Образование

Любви должно хватать на всех учеников

Школа дает ребенку не столько знания, сколько навыки адаптации в любой среде. А для этого педагог обязан прежде всего любить детей! Такова позиция учителя химии с 34-летним стажем Айман Утепкалиевой.

Она окончила школу лишь с двумя четверками, аттестат был — загляденье! Мечтала стать врачом, но отец не отпустил дочь в другой город. В то время в Атырау был один пединститут, в который она и сдала документы. После раздумий выбрала профессию учителя химии. А после прохождения практики в городской школе Айман поняла — профессия учителя для нее.

— Мой главный вывод был в том, что с подростками интересно, и у них можно многому на­учиться! И сейчас я продолжаю также многому учиться у своих учеников. Я ощутила позитивную энергетику от детей. Так, 34 года назад я пришла работать в родную школу №3. Мой первый выпуск был в 2003 году, ровно 20 лет назад, мы до сих пор общаемся. Все 32 выпускника состоялись в профессии, завели семьи.

75575

Конечно, в те годы дети немного отличались от нынешних — не засиживались в сотовых телефонах, и они были чуть воспитаннее, что ли. Они, конечно, так же не хотели учиться, дрались,… но при этом адекватно понимали, делали выводы после бесед, была ответственность. Сейчас труднее, потому что родители уделяют мало внимания своим детям. А путеводителем в жизни стали гаджеты. Конечно, мы стараемся привить им доброе, светлое, но этого недостаточно. Все зависит от того, какая в семье атмосфера, как родители относятся друг к другу, а дети будут вести себя так, как ведут родители. А родители хотят, чтобы школа не только дала знания, но и подготовила к взрослой жизни…

Как вы думаете, почему нет качества знаний?

— На мой взгляд, есть три причины – это переполненные классы, низкая материальная оснащенность школ и неучастие родителей в воспитании детей.

Переполненные классы не дают возможность работать с ребенком. Это и есть главная причина низкого уровня знаний учеников. Вот у нас принято хвалить уровень образования в НИШ и КТЛ, но там в классе сидит не более 10-12 учеников! Значит, есть возможность эффективно работать с каждым. Причем они же во второй половине дня занимаются дополнительно, разбирая ошибки, заполняя пробелы. А мы за 40 минут должны влить знания по химии сразу 30-ти подросткам…

Второе. Оснащенность на низком уровне. Во всей нашей школе всего пять интерактивных досок, а они должны быть у всех учителей. В наш кабинет химии ее дали четыре года назад. Но самое главное — у нас нет лабораторных, нет реактивов. Когда дали доску, также выдали много лабораторной посуды и одну бутылку кислоты (!) и все. А как ставить опыты без реактивов? Приходится их проводить виртуально. Я была в НИШ, у них отличная лаборатория, оснащенная всем необходимым. Там дети сами проводят опыты, это прекрасно. Отсюда и интерес детей, и высокий уровень знаний. У нас настолько маленькая лаборатория, что ученики могут только наблюдать за опытами учителя. Третье составляющая –это неучастие родителей в жизни своих детей. В нашей школе учатся дети из разных семей. Но для многих характерна общая черта, когда у родителей нет времени на детей, они мало общаются, не интересуются их повседневной жизнью, не поддерживают их стремление к знаниям, соответственно, у детей не будет интереса к учебе.

— Как считаете, критика в адрес проведенных реформ в образовании справедлива, всё так плохо?

— Я так не считаю, есть хорошие нововведения. Вот, к примеру, введены дискриптеры, честно говоря, их разработка также отнимает много времени учителя. Но они реально помогают школьнику разобраться в задании! По ним ученик должен понять, а потом начать решать. Также я как-то помогала коллеге при подготовке заданий по русскому языку. Была приятно удивлена, что при прохождении той или иной темы задания даются из разных жизненных случаев. И ребенок, помимо знаний о синтаксисе и пунктуации, получает информацию, как правильно поступить в той или иной ситуации. Также могу сказать по своему предмету.

