Какая польза образованию от попечительских советов?
Реформы в сфере образования вносят новое и в деятельность общеобразовательных школ. Одна из новых форм работы — это усиление функции попечительских советов, которые существуют в нашей стране более десяти лет. Но все эти годы они работали формально (во всяком случае, в школах), не имея действенной юридической силы и финансовых ресурсов.
Серьезно изменил ситуацию приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года, который юридически усилил полномочия советов, в частности, их роль в контроле за расходованием средств организации образования.
Новая форма общественного контроля наделена большими полномочиями и, кстати, ничего общего с родительскими комитетами не имеет. Правда, пока в Атырау попечительские советы в школах никак не разгонятся, не наберут силу, хотя в других регионах уже активно работают.
— На самом деле у них очень много функций, и мы просто их недооцениваем, — считает директор департамента по контролю над качеством образования Саткан Есенгалиев. — Самое главное — у попечительского совета появились счета, и они могут контролировать не только моральный климат в школе, но и оказывать благотворительную помощь, проверять расходы, добиваться прозрачности расходуемых средств. Среди последних новшеств — это отчет администрации школ перед попечительским советом, члены которого вырабатывают предложения при формировании бюджета организации образования. Попечительский совет имеет свой сайт, свои страницы в социальных сетях, чтобы быть в постоянном контакте с родителями и учениками. Теперь директора школ назначаются не только приказом руководителя отдела образования, а решением попечительского совета, члены которого могут отклонить кандидатуру, если есть сомнения в его компетентности. Кандидаты в директора должны защитить перед советом свою программу работы в учебном заведении.
По сути, начинается реформа, ведущая к большой прозрачности менеджмента школ. По своему содержанию попечительские советы должны стать новой, прогрессивной общественной формой управления школами.
— В состав попечительского совета школ могут войти представители маслихата, исполнительных органов, правоохранительных органов, индивидуальные предприниматели, представители общественных объединений, родители учащихся данных школ, а также благотворители и выпускники школ, — говорит руководитель городского отдела образования Фаруза Шангереева. — Нередко бывают случаи, когда выпускники в благодарность хотят что-то подарить родной школе. Можно предложить им перечислить эту сумму на счет попечительского совета, члены которого будут решать, куда направить средства – купить школьнику из малообеспеченной семьи теплую одежду или направить учителя на курсы повышения квалификации.
Члены совета могут привлечь спонсоров в школу, добиваться выделения путевок в лагеря и оздоровительные центры, отслеживать обеспечение горячим питанием, питьевой водой, новыми учебниками. И даже могут помочь школе хорошо провести выпускной бал.
По-настоящему роль попечительских советов усилится, когда по всей республике будет внедрено подушевое финансирование. Каждая школа начнет получать от государства по 220 тысяч тенге в год на одного ученика. Тогда они смогут, например, премировать педагогов, чьи ученики показывают хорошие результаты или, наоборот, отказаться от услуг слабого учителя, работой которого недовольны.
Пока подушевое финансирование практикуется экспериментально в некоторых школах Астаны и уже дает хорошие результаты.
Вполне возможно, что родительские комитеты, которые практически растеряли свои функции и во многих школах существуют формально, будут ликвидированы, так как во многом дублируют работу попечительского совета, не имея при этом юридического статуса.
Марина КУАНЫШЕВА