РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ
Фигура учителя всегда и во все времена была и будет важной в любом обществе. Ведь у врача, строителя, геолога, космонавта, музыканта, у человека любой другой профессии был свой учитель.
К диалогу за «круглым столом» о роли учителя в современном обществе в преддверии Дня учителя мы пригласили группу педагогических работников. В их числе — начальник отдела общего и среднего образования управления образования Роза Меллятовна КАБДОЛОВА, главный специалист отдела инноваций и развития Атырауского филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Орынтай Молдашевна БИМАНОВА, директор частной школы «Тагылым» Рулана Атласовна ИСЕНГУЛОВА, учитель математики школы-лицея №17 Светлана Геннадьевна ЕРОШЕНКО, учитель русского языка и литературы областной школы-интерната для одаренных детей Любовь Константиновна ЛЕСНОВА, молодой учитель биологии общеобразовательной школы №20 Алибек Аскарович КАЗИЕВ.
Сложно найти еще такую многогранную профессию, как учитель, которая предполагает обширные знания не только в области педагогики, но и психологии, физиологии, социологии, философии, владение навыками ораторского мастерства, умения убеждать и воспитывать. Он должен не только отлично знать свой преподаваемый предмет, но и на протяжении всей своей жизни учиться, пополнять свой багаж знаниями, чтобы оставаться интересным ученику. И здесь без повышения квалификации, без самостоятельного самосовершенствования и самообразования не обойтись. По словам Розы Кабдоловой, большой багаж знаний учителя приобретают на курсах повышения квалификации, которые они проходят в филиале республиканского центра повышения квалификации «Орлеу».
«Стоит отметить, что работа учителя не заканчивается в 18:00 вечера, как у многих людей, наоборот, после 18:00 начинается второй этап — это проверка тетрадей, подготовка к контрольной работе или открытому уроку, составление планов, — рассуждает специалист. — А если это классный руководитель, то нагрузка еще больше. Сегодня для учителей проводятся различные семинары, олимпиады, конкурсы. Информацию о предстоящих конкурсах учителя могут найти на специальных сайтах. Скоро, в октябре, планируется проведение олимпиады по математике, биологии, географии и истории. И, несмотря на такой огромнейший объем работы, заработная плата учителей, к сожалению, остается недостаточно высокой, более того, я бы сказала, что она не соответствует их труду. Наши педагоги активно участвуют в республиканских семинарах, олимпиадах по предметам, которые проводит центр «Дарын». На каждый год дается расписание этих олимпиад, в соответствии с которым и подаются заявки на участие. Это тоже большая возможность обменяться опытом. То есть для педагога, работающего с интересом, творчески, есть все возможности для повышения профессионального мастерства. Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой своих учеников. Надо учить своих воспитанников трудиться, думать, созидать, творить. Построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Современный учитель умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников».
Поддержала коллегу главный специалист отдела инноваций и развития Атырауского филиала АО «НЦПК «Орлеу» Орынтай Биманова, отметив, что для прохождения курсов повышения квалификации, а они обязательны каждые три года, здесь созданы все условия.
«Если же учителя желают пополнить свои знания сверх установленных курсами программ, углубленно изучить какое-то направление, то на платной основе такую возможность мы предоставляем, — сообщила она. — Раньше, когда НЦПК «Орлеу» являлся институтом усовершенствования учителей, здесь выпускалась ежемесячная газета «Атырау Ұстаз», где публиковались материалы учителей. А теперь мы стали выпускать научно-методический журнал «Вестник», зарегистрированный в Книжной палате, имеется свидетельство. С помощью этого журнала учителя могут делиться опытом, узнать много интересного. В будущем мы хотим выпустить еще и газету для педагогов. Профессиональный рост учителя невозможен без постоянного поиска, самосовершенствования. А на современном этапе, когда у детей есть огромные возможности черпать информацию из самых разных источников, очень важно и здесь учителю выступать в роли гида, руководителя. Ведь самому ребенку очень сложно сориентироваться в этом огромном информационном поле».