К примеру, мы изучаем составы красок, то есть темы больше приближены к реальной жизни, поэтому понятны. Но минус в том, что учебники часто переиздаются, и в них бывает много ошибок. Также я поддерживаю введенное национальное квалификационное тестирование (НКТ), потому что учитель должен хорошо знать свой предмет. Как преподавать то, чего сам не знаешь? В прошлом году я сдавала НКТ, тесты мы проходим каждые пять лет, так никаких сложностей я не увидела. Конечно, для кого-то могут представить трудности обязательные тесты по педагогике и психологии. Но без знания этих вопросов также нельзя идти в школу. Ведь дети приходят из разных семей, и нужно найти подход к каждому. Ученики из благополучных семьей ведут себя нормально, к учителям относятся с уважением, но есть семьи, где агрессия в норме, соответствнно, дети ведут себя неадекватно. И здесь нужно быть мягким, потому что агрессия вызывает еще большую агрессию. Но однозначно в каждом ребенке присутствует доброта и сострадание, можно сказать, божья искра, до которой надо добраться и вытащить на свет. А для этого нужно любить детей. Без любви ты не сможешь понять душу ребенка, что он чувствует, что его беспокоит.

У меня в 9 классе был ученик, который принес мне много хлопот. Его поведение выходило за рамки. Я вынуждена была поставить в известность руководство школы, но с твердым условием, чтобы информация не уйдет за стены школы. Просто при нехорошем случае обвинят меня, что не доложила о происходивших нарушениях. Руководство поговорило с ним, подключили школьного психолога. В связке с его мамой, которую он также не воспринимал, без давления, мягко мы смогли найти к нему подход. В итоге он смог благополучно окончить 9 класс. Сейчас учится в колледже, увидев меня издалека, спешит поздороваться, и в каждый праздник не забывает поздравить по телефону. А если бы мы обратились в полицию, то ребенок бы потерял веру в хорошее…

 — Люди уверены, что учителя чуть ли не гребут деньги лопатой, ведь «каждый год им поднимают зарплату, дали статус», это правда?

– На самом деле, это мифы. Я считаю, что наша зарплата не соответствует объему работ. Одна ставка (16 часов), стаж и надбавки за «экспертность» оценивается в 250 тысяч тенге. Побольше получают учителя, у которых две и более ставки. Но это значит преподавать весь день, после чего человек даже говорить нормально не может. Представьте, каково вести шесть уроков до обеда и столько же после. А ведь у них есть семьи, дети, супруг и т.д. Кроме того, учитель каждый день должен готовиться к завтрашнему уроку. Поэтому, придя с работы, мы продолжаем работать. Лично я по субботам и воскресеньям готовлю поурочные планы для каждого класса. Ученики имеют разный уровень знаний, поэтому на каждый урок мы готовим отдельные задания для каждой категории.

 Кроме того, мы проверяем СОЧ и СОР, вопросы для которых также разрабатываем сами. Причем для каждого ученика согласно уровню его знаний. Потом мы должны анализировать работы каждого ученика, разобрать ошибки. В общем, объем работы большой, а зарплата маленькая. Ставка должна быть хотя бы 400 тысяч тенге. Поэтому не идут в педагоги. В прошлом году в школу пришли хорошие молодые учителя младших классов, я заметила, в них есть главное – любовь к детям. Но нагрузка на них очень большая, а зарплата маленькая. Так не хочется, чтобы они уходили…

Айман Утепкалиева замечательная супруга, мама и бабушка. Дочь работает главным бухгалтером, сын также занимает высокую должность в иностранной компании. Ее приглашали в BINOM, но она не может оставить родной коллектив, да и «до пенсии осталось немного».

«В нашей семье неизменна одна традиция – вечером мы все собираемся за ужином и разговариваем, я слушаю новости от своих детей, мужа, рассказываю свои, обсуждаем. Это чаепитие важно, она дает тепло и заряжает энергией на завтрашний день. Эти традиции от отца. Мама ушла из жизни рано. Папа был очень добрым человеком, вырастил и дал высшее образование всем восьмерым детям. По пятницам он читал Коран, а мы, несмышленыши, смеялись, пытаясь его отвлечь. И только тогда он выражал свое недовольство одним словом «Сендерді шайтан соғар!», на что мы смеялись еще больше», — рассказывает Айман Утепкалиева.

На педагогах лежит большая ответственность. Вместе с родителями они должны подготовить образованных, адаптированных к жизни граждан, любящих свою Родину. Важно, чтобы обе стороны помнили и понимали эту главную цель.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button