ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей».
Из концепции развития образования
Казахстана до 2015 года
Учитывая то, что вопрос развития детей дошкольного возраста неразрывно связан со стратегией национального развития и является частью государственной политики, дошкольное воспитание и обучение становится приоритетом.
В сфере образования страны происходят заметные позитивные перемены: возрождается система дошкольного воспитания и обучения, благодаря инициированной Главой государства программе «Балапан» осуществляется переход к новому качеству обучения.
Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно здесь происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, он учится общаться и взаимодействовать.
Наши сегодняшние воспитанники — дети нового времени, имеющие иные мотивы, ценности, интересы. Кто должен помочь детям жить в этом насыщенном информационном мире? Наверное, это все-таки педагог.
Вот уже 36 лет Авторская дошкольная гимназия №1 встречает своих воспитанников и на протяжении долгого времени остается одним из самых востребованных детских дошкольных организаций города.
Цель нашей гимназии — создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных возможностей, а также совершенствование процесса обучения и воспитания дошкольников, перевод его в новое, качественно более высокое состояние. Приоритетным направлением деятельности коллектива является забота об охране и жизни и здоровья детей. Для этого созданы и функционируют физкультурный и музыкальный залы. В группах создана предметно-развивающая среда для детской деятельности: организованы центры активности по интересам детей: двигательная, литературная, изобразительная, познавательная, конструктивная.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому воспитанию в детском саду, но проблема заключается в том, что этому уделяется недостаточное количество времени, неглубоко изучен материал и недостаточно предметно — развивающая среда. Поэтому с 2011 года начали экспериментально-исследовательскую работу по созданию авторской программы «?лкетану». Заключили с Атырауским краеведческим музеем договор о сотрудничестве, создали систему работы по ознакомлению с родным краем.
Согласно Посланию Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подготовить ребенка к знаниям и труду является долгом родителей. Лозунг «Все лучшее — детям» должен стать принципом для всех родителей. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, а третьи не понимают, зачем это нужно.
Поэтому педагогическому коллективу дошкольного учреждения в первую очередь необходимо выстраивать партнерские отношения с семьями воспитанников, обеспечить вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс.
В нашей дошкольной гимназии воспитывается порядка 500 детей, а в микрорайоне, где расположена наша гимназия, проживают более 800 детей дошкольного возраста. Это говорит о том, что не все дети охвачены дошкольным воспитанием, в частности, из-за недостаточного количества дошкольных учреждений в нашем микрорайоне. В связи с чем, в рамках реализации программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» с 2010 года в нашей гимназии функционирует консультативный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад.
Нельзя не отметить существенную проблему, возникающую в работе с родителями и детьми: все дети, направленные в детский сад с медицинской карточкой, согласно записи врачей, являются здоровыми. Однако в ходе наблюдений, организации учебной деятельности, обследования психологом и логопедом у некоторых детей выявляются симптомы детского аутизма разной степени (задержки психического развития). В результате на долю сотрудников дошкольного учреждения выпадает непростая задача убедить родителей пройти полное обследование ребенка. В большинстве случаев диагноз, выставленный специалистами, подтверждается медико-педагогической комиссией. Невольно напрашиваются вопросы: «Почему родители так поздно обратились к врачу? Почему врачи в медицинской карточке пишут, что ребенок здоров? Неужели не был проведен скрининг ребенка до года? Почему ребенок не был замечен участковым педиатром? Кто виноват?»
А ведь непосредственную ответственность за ребенка несут родители и следовало бы обратить внимание на то, что развитие идет не так, как надо. Помощь, оказанная вовремя, дает хорошие результаты, и нарушения в развитии легче поддаются коррекции.
В условиях развития современных информационных технологий становится актуальным дистанционное образование родителей. Большинство семей только имеют компьютер, доступ к Интернету, пользуются электронной почтой. Это подсказало нам идею создания консультативного виртуального пункта. Данный проект, в первую очередь, адресован родителям детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад, не имеющим возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами.
