Летите, голуби!
Сегодня 40 дней, как нет среди нас Виктора Александровича Рассухина.
40 лет в прошлом, 2017, году исполнилось его педагогической деятельности – ветерана педагогического труда, Почетного работника образования Казахстана.
– Рассухин – это же визитная карточка нашего города! – воскликнул недавно в разговоре коллега.
Вот какое мнение у людей. Не о каждом ведь скажут такое, и не случайно, наверное, вырвалось это сказанное с гордостью за наш родной край.
Виктор Александрович Рассухин! Доброжелательная улыбка, излучение мысли и доброты, лучащееся дружелюбие……
Малыши быстро и весело отвечают на мои вопросы:
– Почему мы должны трудиться?
– Для чего нужны деньги?
– Кто вас кормит и одевает?
–Кем вы хотите стать и почему?
Интервью с моими маленькими собеседниками после урока экономики в начальных классах настолько захватывает меня, что мы прихватываем всю перемену. Тема, убедительно преподнесенная на уроке, бурно развивается. Виктор Александрович хитро улыбается: «Вы их еще вот о чем спросите!»
Сам же урок был настолько увлекателен, что счастьем было ожидание его продолжения. Виктор Александрович полностью владел обстановкой в классе, потому что ему удавалось главное: он чувствовал свою аудиторию, буквально растворялся в каждом ребенке, увлекая его своими знаниями, уводя в загадочный мир нового предмета, сам же продолжал творить новое, неизведанное.
Не раз приходилось бывать на его уроках, и каждый раз окуналась в необыкновенную атмосферу творчества. Это было похоже на чудо. Чудо познания нового.
Прежде чем начать вести такие уроки по изучению предмета «Введение в экономику» и «Прикладная экономика», директор школы-лицея №17 В.А. Рассухин открыл на базе возглавляемой им школы Региональный центр по прикладной экономике, школа несколько лет работала над внедрением программы экономического образования учащихся, сначала начали учиться учителя начальных классов всех районов нашей области. Учебу прошли сотни учителей. В результате центр целенаправленно заработал в полную силу, дал свои результаты: новая программа получила повсеместное распространение в областном центре и во всех районах области. Ученики с 1-го по 11-й классы начали получать экономическое образование уже тогда, приобщаясь к экономике, готовились к реальному рынку. Буквально за три года азы экономического всеобуча освоили в 102 школах под руководством 180 учителей более 21 тысячи учащихся.
А Рассухин идет дальше, вернее, бежит впереди всех, обгоняя время, к новым достижениям. Профессионализм, широкий кругозор, колоссальные организаторские способности позволяют ему превратить обычную городскую школу в настоящий полигон для внедрения все новых и новых идей в образовании. И все оказались плодотворными и результативными.
А как все началось?
В.А. Рассухин сам выпускник «семнадцатой», некогда школы имени Кирова. С отличными результатами окончив физмат, вернулся в родную школу. Яркая масштабная личность, он смотрел далеко вперед, видя у своей школы большое будущее.
– Вот, написал программный материал о школе на конкурс общеобразовательных школ «Гранты для школ» Фонда Сорос – Казахстан, случайно узнал о нем, – поделился он со мной как-то при встрече, – посмотрим, что будет.
Стоял 1996 год. Оказался судьбоносным для «семнадцатой». Он выиграл, победил. И жизнь в старой школе забурлила, забила ключом. В жизнь школы вошли новые веяния. Общеобразовательные программы Фонда «Сорос – Казахстан» реализовывались быстро и качественно. Учителя школы прошли подготовку через обучающие семинары, на базе лицея заработал координационный центр по программам «Дебаты», «Критическое мышление», «Здоровый образ жизни», в практику школы были внедрены и такие образовательные программы, как: «Гражданское образование», «Введение в экономику», «Прикладная экономика», «Одиссея Разума», другие. А сам директор лицея стал настоящим менеджером образования. Генератор идей, первопроходец – все это он. И кабинет директора школы напоминал некую интеллектуальную лабораторию. Всюду книги, кипы газет и журналов, и учебники, пособия, учебные сборники… Рулоны школьных стенгазет, сувениры, изготовленные руками учеников… Заходить сюда было необычайно интересно. Вот это настоящее пиршество интеллекта! – думала каждый раз, переступая порог не похожего ни на чьи другие директорского кабинета.
– А там труба течет! – вдруг вбегает в кабинет директора школы взволнованный первоклассник.
– Где там? – с улыбкой глядя на малыша, приподнимается из-за стола Виктор Александрович, вместе с учеником спешит на место аварии. Вот так, запросто, в кабинет директора мог зайти любой ученик, и каждый был уверен: его поймут, выслушают.
Масштабная, творческая личность. Человек безграничных знаний, эрудит, стремящийся постоянно узнавать новое, желающий постоянно учиться сам, думающий, ищущий. Полет его мысли не знал границ. Таков был этот человек, беспокойный, влюбленный в жизнь.
Но, прежде всего, он всегда оставался учителем. Свой предмет – физику – любил и знал досконально, и смог привить любовь к физике десяткам своих учеников, которые из года в год выбирают этот предмет профильным при поступлении в вуз.
Ему удалось построить свою Школу нового времени. Дать блестящие знания своим ученикам, о каждом из которых он мог рассказывать бесконечно. Гордился достижениями выпускников, лично интересовался судьбой каждого из них. Он не просто любил своих учеников, он отвечал за их знания перед своей совестью. Именно ответственностью за их судьбу и была продиктована большая кропотливая работа: под его руководством в лицее проводилась полная аналитическая диагностика всех школьных показателей. Именно в аналитике В.А. Рассухин видел смысл учебной деятельности школы, считая самой большой необходимостью исследовать полученные в школе знания каждого ученика.