По мнению учителя математики школы-лицея №17, слушательницы курсов Центра педагогического мастерства Светланы Геннадьевны Ерошенко, сегодня сам подход к образовательному процессу в школе претерпевает изменения. Соответственно и роль учителя в нем.
«Сейчас, когда идет огромный информационный поток, старые традиционные методики не срабатывают, — рассуждает Светлана Геннадьевна. — Схема одна — учили, дети отвечали, и, порой, безучастный к теме урока ученик так и просидит весь урок, скучая. Я много лет работаю в школе, и когда стала посещать эти курсы, а они так и называются «Лицом к лицу», то открыла для себя совершенно новые возможности для более плодотворного урока, передачи детям знаний. Это очень сложно создать такую среду, чтобы буквально каждый ученик был задействован на уроке, чтобы мотивировать детей к поиску дополнительной информации, обмену знаниями друг с другом, одним учебником тут не ограничишься. Подобный курс проводится впервые в Атырау, обычно раньше они были в Астане и Алматы. Глава государства в 2011 году подписал договор с экзаменационным Кембриджским международным советом и при содействии Назарбаев Интеллектуальных школ для проведения обучения педагогов. Это новый подход к обучению и преподаванию на основе лучших образовательных практик. Мы, учителя, конечно, всегда проходили разнообразные курсы, но все они давали небольшой прорыв. А эта программа предусматривает концептуальный подход. Все месяцы с нами занимаются профессиональные тренеры из Назарбаев Интеллектуальных школ. Стоит отметить, что они сами получили навыки Кембриджской школы, с которыми делятся с нами. Курсы состоят из трех уровней. По плану Правительства требуется обучить до 2015 года 120 тысяч учителей, и мне повезло, что я попала в их число. Третий уровень — базовый, он предусматривает обучение педагогов новым подходам обучения детей в классе. Педагогам, прошедшим второй — основной — уровень, дается право распространять полученные знания уже среди своих коллег. И самый первый уровень — продвинутый, пройдя который можно будет работать по распространению опыта уже в масштабе всей школы, и даже руководить учителями, прошедшими второй и третий уровни. Таким образом, уже мы обретаем право работать над составлением программы для развития школы. Хочу отметить, что эта программа предоставляет очень широкие возможности. Если раньше план работы нам спускали, то здесь будет возможность самим составить его. Признаться честно, после того, как пройдешь курсы, практически выходишь оттуда другим человеком. Да и прибавка к заработной плате составляет от 30 до 100 процентов. Важно отметить, что общение учителя и ученика играет огромную роль. Правда, из-за учебы на курсах на время приходится расставаться со своими учениками, нас вынуждены заменять другими учителями. Это, конечно же, беспокоит, но пока иного выхода нет. Сейчас я на практике в своей школе, где проводим анкетирование, опросы с тем, чтобы определить уровень своей школы. Потом будем делиться со своими наработками с коллегами. Будем использовать в качестве диалоговой площадки и впервые в Атырау открывшийся сайт учителей».
Вошедшие в практику гимназические и так называемые простые классы как бы изначально делят детей на способных и не очень. Чуть ли не с первого класса нанимают репетиторов. Так ли уж необходимо это делать?
Все учителя пришли к мнению, что репетиторство должно быть обосновано, и родители должны и могут сами заниматься с детьми, помогать им готовить уроки. Еще можно понять, когда ученик занимается с репетитором при подготовке к ЕНТ, либо к поступлению в вуз, где предстоит сдача еще одного экзамена.
По мнению участников «круглого стола», если ребенок действительно очень способный, талантливый, то он вполне может поступить в любую из школ с определенным уклоном. А в самой обычной школе и требования ко всем должны быть одинаковыми безо всякого разделения.
А еще есть семья, где определенный микроклимат, свои мировоззрения, устои, правила поведения, интересы, которые, надо признать, иногда идут вразрез с тем, чему учат ребенка в школе. И счастливы те дети, в семьях которых родители прислушиваются к советам, рекомендациям учителей, воспитывают в детях уважительное отношение к учителю, к его слову, сами подают такой пример. Потому что порой именно учитель знает о ребенке больше, о его характере и способностях, и даже о климате в семье, чем папа или мама. И здесь требуется очень тонкая, кропотливая работа с родителями, чтобы никоим образом не уронить их авторитет в глазах детей, помочь наладить доверительные отношения.
