Образование

Какая польза образованию от попечительских советов?

Реформы в сфере образования вносят новое и в деятельность общеобразовательных школ. Одна из новых форм работы — это усиление функции попечительских советов, которые существуют в нашей стране более десяти лет. Но все эти годы они работали формально (во всяком случае, в школах), не имея действенной юридической силы и финансовых ресурсов.

Серьезно изменил ситуацию приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года, который юридически усилил полномочия советов, в частности, их роль в контроле за расходованием средств организации образования.

Новая форма общественного контроля наделена большими полномочиями и, кстати, ничего общего с родительскими комитетами не имеет. Правда, пока в Атырау попечительские советы в школах никак не разгонятся, не наберут силу, хотя в других регионах уже активно работают.

 — На самом деле у них очень много функций, и мы просто их недооцениваем, — считает директор департамента по контролю над качеством образования Саткан Есенгалиев. — Самое главное — у попечительского совета появились счета, и они могут контролировать не только моральный климат в школе, но и оказывать благотворительную помощь, проверять расходы, добиваться прозрачности расходуемых средств. Среди последних новшеств — это отчет администрации школ перед попечительским советом, члены которого вырабатывают предложения при формировании бюджета организации образования. Попечительский совет имеет свой сайт, свои страницы в социальных сетях, чтобы быть в постоянном контакте с родителями и учениками. Теперь директора школ назначаются не только приказом руководителя отдела образования, а решением попечительского совета, члены которого могут отклонить кандидатуру, если есть сомнения в его компетентности. Кандидаты в директора должны защитить перед советом свою программу работы в учебном заведении.

По сути, начинается реформа, ведущая к большой прозрачности менеджмента школ. По своему содержанию попечительские советы должны стать новой, прогрессивной общественной формой управления школами.

— В состав попечительского совета школ могут войти представители маслихата, исполнительных органов, правоохранительных органов, индивидуальные предприниматели, представители общественных объединений, родители учащихся данных школ, а также благотворители и выпускники школ, — говорит руководитель городского отдела образования Фаруза Шангереева. — Нередко бывают случаи, когда выпускники в благодарность хотят что-то подарить родной школе. Можно предложить им перечислить эту сумму на счет попечительского совета, члены которого будут решать, куда направить средства – купить школьнику из малообеспеченной семьи теплую одежду или направить учителя на курсы повышения квалификации.

Члены совета могут привлечь спонсоров в школу, добиваться выделения путевок в лагеря и оздоровительные центры, отслеживать обеспечение горячим питанием, питьевой водой, новыми учебниками. И даже могут помочь школе хорошо провести выпускной бал.

По-настоящему роль попечительских советов усилится, когда по всей республике будет внедрено подушевое финансирование. Каждая школа начнет получать от государства по 220 тысяч тенге в год на одного ученика. Тогда они смогут, например, премировать педагогов, чьи ученики показывают хорошие результаты или, наоборот, отказаться от услуг слабого учителя, работой которого недовольны.

Пока подушевое финансирование практикуется экспериментально в некоторых школах Астаны и уже дает хорошие результаты.

 Вполне возможно, что родительские комитеты, которые практически растеряли свои функции и во многих школах существуют формально, будут ликвидированы, так как во многом дублируют работу попечительского совета, не имея при этом юридического статуса.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button