…И снова глагол «был». Да, Виктор Александрович был человеком тонкой душевной организации, очень чувствительным и впечатлительным. Его могли до слез взволновать чужие человеческие переживания, восхитить осенние краски, удивить пение птиц. По осени он всегда собирал кленовые листья, эти букеты дарили ему лирическое настроение, в такие минуты он часто декламировал любимые стихи, особенно любил Р. Рождественского – конечно, мы выросли на его стихах – и больше ему по душе были эти поэтические строки:
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела,
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей – жила…
Невеликая награда,
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то ждал.
Он сам был таким. Предельно скромным, неприхотливым человеком высокой нравственной чистоты. Он был счастливым: не знал, что такое зависть, злость. В нем была эта такая редкая строгость души.
Размышляя о призвании учителя, Виктор Александрович рассуждал: «Мое мнение однозначно, все зависит от самого учителя. Говорим о престиже, статусе. Но давайте задумаемся. Ведь и слово «престиж» имеет несколько значений. Речь, скорее всего, должна идти о профессионализме. А он ценен в любой профессии. Надо просто любить свою работу. Учитель никогда много не получал в смысле денег, но ведь мы гордимся старыми учителями, а почему? Они любили свою работу, были преданы ей. И мы учились у них, и благодарны им за эти уроки. И позже, когда сами стали учителями, нам было стыдно уйти после уроков с работы домой, не доделав что-то. Критерий, убежден, не деньги. Я горжусь тем, что 30 моих учеников выбрали профессию учителя».
У него было полное право так говорить. Своим нелегким учительским трудом он заработал настоящий авторитет. Благодаря его беззаветному служению школе к нему пришло настоящее уважение. О высокой оценке его профессионализма говорит тот факт, что ежегодно на вечер встречи с выпускниками приезжали его ученики со всех концов, чтобы только увидеться с ним и рассказать о своей учебе, об успехах, просто поговорить о жизни. И на каникулы всегда приезжали и шли к нему, как идут к родителям. Ждали от него оценки своих достижений. Он искренне радовался каждому своему питомцу, и не было конца его рассказам о своих любимых учениках.
Послушаем же мнение людей, стоявших у руля образования области:
– Это великий педагог, он отлично знал свой предмет. Многие выпускники школы-лицея №17 стали благодаря ему учителями физики. У него прекрасные организаторские способности. Поэтому я и пригласила его в свое время на должность заместителя начальника облоно. Это было в 1986 году. Нужно было воспитательную работу поднять на должный уровень. И он справился, плюс к тому, он курировал интернатные учреждения. Работа в этом направлении стала конкретной, предметной. Много внес он в работу школы-интерната №1 для сирот.
А 1989 году на базе школы №17 мы открыли первый в городе лицей при школе, я спросила его: «Пойдете директором в эту школу? Вы сможете!» И он согласился. Это был первый эксперимент по открытию лицея. Вскоре и вся школа получила статус школы-лицея под его умелым руководством. Сегодня все говорят о бизнесе. А эта работа у нас уже тогда успешно шла, во время руководства В.А. Рассухиным школа-лицей №17 стала лучшей в областном центре, заработали новые проекты, школа стала образцовой, – рассказывает заслуженный работник РК, Почетный гражданин Атырауской области Жайлы Букешевна Умирбекова, – его вклад в образование области неоценим.
– В.А. Рассухин – это учитель от Бога. Скромнейший человек, никогда не говоривший о себе громко, не выставлявший напоказ свою персону. Знал только свою школу, стремился дать полные знания ученикам. На ЕНТ у его учеников до последнего были самые высокие показатели по физике. Вот это настоящий Учитель с большой буквы. Главное – скромный. А ведь о нем можно говорить и говорить – все только хорошее. А в нашем народе скромность считается главным украшением человека. За это и уважают его люди. Человек высокой культуры, порядочный, воспитанный, никому не завидовал, ни о ком не говорил плохо. Просто с головой был занят своей работой. Но он настоящий герой нашего времени, и его труд – подвиг, – говорит персональный пенсионер РК, ветеран госслужбы и образования, отличник просвещения КазССР, Почетный гражданин г. Атырау Сауле Лукпановна Лукпанова.
Мнение директора школы-лицея №17 Зухры Тогайбаевны Алмаш таково:
– Высоко ценю В.А. Рассухина. Это золотой Фонд школьного директорства. Я преклоняюсь перед его профессионализмом. В том, что семнадцатая до сих пор занимает лидирующие позиции, его заслуга.
– Вы не знаете случайно полного текста песни «Прощайте, голуби»? – спросил он меня как-то, – это было совсем недавно, несколько лишь лет назад! – готовлюсь к выпускному, вот придумал сценарий, хочется поинтереснее что-то сделать, эту песню хотел использовать.
Надо было почувствовать его радость, когда я продиктовала ему текст песни. Радовался как ребенок!
Вечер тот удался. Как и все, за что он брался. Ведь он во все вкладывал душу, а суфлером ему было его сердце. Разлетелись оперившиеся птенцы. Сколько своих питомцев он проводил в большую жизнь!
«…Пусть летят они, летят,
И нигде не встречают преград!»
Регина ВАЛИШЕВА