«Поэтому учитель должен быть еще и дипломатичным, — продолжила директор частной школы «Тагылым» Рулана Исенгулова. — Наша профессия уникальна и вместе с тем ответственна, трудна и почетна. Только работая в школе, когда даже дома мысли заняты школьными делами, планами на следующий день, подготовкой к урокам, понимаешь всю сложность такой любимой профессии. Учитель — это, прежде всего, воспитанный, тактичный человек. Бывало стыдно за родителей, которые могли в присутствии учителя, который пригласил, допустим, маму или папу на беседу по поводу плохого поведения, успеваемости, накричать на ребенка. И невдомек взрослому человеку, какая буря чувств в это время в душе ребенка. В результате эффекта от такой беседы не будет, а ребенок может потерять всякое доверие ко взрослым. Вот об этом стоит помнить родителям — видеть в ребенке личность и уважать его. Я всегда сама, наперед, в таких случаях предлагаю родителям сказать: «Сын, мы с этой проблемой справимся, правда, у нас все получится» и обнять ребенка. Надо учитывать и то, что у родителей тоже разный уровень воспитанности, поэтому, если расстроенная мама или отец срывается на крик на учителя, оправдывая своего ребенка, ни в коем случае не следует отвечать тем же. Позже и сам родитель все равно поймет свою неправоту, потому что знает, что в этой ситуации надо бы прислушаться к учителю, он на голову выше, потому что ему доверено образование его ребенка. В наше время стимулом для отличной учебы и хорошего поведения было желание стать октябренком, потом стремились в пионеры, в комсомол. А сегодня для детей поощрением от родителей являются час игры на компьютере или дорогая игрушка. Родители сами этим портят своих детей. Они должны научить детей уважать учителя и сами на деле должны показывать это. Все сегодняшние известные люди тоже учились в школе, и их воспитывал учитель. Я сама, хоть и являюсь директором, всегда ставлю учителя выше себя. Сегодня многие родители с недоверием относятся к молодым учителям. Нам часто приходится сталкиваться с этим. Я родителям объясняю, что с помощью нас, в целом, включая и вас, молодой учитель станет отличным работником, дайте им эту возможность. Помогите стать учителем. Мне, наверное, повезло в том, что у меня были хорошие наставники, моя первая учительница Валентина Федоровна Зубарева, Фаина Есеновна Досымова, Жайлы Букешевна Умирбекова, Жамиля Садыковна Хасанова. Это благодаря ним я осталась работать в этой сфере. Кстати, внешность учителя имеет огромное значение — он должен быть всегда красивым, ухоженным, одним словом, примером для своих учеников во всем».
«Союз учителей и родителей обязателен, — продолжила учитель русского языка и литературы областной школы-интерната для одаренных детей Любовь Константиновна Леснова. — Сегодня меня волнует безнравственное поведение детей. Я как словесник на своих уроках стараюсь прививать нравственность и делаю все возможное, чтобы ученики воспитывались гармоничными личностями. К сожалению, наши дети не читают, не интересуются культурой, не используют Интернет с пользой для дела. Хочу отметить, что сегодня ребята приходят за психологической консультацией не к психологам, а к учителям, у которых за спиной богатый жизненный и трудовой опыт. В основном дети обращаются с проблемами в отношениях с родителями, за советом с выбором профессии. Многие родители, к сожалению, решают все за своих детей, вплоть до выбора профессии. Некоторые даже направляют детей туда, где есть грант при поступлении.
Я уже 40 лет работаю учителем и считаю, что мне крупно повезло. Я из династии учителей, чей педагогический стаж составляет 280 лет. В своей практике я поняла одну важную деталь воспитания: если ребята видят, что учителю абсолютно безразличны их проблемы, почему ученик отказывается отвечать на уроках, а третий вообще не ходит в школу, то контакт между взрослыми и детьми оказывается невозможным. В своих учениках мы должны видеть единомышленников. Со всей ответственностью могу заявить, что труд учителя нелегок, ответственен, почетен. Выдающиеся умы человечества не единожды отмечали: если страна хочет иметь морально и духовно здоровое молодое поколение, задумывается о своем будущем, она должна быть внимательнее к педагогам. Именно они вместе с родителями воспитывают и формируют юные души. Но как достичь профессионализма, если престиж учителя теряет «вес». Это касается и оплаты труда учителя, увы, она не соответствует сегодняшним реалиям, поэтому и молодежь не желает сегодня идти в учителя. Но и способность высоко держать звание учителя зависит и от самого учителя, так же как престиж школы зависит от его руководителя. В нашей школе есть родительские дни, в субботу раз в неделю родители ее посещают. Они могут посетить любой урок, чтобы увидеть, как отвечает их сын или дочь, сравнить с другими детьми. Несмотря на занятость, считаю, родители обязательно должны находить время для того, чтобы не просто проверить уроки, а и поинтересоваться у ребенка, как прошел день, что интересного было в школе. Бывают настолько амбициозные родители, что очень трудно достучаться до них, дать понять им, что школа желает ребенку только хорошее. Ребенок — это личность, которую нельзя запрограммировать. Он еще маленький, а у него уже свой характер, не похожий на характер брата или сестрички, у одного способности к музыке, а у другого — к спорту. Это надо учитывать. Они подрастают, встает вопрос выбора профессии, по сути, будущей своей судьбы. Но родители и слышать не хотят о профессии, которой хочет учиться сын или дочь, полагая, что она не так доходна, не так престижна, и, по сути, навязывают свое мнение, свой выбор, решая этот важный вопрос без учета мнения детей.
Очень хочется видеть в родителях единомышленников, которые помимо прямых родительских обязанностей занимались бы и развитием детей, прививали любовь к литературе, искусству, способствовали их духовному росту».
Школа будет жить, пока учитель в ней интересен детям. На смену старшему поколению мастеров педагогики в школу приходит молодое пополнение, берущее в свой багаж все лучшее из опыта своих предшественников. Алибек Казиев, учитель биологии школы №20, один из них.
«XXI век — век новых технологий, поэтому в обучении нужен современный метод обучения, а для этого у нас есть электронные учебники, интерактивная доска, цифровая техника, — делится Алибек Аскарович. — Для каждого ученика важна наглядность в обучении. Если ученик будет видеть и ощущать, то и понять урок ему будет не сложно, и это останется в памяти у него надолго. Я работаю учителем биологии, в классе мы разводим комнатные растения, дети видят результат своего труда и радуются. Я со школьных лет любил биологию, поэтому еще в детстве решил, что буду биологом. Любовь к этому предмету мне привила моя учительница Гульнар Куандыковна Ергалиева в школе №24, за что я останусь ей благодарным на всю жизнь. Стараюсь тему урока раскрыть полнее, интереснее, с использованием различных ребусов, головоломок, викторин. Моя ученица Карина Рахманкулова работает над научным проектом «Выращивание кристаллов». В коллективе меня очень хорошо приняли, ощущаю поддержку как молодого специалиста. Мне надо еще долго учиться, набираться опыта, чтобы стать хорошим учителем, и я к этому стремлюсь. Свою работу очень люблю и готов работать в школе всю жизнь».
Подводя итоги «круглого стола», его участники сошлись во мнении, что роль учителя в образовании и воспитании подрастающего поколения, в целом, просвещенческая миссия в обществе всегда остается главной. А авторитет и уважение к учителю сами собой не приходят, их надо заслужить трудом и знаниями, которые они призваны передавать подрастающему поколению. И пока приходят в нашу школу такие вот эрудированные, целеустремленные молодые кадры за будущее образования можно быть спокойными, а престиж профессии учителя будет расти.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА,
Динара КАНБЕТОВА,
фото
Ануара АБИЛГАЗИЕВА