Важнейшей задачей образовательной политики государства является подготовка граждан, способных обучаться на государственном родном и одном из иностранных языков. Важно уже в дошкольном возрасте способствовать тому, чтобы государственный язык, русский и английский языки стали языками обучения. Если методическая система построена правильно и грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемых ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечены практически всем детям.
И, конечно, в работе гимназии есть и свои проблемы, это, в первую очередь, нехватка квалифицированных кадров для групп с русским языком обучения, перегрузка групп.
Несмотря на уже достигнутые результаты, коллектив дошкольной гимназии ставит следующие перспективы на будущее: создать кружки по интересам детей, оборудовать зимний сад, открыть воскресную группу, а также кабинет психологической разгрузки. Все это в системе позволит повысить качество воспитательно-образовательного процесса.
Алтынгуль УТЕБАЛИЕВА,
директор АДГ №1
Искусство выше материальных ценностей
Будущее человечества, каким оно будет через несколько десятков лет? Это зависит сегодня от общества в целом и от каждого взрослого человека, в частности. Для того чтобы жить в безопасном будущем, сегодня необходимо вкладывать духовные и нравственные ценности в подрастающее поколение.
«Мы вступаем в такой период развития нашей государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка», — сказано в «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
В этой связи хочу отметить, что системе образования государство уделяет особое внимание. В современном мире культура и искусство становятся одними из важнейших факторов формирования государства, поэтому, понимая роль и значение национальной культуры независимого Казахстана, Президент Нурсултан Назарбаев уделяет колоссальное внимание развитию отечественного искусства. Мы чувствуем поддержку руководства региона — акима области.
Наш колледж, созданный в 1958 году как первое среднее специальное музыкальное учебное заведение в Западном Казахстане, обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки специалистов творческих профессий, востребованных в области и за его пределами, вносит огромный вклад в образование и развитие профессиональной музыкальной культуры Казахстана.
Педагогический коллектив нашего колледжа в течение 55 лет работает над психологией творческого процесса в работе с музыкально одаренными детьми. Основная цель этой работы — всестороннее и гармоничное развитие каждого студента. Так как наше учебное заведение готовит специалистов творческих специальностей, неразрывная связь с родителями просто необходима. Вот результат: в прошедшем учебном году благодаря кропотливой работе творческого педагогического коллектива, в тесной взаимосвязи с родителями число лауреатов и дипломантов конкурсов различного уровня достигло свыше 170 (пять Гран-при международного, республиканского, регионального, областного уровней, 18 первых мест, 17 вторых мест и 22 третьих мест)! Хоровой коллектив колледжа (художественный руководитель — Л.О. Голубева) стал обладателем Гран-при на республиканском конкурсе «Созвездие талантов» и получил приглашение на участие в международном конкурсе в Италию. Оркестр народных инструментов (художественный руководитель — Е.Р. Китаров) удостоен звания народного.
Облик нашего колледжа — торжество единства добра и прекрасного, возвышающее человеческое достоинство не только тех, кто учится и трудится в такой атмосфере, но и тех, кто соприкасается с нами. И своим воздействием мы хотим способствовать сближению людей, без которого нет в мире будущего. Ведь эстетика подкрепляет дар знания, влияет на творческую активность молодежи. Наши студенты должны быть готовы к широкому музыкальному спросу общества, просветительству, учиться многому и разному, чтобы в будущем успешно реализовать себя в социуме. Выпускники нашего учебного заведения пользуются огромным спросом на рынке труда, что доказывает результат ежегодного мониторинга рынка труда и стопроцентное их трудоустройство. Также радует то, что все выпускники, окончившие в этом году наше учебное заведение, набрав на вступительных экзаменах высшие баллы, решили продолжить свое обучение в высших учебных заведениях, а именно в Алматинской консерватории имени Курмангазы и Астанинском университете искусств!
Впереди новый учебный год. Перед всей педагогической общественностью стоят непростые задачи. Поздравляю всех своих коллег с началом нового 2013-2014 учебного года! Желаю реализовать свой творческий потенциал на благо наших учеников и быть удостоенными такой же награды!
Ардак КАСЫМОВА,
заместитель директора
Атырауского
музыкального колледжа
«Академия народной
музыки
им. Д. Нурпеисовой»