СТАВКА НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

«Мы намерены полностью обновить содержание профессионального и технического образования»
Из Послания Президента страны Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!»
— Я осваиваю плотницкое дело, и мне очень нравится выбранная специальность: за три года учебы всему научился. Могу делать разнообразные вещи из дерева, даже знаю, как изготовить окна и двери, – рассказывает учащийся профессионального лицея, восемнадцатилетний Куаныш Есмаков. — Я окончил среднюю школу имени Борана Нсанбаева и решил поступить в профлицей, и нисколько не жалею о своем выборе. Мастера у нас хорошие, знания дают глубокие. Производственная практика в лицее проводится четыре раза в неделю — вполне достаточно, чтобы получить профессиональные навыки. Учимся на новых станках, по новым технологиям. Сейчас я на третьем курсе, в следующем году окончу учебу, стану плотником. Уверен, что с трудоустройством у меня не будет проблем.
— Ребята у нас толковые, охотно осваивают избранные специальности, — радуется мастер производственного обучения профлицея №2 Нариман Ермагамбетов. – Я преподаю у будущих плотников. Сам строитель по профессии. Сегодня в нашем лицее картина совсем не та, что в былые годы: материальная база заметно улучшилась. Учебное оборудование полностью обновилось. Раньше, в основном, все делали вручную, а сегодня есть и электрорубанки, и шуруповерты, и фрезерные станки, и мини-станки по типу производственных. Сейчас вот ввели эксперимент по организации производственной практики: проводим ее не один раз в неделю, как раньше, а четыре, учащиеся больше получают практических знаний.
Оснащен учебный производственный цех газоэлектросварки на 16 ученических мест, введен в эксплуатацию цех турбомонтажников. То же самое можно сказать и о других учебных заведениях, готовящих специалистов по разным профилям. Подобные цеха появились и в профлицее №6, политехническом колледже. Акимат Атырауской области уделяет большое внимание развитию системы технического и профессионального образования. Благодаря вниманию и поддержке главы региона коренным образом изменилось состояние материальной базы учебных заведений. И ныне около 70 процентов из них оборудованы на современном уровне. Теперь лаборатории и мастерские оснащены современным оборудованием, о котором несколько лет назад приходилось лишь мечтать. Приобретены и информационно-коммуникационные средства обучения, есть подключение к широкополосному интернету. Только в 2010 году за счет недропользователей приобретено новое оборудование на сумму 300 млн тенге. Но последовало ли за этим улучшение качества подготовки выпускников? Востребованы ли они на современном рынке труда?
Сегодня уровень трудоустройства выпускников намного повысился и достиг 83,3 процента. В числе трудоустроенных и 1366 выпускников профессиональных и технических учебных заведений, которые работают в крупных иностранных и отечественных компаниях. Это результат целенаправленной работы, проводимой в системе профессионального и технического образования.
Проводится плановая работа по повышению квалификации инженерно-педагогических кадров. Прием на работу преподавателей и мастеров производственного обучения осуществляется на основании конкурса. Все это создало возможности для комплектации учебных заведений квалифицированными кадрами. Только в нынешнем году 11 преподавателей и мастеров производственного обучения прошли курсы повышения квалификации за рубежом, 27 педагогов прошли стажировку в иностранных, 89 — в отечественных компаниях.
Как известно, в рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития страны открываются новые производства. И всюду нужны будут не просто рабочие руки, а высококвалифицированные специалисты самых разных профилей. Готова ли наша система профессионально-технического образования идти в ногу со временем? Покрываются ли потребности рынка?
— Мы провели мониторинг совместно с управлением координации занятости и социальных программ, с работодателями — с целью выяснить потребность в кадрах на сегодняшнем рынке труда, а также спрогнозировать спрос на завтрашний день. Определили учебные заведения, которые способны готовить специалистов для новых производств. Это ряд профессиональных лицеев, ответственных за подготовку кадров в рамках реализации Программы ФИИР, – сообщил заместитель начальника областного управления образования Шакиржан Мырзагалиев. — Названные учебные заведения уже имеют сейчас планы мероприятий, определены специальности, по которым они будут готовить и выпускать кадры для новых производств – это операторы по добыче нефти, мотористы, бурильщики и другие. Сегодня нужны и завтра понадобятся газоэлектросварщики, специалисты строительных профилей, монтажники, наладчики, мастера по обслуживанию нового оборудования, машин и механизмов, эти специалисты и вчера были необходимы, но отныне потребность в них возрастает многократно. В то же время будут нужны квалифицированные кадры по обслуживанию специального современного оборудования, например, токарных станков с часовым управлением, к примеру, на заводе газотурбинного оборудования требуются такие специалисты. В Карабатане на новом заводе по первичной очистке нефти потребуется обслуживающий персонал, операторы по КИП. Сегодня положительным моментом мы можем назвать развитие социального партнерства в системе технического и профессионального образования. По инициативе акима области проведен первый областной форум с представителями бизнес-структур на тему «Техническое и профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров», где обсуждались проблемы подготовки кадров. Особый упор был сделан на развитие государственно-частного партнерства в развитии технического и профессионального образования. Были подписаны меморандумы между акиматом Атырауской области и Атырауским филиалом союза «Атамекен» Национальной экономической палаты Республики Казахстан, областным Союзом работодателей и предпринимателей.
Совместно с партнерами пересмотрено девять учебных программ по специальностям, требуемым нефтегазовой отрасли. Две учебные программы будут представлены для государственной аккредитации. Заключены договора с 26 иностранными, 565 отечественными компаниями на предмет прохождения учащимися производственной практики. В настоящее время 3 463 учащихся имеют возможности пройти практику на производствах. Действует общереспубликанская электронная программа «Выпускник», содействующая трудоустройству выпускников, предусматривающая банк данных, куда заносятся сведения. Новшеством можно назвать тот факт, что в регионе внедрена система независимого подтверждения и присвоения квалификации выпускникам.
Прогрессивные шаги, как отметил наш собеседник, в том, что налаживается связь профессионально-технических заведений с учебными заведениями ближнего и дальнего зарубежья. Подписаны соглашения о сотрудничестве в подготовке кадров с Кембриджским колледжем, учебными заведениями Астраханской области. Реализуются пилотные проекты по модернизации технического и профессионального образования при содействии Европейского фонда образования.
И все же приходится признать, что качество знаний выпускников учебных заведений технического и профессионального образования пока еще не отвечает требованиям времени. Так в чем же причина?
— Да, проблемы остаются, – ответил на наш вопрос Шакиржан Мырзагалиев. — Первая причина – это нехватка высококвалифицированных мастеров, истинных профессионалов. У нас, например, выпускаются сварщики 3 и 4 разрядов. Но на новых производствах нужны сварщики 5 и 6 разрядов. Допустим, нужны они заводу нефтехимического комплекса. Но вся беда в том, что это опять-таки результат нехватки высококвалифицированных мастеров. Сегодня понемногу ситуация выправляется. С повышением зарплаты мастерам производственного обучения с 1 сентября нынешнего года наблюдается тенденция возвращения в профессию наших мастеров, которые уходили из училищ в 90-годы и которые снова берутся за преподавательскую деятельность. Вторая причина кроется в том, что в системе технического и профессионального образования нет профессиональных стандартов. К примеру, требования к сварщикам 3 и 4 разрядов были определены обучающими программами еще в советское время. В то же время имелся единый квалификационно-тарификационный справочник. Оставляет желать лучшего и организация производственной практики учащихся. Здесь проблема в том, что нет соответствующей законодательной базы, регламентирующей участие в процессе прохождения учащимися практики в бизнес-структурах, акционерных обществах.
В настоящее время практика проходит зачастую в виде ознакомительных экскурсий. Учащимся не всегда предоставляют рабочие места, чтобы они могли освоить весь технологический цикл производства. Да, за годы учебы учащиеся получают определенные навыки, но ведь их нужно отточить, а в учебных мастерских и лабораториях это сложно сделать, да и чувство ответственности не воспитаешь у учащихся. На некоторых предприятиях к тому же нет новых технологий, оборудования, они продолжают работать по старинке. Откуда же взяться необходимым практическим навыкам у молодежи?
— Во-первых, нам надо более масштабно изучить спрос и потребности рынка труда, но для этого у нас нет методологии и системы анализа. Во-вторых, совместно с ассоциациями работодателей нужно разработать профессиональные стандарты, определяющие функциональные обязанности специалистов и предъявляемые требования. В-третьих, при ассоциациях, объединениях или союзах работодателей надо создавать центры по присвоению и подтверждению квалификации и аккредитовать их при комитете по метрологии и стандартизации Республики Казахстан. Все эти планы вполне реальны и осуществимы при объединении усилий государства и бизнеса, а также всех заинтересованных сторон, — считает заместитель начальника областного управления образования Шакиржан Мырзагалиев.
Итак, система технического и профессионального образования реформируется, стараясь идти в ногу со временем. И положительные сдвиги есть. Условия созданы. Ведь сегодня тенденции таковы: учебные заведения системы технического и профессионального образования должны выпускать специалистов широкого профиля, которые должны специализироваться в выбранных областях. Новая индустриальная программа требует, чтобы учебные заведения готовили специалистов высокого уровня. Что нужно для этого? Перестраиваться, повышать уровень учебного процесса в соответствии с требованиями времени.
— Мы сегодня готовим специалистов для предприятий, которые заинтересованы в наших выпускниках, — говорит директор профессионального лицея №1 Галина Буревская, — обучаем новым востребованным специальностям. Работаем вместе с работодателями, у которых наши учащиеся проходят производственную практику. И наши учащиеся уже имеют достаточно основательные производственные навыки, многое умеют. Проблем с трудоустройством у них нет. Мы проводим тренинги, кастинги совместно со своими социальными партнерами, которые дают информацию о своих предприятиях, отелях, ресторанах. И учащиеся уже четко представляют, куда они пойдут работать. Готовим также поваров, швей, операторов ЭВМ, по другим специальностям. Подписали договора с иностранными компаниями о социальном партнерстве, с гостиничными комплексами, которые обязались выплачивать во время прохождения практики заработную плату практикантам – нашим учащимся, и делают это на основании подписанных договоров.
— Базовые предприятия хотят получить готовых специалистов. Но сначала надо поднять уровень производственной практики. А для этого, в свою очередь, на мой взгляд, необходимо возродить наставничество, – высказал предложение директор профессионального лицея №4 Кадыр Исмагулов.
— Мы провели независимую оценку квалификации выпускников профессиональных лицеев, — сказал нам в беседе директор Атырауского филиала республиканского научно-методического центра развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации Куангали Кожантаев, — в 2009 году тестирование прошли учащиеся шести колледжей с максимальной оценкой – 10 процентов, в нынешнем году эта цифра уже равна почти 70 процентам, это означает, что оставшиеся 30 процентов не подтвердили квалификацию, а значит, не владеют своей профессией.
Сегодня в нашей области созданы все условия для того, чтобы система технического и профессионального образования заработала в полную силу в новых условиях рыночных отношений. Благодаря вниманию акима области решаются все проблемы по укреплению материальной базы, привлечению мастеров, трудоустройству выпускников. Учебные заведения нацелены на решение своей главной задачи: подготовку высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных, востребованных на современном рынке труда. И это им под силу. И нужно достичь еще одной цели: увеличить долю казахстанских специалистов — для замены иностранных работников. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития ставит масштабные задачи по обеспечению новых индустриальных объектов квалифицированными кадрами. Их реализация – первоочередной вопрос системы технического и профессионального образования. А для этого нужна лишь совместная усиленная работа.

СПРАВКА «ПК»
При учебных заведениях действуют учебные центры, в которых организованы краткосрочные курсы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. В настоящее время через эти центры реализовывается первое направление государственной «Программы занятости-2020» — подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров из числа безработных, малообеспеченных и оралманов. Кроме того, в учебных заведениях функционируют структуры по содействию трудоустройству выпускников.

СПРАВКА «ПК»
В Атырауской области функционируют 13 профессиональных лицеев, 5 государственных и 7 частных колледжей, в которых обучаются более 17 тысяч человек. Из них более 8 тысяч — по государственному заказу, 86 человек — по заказу компаний. Обучение ведется по 47 специальностям.
В области функционирует региональный совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров, возглавляемый заместителем акима области. Он призван определять стратегию развития технического и профессионального образования области. В состав совета входят руководители отраслевых управлений, представители бизнес-структур. Такие же советы созданы и в самих учебных заведениях. Четыре колледжа и один профессиональный лицей имеют международный сертификат соответствия ИСО системы менеджмента качества. Еще в четырех профессиональных лицеях ведется работа по переходу к этой системе.

Регина ВАЛИШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна