке, по результатам рейда в школах №19 имени К. Сатпаева и СШ №3, которую представили члены постоянной комиссии, депутаты областного маслихата С. ИДРИСОВ и М. АБУОВ, выявлены недочеты. Так, внутри школы №19 требуется капитальный ремонт: электросети, канализационная система в школе полностью устарели. У отдельного входа для детей младших классов нет пешеходной дорожки: во время непогоды малыши вынуждены месить грязь. Кроме того, вопрос безопасности детей тоже остается открытым: территория школы – проходной двор для жителей микрорайона. Также в школе не достроена открытая спортивная площадка, не хватает специализированных кабинетов для физики, химии, технологии.

Что касается в школы-гимназии №3, находящейся по ул. Владимирского, 41, то проектная мощность данной школы составляет 750 мест, а сегодня там обучаются 2540 учеников. Обучение проводится в три смены.

Кроме того, в ходе заседания члены комиссии подняли проблему школьного питания.

– На данный момент в шести школах нет столовых, еда привозная. А в школе имени Амандосова дети кушают в актовом зале, так как в столовой идет ремонт, — высказались депутаты.

Руководители районных отделов образования жаловались на качество подачи интернета, просили построить в селе Тандай детский сад, а в селе Таскала – новую школу.

Интересными были высказывания и известного активиста Амандыка ЕСКАЛИ, который сообщил, что сам лично обошел спортивные площадки 25 школ, на строительство которых были выделены немалые средства.

— Сегодня они находятся в ненадлежащем состоянии. Также при строительстве новых школ приобретаются некачественные двери, унитазы, дешевые стройматериалы. Через год все это придет в негодность и, как следствие, потом требуются дополнительные расходы. Как, например, в прошлом году состоялось открытие школы имени Гани Муратбаева в Рембазе. В этом году в этой школе протекала крыша. Кто контролирует и принимает объекты образования? Необходимо, чтобы застройщики в гарантийные сроки исправляли недочеты за свой счет, — высказался общественник.

Кадровый вопрос

Об обеспечении региона квалифицированными педагогами членам постоянной комиссии рассказала руководитель отдела областного департамента качества в сфере образования Гульназ СУЛЕЙМЕНОВА. Согласно представленной справке, на сегодняшний день в общеобразовательных школах Атырауской области наблюдается острая нехватка учителей русского языка и литературы в казахских классах, математики, физики, биологии и специалистов начальных классов с русским языком обучения.

— Всего потребность в учителях-предметниках составляет 702 специалиста, в том числе 175 учителей — в сельских школах. В решении данного вопроса за последние пять лет на подготовку необходимых специалистов было выделено 566 целевых грантов акима Атырауской области. Также в 2021-2022 учебном году с целью привлечения лучших педагогов из других регионов в нашу область был разработан план, выделены служебные квартиры и направлены письма в управления образования соседних областей. Кроме того, в целях повышения статуса педагога, формирования привлекательного имиджа педагога, учителям, осуществляющим профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах, оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг, приобретению топлива за счет бюджетных средств и оказывается полная социальная поддержка, — сообщила Г. Сулейменова.

Секретарь областного маслихата Алибек Наутиев при этом поинтересовался, зачем приглашать специалистов из других регионов, когда сначала нужно трудоустроить своих.

— Я знаю примеры, когда дипломированные сертифицированные молодые педагоги не могут устроиться на работу в школу.

Айнагуль Дюсекенова уточнила, что проблема состоит в том, что нехватка учителей сегодня ощущается в классах с русским языком обучения и в специалистах начальных классов.

— К сожалению, местных кадров не хватает.

Ректор Атырауского университета С. Идрисов в свою очередь выразил пожелание, чтобы облуо планировало, подавало заявки и указывало количество учителей, специализацию и в каких школах, районах не хватает педагогов. Студенты, обучающиеся на грантах, должны получать направления в районы и отработать диплом.

— В ином случае, они должны будут вернуть деньги за учебу, выделенные им по гранту, — высказался ректор.

Подводя итоги заседания, комиссия определила ряд насущных проблем и поставила их на карандаш для дальнейших совместных решений.

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна