Образование

СЕЯТЕЛЬ РАЗУМА

Сто лет тому назад, в 1911 году, в Оренбурге был издан сборник стихотворений «Маса» Ахмета Байтурсынова — поэта, ученого, переводчика, публициста, педагога, тюрколога, общественного деятеля.
Полвека это имя было вычеркнуто из истории Казахстана. «Истина — дочь времени, которая в конце концов торжествует»,- писал Шекспир. И это время настало. 1988 год стал переломным периодом в духовно-культурной жизни казахского народа. Именно тогда из небытия были возвращены имена таких деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймаутов, Миржакип Дулатов, Ахмет Байтурсынов. Я уверена в том, что без исторической памяти нет народа, нет нации, нет государства. Поэтому надо ценить и изучать собственную культуру и биографии ее великих носителей, внесших огромный вклад в национальное самосознание казахского народа.
А.Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Это событие оставило неизлечимую рану и глубокий след в душе Ахмета.
Грамоте А.Байтурсынов обучался у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, а затем учился в школе киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Долго учительствовал в аульных, волостных школах, а также в двухклассных русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркалинском уездах, в городе Костанае.
А.Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что образование принесет ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.
Революция 1905-1907 годов принесла надежду на перемены, и он активно участвует в народных волнениях, составляет петиции в адрес правительства в Петербурге. Жандармы арестовывают А.Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в семипалатинскую тюрьму. Затем его выслали за пределы казахской земли. В те годы он писал стихи и делал переводы басен Крылова. Сборник «Қырық мысал» увидел свет в 1909 году, сборник «Маса» — в 1911 году. В 1913-1917 годах он был редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге.
В годы Февральской и Октябрьской революций А.Байтурсынов находился под влиянием националистических настроений. В 1919 году он переходит на сторону Советской власти, участвует в работе революционного комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В.И.Ленина, он бессменно трудится в его составе, внеся заметный вклад в формирование государственности казахского народа. После образования Казахской советской республики работает наркомом просвещения республики.
В 1929 году А.Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году, благодаря вмешательству М.Горького, с помощью Международного Красного креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году он вторично арестован и вскоре расстрелян. Такова краткая биография одного из ярчайших представителей культуры казахского народа.
Настало время рассказать о книге «Маса», столетний юбилей которой мы отмечаем сегодня. Оставляя за читателем право оценивать произведения А.Байтурсынова, я решилась дать свое собственное видение его творчества.
Название «Маса» («Комар») выбрано поэтом не случайно, эта метафора позволила автору «жалить» словом, чтобы вывести народ из духовной спячки. Задача «Комара» — встряхнуть, разозлить, вывести из состояния безразличия, застоя, заставить оглянуться и подумать. «Маса» в его устах мощнейший воспитательный инструмент и символизирует рывок вперед, духовно- нравственное возрождение.
Книга стихов «Маса» дает пищу для размышлений и открывает для нас серьезного мыслителя. Каждое стихотворение, каждая строка из этого сборника — это афоризмы, крылатые фразы, мудрые изречения. Подумаем над этими строками: «Түсіне қарап, ішінен түңілме, күшіне қарап, ісінен түңілме», «Берген алар, еккен орар. Дауыл болмай, жауын болмас», «Елі біледі деген көндірер, өзім білемін деген бүлдірер», «Жоғарыда орын барда төмен отырма», «Қызығы аз өмірден ұйқыда көрген түс артық», «Ұл тауып, ұлы жолда қызмет етсе, онан зор ұлтқа барма ырыс деген» и т.д. Эти лаконичные и сокровенные слова я воспринимаю как наставления великого гуманиста.
Свое основное предназначение он раскрывает в знаковом стихотворении «Адамдық диқаншысы» («Сеятель разума») — с помощью своих стихов сеять семена добра, человечности, нравственности, просвещения.
Адамдық диқаншысы қырға шықтым,
Көлі жоқ, көгалы жоқ құрға шықтым
Тұқымын адамдықтың шаштым, ектім,
Көңілін көгертуге құл халықтың.
Его глубокие внутренние эмоциональные переживания и осмысление действительности передаются через стихотворение «Қазақ қалпы», которое и сейчас не теряет своей актуальности. Автор с горечью признает, что у народа нет стремления идти вперед. Равнодушие, леность, душевный застой — пороки, которые тянут казахский народ назад. «Бәріннен тыныш ұйықтап жатқандар көп, ұмтылып талап ойлап талпынбаған» — эти строки и сейчас будоражат душу и заставляют задуматься. Хотя все свои душевные силы он отдает просвещению, его не удовлетворяет и собственный вклад в духовную жизнь народа: «Не пайда өнерің мен біліміңнің тиісті жерлеріне сарп ұрмаған»,- сетует поэт. Несмотря на то, что стихотворение пронизано грустными эмоциями, нелицеприятными выводами, сарказмом, оно отражает взгляды передового, целеустремленного человека, который не перестает ставить перед собой благородную задачу — спасти народ от деградации, уберечь его от духовного разрушения. Эта мысль красной линией проходит через все его творчество.
Стихотворение «Н.Қ. ханымға» стоит особняком в творчестве А.Байтурсынова. Оно посвящено известной женщине своего времени Назипе Кулжановой. Назипа — первая женщина-журналист, педагог, ученый, переводчица. Он делится с ней сокровенными мыслями о смысле жизни, своим философским взглядом на мир. В этом поэтическом творении он высказывает прозорливую мысль о том, что его труд не пропадет даром, и его духовное завещание дойдет до будущего поколения.
Тән көмілер, көмілмес еткен ісім,
Ойлайтындай мен емес бір күнгісін.
Жұрт ұқпаса, ұқпасын, жабықпаймын,
Ел бүгіншіл, менікі ертеңгі үшін.
Особой сердечностью, теплотой веет от стихотворения «Досыма хат», которое посвящено соратнику и другу А.Букейханову. Для него он находит проникновенные ласковые слова:«сұңқарым-ай», «тұлпарым-ай», «іңкәрімай».
Қырағы, қия жазбас сұңқарым-ай!
Қажымас қашық жолға тұлпарым-ай,
Үйілген өлексені өрге сүйреп,
Шығармақ қыр басына іңкәрім-ай!
С болью и печалью поэт открывает другу свои невеселые думы, наблюдения, разочарования и сомнения. «Ақшаға абыройын, арын сатып, азған жұрт, адамшылық қалмай сыны», — с горечью признается поэт. Несмотря на пессимистическую интонацию стихотворения, оно полно глубоких философских мыслей и оставляет светлое впечатление от соприкосновения с высокой настоящей поэзией.
Кроме собственных творений в сборник вошли также вольные переводы А.Пушкина, И.Крылова, М.Лермонтова, С.Надсон, Ю.Жадовской.
Вспоминая имя Ахмета Байтурсынова в связи с юбилеем одной из его книг, я хочу еще раз привлечь читателя к его удивительной поэзии, которая вся представляется мне страстным призывом к Свету, свободе, знаниям, труду, духовному росту. И я уверена в том, что его творчество еще долго будет служить человеку в воспитании Души, вдохновляя на духовное созидание и самосовершенствование.
Свою небольшую литературную зарисовку хочу завершить стихотворением М.Дулатова, посвященным А.Байтурсынову:
Ақын аз Байтұрсынов Ахметтей,
Сөзі алтын, мағынасы меруеттей.
Осыдан ғибрат алып жас жігіттер,
Һәммәсі өз халқына қызмет еткей.

Гуляим БАЙМУРЗИНА,
директор областной
детской библиотеки

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Один комментарий

Back to top button